Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крест в христианстве

  Крест в христианстве — один из самых старейших и самых универсальных символов. Он является совершенным символом Христа, ибо на нем Христос принес себя в жертву. Однако в более широком смысле крест стал символом христианства, а также символом искупления и спасения через христианство. Какой формы и вида был Крест Иисуса Христа — доселе археологами с точностью не определено. Из рассказов церковных писателей IV века об обретении Креста Христова матерью императора Константина Великого св. царицей Еленой видно, что он ничем не отличался от крестов двух распятых вместе с ним разбойников.

Как орудие казни в древнем мире, крест в разных частях римской империи был неодинаковой формы: иногда — просто вертикально утвержденный в земле брус или бревно, иногда — два бруса, сложенных наподобие знака X (crux decus-sata, позже — крест бургундский); иногда — два бруса, из которых один, более длинный, устанавливался вертикально в земле, а другой, меньший, прикреплялся к нему горизонтально, так что крест, таким образом, походил на букву «тау» (египетская форма креста, crux commissa vel patibulata, разбойничий, Антониевский).

Порой горизонтальная часть креста прикреплялась не поверх вертикального бруса, а несколько ниже, так что крест получал вид четырехконечного (crux immissa vel capitata).

По мнению большинства археологов, принадлежностями креста той и другой формы были: седалище (sedile) — кусок дерева в виде рога, вставленный в продольный брус спереди посередине, так что распятый опирался на него или сажался верхом (отсюда выражения: cruce sedere, cruce inequitare), и подложие (suppedaneum) — кусок дерева, о который опирались ноги распятого.

Над головою приговоренного большей частью прикреплялась дощечка, на которой обозначалось преступление распятого.

Если эта дощечка и подножие выступали за продольные грани вертикального бруса, крест оказывался семиконечным или восьмиконечным; если ни дощечка, ни подножие не выступали за грани бруса, крест был четырехконечным; наконец, если за грани выходило только одно подножие или одна дощечка, крест был пятиконечным или шестиконечным.

Данные о том, какую из перечисленных форм имел Крест Иисуса Христа, содержатся отчасти в письменных свидетельствах отцов церкви и церковных писателей, отчасти в вещественных памятниках христианской древности.

Апостол Варнава в своем послании при объяснении слов пророка Иезекииля: «Сказал Господь: пройди посреди града (Иерусалима) и изобрази may на лицах всех болезнующих о беззакониях», говорит: «В букве тау ты имеешь крест». Тертуллиан повторяет: «Греческая буква тау, а наша (латинская) есть образ креста».

О том, что кроме дощечки с надписью на трех языках: «Иисус Назарянин, царь иудейский» на Кресте Иисуса Христа находилось и седалище, и подножие, свидетельствуют Тертуллиан, Ириней, Иустин-философ и др.

Хотя распятые часто прикреплялись к кресту лишь веревками, Христос был несомненно пригвожден (Иоан. 20: 25, 27), вероятно, четырьмя гвоздями: двумя по рукам и двумя по ногам (а не обе ноги одним гвоздем, как иногда, начиная с XIII века, изображается распятие на западных картинах и иконах). С распинаемых обыкновенно снимали одежду (Лук. 15: 24), но, по мнению большинства исследователей, на Иисусе Христе было оставлено препоясание по чреслам. Об этом прямо свидетельствует один из древнейших памятников христианской литературы — апокрифическое евангелие Никодима. Многие археологи вслед за Оригеном и Тертуллианом думают, что Иисус Христос был распят в том венке, который был возложен ему на голову еще на судилище.

С давних пор существует мнение, что Крест Христа был составлен из разных видов дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, дощечка с надписью — из масличного дерева. Видоизменением этого мнения является убеждение русских старообрядцев, что Крест Христа был сложен из певга, кипариса и кедра.

Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала церкви.

Но до самой эпохи Константина Великого верующие удерживались от изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более от изображения его вместе с Распятым.

Существуют множество символов креста: якорь, а также фигура I которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata, но которая, по мнению почти всех современных археологов, не более чем символ или же греческая буква.

Около второй половины II века к этой фигуре (или букве) стали присоединять букву или продоль­ную черту, ставя ее посередине, так что получался знак.

Некоторые считают этот знак монограммой имени Христова, образованного из греческих букв и X и Р. Позднее вместо | в середине стали ставить Р, вторую букву имени Христос, от чего образовался часто встречающийся на памятниках третьего и последующих веков тот знак, который явился на небе Константину Великому.

После появления ереси Ария к этой монограмме стали присоединять буквы а и со, в которых видят указание на то, что Иисус Христос и Бог-Отец — одна сущность.

Еще позже, после окончательного торжества христианства над язычеством, эту монограмму стали обводить кругом, а с 350 года — проводить в ней поперечную черту.

 

С 355 года в ней стали опускать X, так что монограмма получила вид, приведенный ниже, а потом начали вставлять в нее крест греческой формы, опуская букву Р, но сохраняя буквы а и со, причем все четыре части креста стали изображаться постепенно утолщающимися к концам.

 

Позже такой крест в России получил название корсунского — от Корсуни (Херсонеса), откуда эту форму креста вывез в Киев св. Владимир.

