![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Крест в христианстве
Как орудие казни в древнем мире, крест в разных частях римской империи был неодинаковой формы: иногда — просто вертикально утвержденный в земле брус или бревно, иногда — два бруса, сложенных наподобие знака X (crux decus-sata, позже — крест бургундский); иногда — два бруса, из которых один, более длинный, устанавливался вертикально в земле, а другой, меньший, прикреплялся к нему горизонтально, так что крест, таким образом, походил на букву «тау» (египетская форма креста, crux commissa vel patibulata, разбойничий, Антониевский).
По мнению большинства археологов, принадлежностями креста той и другой формы были: седалище (sedile) — кусок дерева в виде рога, вставленный в продольный брус спереди посередине, так что распятый опирался на него или сажался верхом (отсюда выражения: cruce sedere, cruce inequitare), и подложие (suppedaneum) — кусок дерева, о который опирались ноги распятого. Над головою приговоренного большей частью прикреплялась дощечка, на которой обозначалось преступление распятого. Если эта дощечка и подножие выступали за продольные грани вертикального бруса, крест оказывался семиконечным или восьмиконечным; если ни дощечка, ни подножие не выступали за грани бруса, крест был четырехконечным; наконец, если за грани выходило только одно подножие или одна дощечка, крест был пятиконечным или шестиконечным.
Апостол Варнава в своем послании при объяснении слов пророка Иезекииля: «Сказал Господь: пройди посреди града (Иерусалима) и изобрази may на лицах всех болезнующих о беззакониях», говорит: «В букве тау ты имеешь крест». Тертуллиан повторяет: «Греческая буква тау, а наша (латинская) есть образ креста». О том, что кроме дощечки с надписью на трех языках: «Иисус Назарянин, царь иудейский» на Кресте Иисуса Христа находилось и седалище, и подножие, свидетельствуют Тертуллиан, Ириней, Иустин-философ и др. Хотя распятые часто прикреплялись к кресту лишь веревками, Христос был несомненно пригвожден (Иоан. 20: 25, 27), вероятно, четырьмя гвоздями: двумя по рукам и двумя по ногам (а не обе ноги одним гвоздем, как иногда, начиная с XIII века, изображается распятие на западных картинах и иконах). С распинаемых обыкновенно снимали одежду (Лук. 15: 24), но, по мнению большинства исследователей, на Иисусе Христе было оставлено препоясание по чреслам. Об этом прямо свидетельствует один из древнейших памятников христианской литературы — апокрифическое евангелие Никодима. Многие археологи вслед за Оригеном и Тертуллианом думают, что Иисус Христос был распят в том венке, который был возложен ему на голову еще на судилище. С давних пор существует мнение, что Крест Христа был составлен из разных видов дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, дощечка с надписью — из масличного дерева. Видоизменением этого мнения является убеждение русских старообрядцев, что Крест Христа был сложен из певга, кипариса и кедра.
Но до самой эпохи Константина Великого верующие удерживались от изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более от изображения его вместе с Распятым. Существуют множество символов креста: якорь, а также фигура I которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata, но которая, по мнению почти всех современных археологов, не более чем символ или же греческая буква. Около второй половины II века к этой фигуре (или букве) стали присоединять букву или продольную черту, ставя ее посередине, так что получался знак.
После появления ереси Ария к этой монограмме стали присоединять буквы а и со, в которых видят указание на то, что Иисус Христос и Бог-Отец — одна сущность. Еще позже, после окончательного торжества христианства над язычеством, эту монограмму стали обводить кругом, а с 350 года — проводить в ней поперечную черту.
Оно имеет вид, который ошибочно называют свастикой. Однако это, разумеется, не свастика, ибо концы креста просто загнуты назад и вниз.
В то время как на Западе у католиков и христиан других вероисповеданий практикуется почти исключительно и повсеместно крест четырехконечный (лишь в XIII—XV веках был также в большом и нередко преимущественном — особенно при папском и епископском богослужении — употреблении крест восьмиконечный), многомиллионная масса русских старообрядцев признает единственно правильным восьмиконечное изображение креста, отвергая как ересь крест четырехконечный («латынский крыж») и всякий другой.
Необходимо добавить, что помимо перечисленных в статье форм креста история знает еще несколько его разновидностей.
Изгнанные в 1291 году, они перенесли свою штаб-квартиру на Родос (в 1310 году), а позднее — на Мальту (в 1529) — отсюда это название.
Используется в процессиях, в которых участвует Папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Дерево жизни.
Круг символизирует как солнце, так и вечность. Крест появился в Ирландии до VIII века, он зачастую украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами.
Также он используется для обозначения Воскресения Христа.
В виде косого креста кросслет называется крестом св. Юлиана.
Он составил крест из ее символов для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Этот символ привлек внимание общественности, и сейчас редкий марш протеста обходится без него.
|