 

 

Одной из фаз, через которые прошло начертание креста от аллегорического и символического его изображения до окончательного утверждения формы, является так называемое гаммированное изображение, состоящее из соединения четырех гамм (буквы греческого алфавита Г).

Оно имеет вид, который ошибочно называют свастикой. Однако это, разумеется, не свастика, ибо концы креста просто загнуты назад и вниз.

Вопрос о форме креста имеет важное практическое значение для русской церкви.

В то время как на Западе у католиков и христиан других вероисповеданий практикуется почти исключительно и повсеместно крест четырехконечный (лишь в XIII—XV веках был также в большом и нередко преимущественном — особенно при папском и епископском богослужении — употреблении крест восьмиконечный), многомиллионная масса русских старообрядцев признает единственно правильным восьмиконечное изображение креста, отвергая как ересь крест четырехконечный («латынский крыж») и всякий другой.

«Археологически мотивированная полемика старообрядцев против православной церкви, допускающей одинаково восьмиконечную, шестиконечную и четырехконечную формы креста (лишь в «чине освящения нового дома», приведенном в одной из богослужебных книг, вменяется в обязанность наносить на стенах дома крест восьмиконечный, с надписями и с изображениями копия и трости), изложена главным образом в символической книге старообрядцев «Поморские ответы», а опровержение старообрядческого мнения представляет весьма обширную литературу, начиная с «Жезла правления» Симеона Полоцкого (1666 г.) и кончая новейшими учебниками духовных семинарий по обличению старообрядства».

Необходимо добавить, что помимо перечисленных в статье форм креста история знает еще несколько его разновидностей.

Это, в частности, крест мальтийского рыцарского ордена: Белый крест этой формы на черном фоне с самого начала был эмблемой военного и религиозного ордена госпитальеров, называемых также иоаннитами, которые посвятили себя задаче освобождения от мусульман Святой земли во времена крестовых походов (1095—1272).

Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее — на Мальту (в 1529) — отсюда это название.

Лорранский крест, или крест Лоррана, имеет две поперечные линии. Является подобием нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили герцогством Лорранским во Франции с начала XVI века. Жанна д'Арк, родившаяся неподалеку от Лоррана, как утверждается, именно этот крест считала своей эмблемой. Эта форма креста была одобрена генералом Шарлем де Голлем в июне 1940 года как символ освобождения Франции от нацистских оккупантов, а также как символ организации «Свободная Франция».

 

Крест Папы Римского также носит название «тройной крест».

Используется в процессиях, в которых участвует Папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Дерево жизни.

 

Гамма-крест, или Гаммадиои, назван так из-за его формы, призошедшей от греческой буквы «гамма». Утверждается, что он символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто такой крест можно увидеть на одеждах священников православной церкви.

 

Железный крест, обрамляемый серебряной каймой, был учрежден Фридрихом Вильгельмом III Прусским в 1813 году во время войн с Наполеоном. В геральдике эта форма называется «патте» (по-франц. «лапа») из-за своей формы, напоминающей четыре лапы. Во время Второй мировой войны Гитлер добавил к этому кресту нацистскую свастику; официально она была убрана в 1957 году.

Кельтский крест (IX—XI вв.) — иногда называемый крестом Ионы или Круглым крестом — представляет собой соединение архаичного круга-мандалы с христианским крестом, то есть древних языческих обычаев с новой пришедшей к кельтам верой.

Круг символизирует как солнце, так и вечность. Крест появился в Ирландии до VIII века, он зачастую украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами.

 

Крест с листьями клевера на концах называется в геральдике «Крест Боттонни». Лист клевера является символом Троицы, и крест выражает ту же идею.

Также он используется для обозначения Воскресения Христа.

 

Копты — это египетские христиане. Христианство распространилось в Египте очень быстро: этому содействовали вырождение и упадок древней религии, да и те светлые фиванские ноты, которые еще продолжали звучать в ней, располагали к принятию учения о Троице, воплощении и откровении. При Диоклетиане масса египтян крестились из ненависти к правительству и фанатически шла на мучения. Поэтому в знак жертвенности коптский крест украшен четырьмя гвоздями.

Иерусалимский крест представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Большой крест символизирует Христа, четыре маленьких — четырех евангелистов. Кроме того пять крестов вместе также могут символизировать раны Христа. В качестве герба этот крест был взят лотарингским герцогом и завоевателем Святой земли Годфридом Бульонским, который возглавил Первый крес­товый поход в 1099 году. Иерусалимский крест часто используется на покрывалах алтаря.

Крест кросслет также называется Тевтонским крестом. Четыре маленьких крестика на концах символизируют четыре Евангелия.

В виде косого креста кросслет называется крестом св. Юлиана.

 

В 1958 году Джералд Холтом разработал так называемый «крест мира» для возникшего «Движения за ядерное разоружение». На создание этого символа Холтома вдохновила семафорная азбука.

Он составил крест из ее символов для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение.

Этот символ привлек внимание общественности, и сейчас редкий марш протеста обходится без него.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчетная часть | Введение. Формирование революционного мировоззрения декабристов
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал