Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответ: 134
Комментарий:
233. Мораль – это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека. Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической, духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке. Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей. В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания… Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат, то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков. (Адаптировано по А.В. Опалеву)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2. С каких позиций, по мнению автора, мораль регулирует общественную жизнь? В каких пределах действуют моральные нормы? 3. Существует мнение, что моральные нормы делают человека полностью несвободным. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения. 4. В тексте приведены отличия моральных норм от правовых. Назовите любые три из них. Чем обеспечивается соблюдение моральных норм? 5. К политике и бизнесу нередко относятся как к сферам, свободным от морального регулирования. Приведите три объяснения того, почему в этих сферах особенно необходимо соблюдение моральных норм. 6. Продавец супермаркета С. узнала о том, что её коллега Р. регулярно обсчитывает покупателей. Увидев, что после её предупреждения поведение коллеги не изменилось, С. обратилась к администрации, и Р. была уволена. Часть сотрудников одобрили поступок С., часть – осудили. Найдите в тексте объяснение поступка С., и поведения других сотрудников. Какие положительные качества личности С. проявились в этой ситуации (укажите любые два качества)?
234. Так случилось, что о жизни людей в далеком прошлом мы знаем во многом благодаря религии. Религия — вера в существование богов, сверхъестественных сил. Религия появилась очень давно, на заре развития человечества. Древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений. Наши далекие предки верили, что дождь и засуху, землетрясение и извержение вулкана, лесной пожар и наводнение насылают на них какие-то неведомые силы. От тех же неведомых сил зависели, по мнению древних, и здоровье человека, и многое-многое другое. Эти неведомые силы люди просили о помощи. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее — деньги... Религиозные люди считали, да и сейчас считают, что жизнь человека не заканчивается его смертью: смерть — переход в другую жизнь (эту жизнь называют загробной). Поэтому в могилу старались поместить всё, что могло потребоваться человеку в загробной жизни: оружие, одежду, обувь, украшения, посуду, даже коня, слуг и любимую жену умершего. Теперь археологи (учёные, изучающие следы жизни древних людей) находят эти могилы и по их содержимому узнают о земной жизни в давно прошедшие времена. Для того чтобы общаться с богами, люди возводили храмы. Дома людей строились большей частью из дерева (там, где оно было) или других не очень долговечных материалов, а дома богов — из камня. Потому-то храмы и составляют большую часть дошедших до нас из далёкого прошлого построек, по ним мы судим о том, как строили и украшали здания. А строили и украшали храмы лучшие мастера — строители, художники, скульпторы, резчики по дереву и камню, поэтому в них можно увидеть множество шедевров — выдающихся произведений искусства. Можно верить в бога (или богов), можно не верить, — это личное дело каждого человека. Но с тем, что многие свои культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии, согласятся многие. (По материалам энциклопедии для школьников)
1. Как в различных областях (сферах) жизни людей отражались их религиозные представления? Используя содержание текста, назовите две области (сферы) и кратко поясните свой ответ. 2. У русского народа есть много обычаев, связанных с домовым. Согласно некоторым из них, чтобы домовой заботился об избе и хозяйстве, ему оставляли на ночь угощение, дарили ленты и монеты, а при переезде в новый дом хлебом-солью звали его с собой. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос. 3. Какую свободу (право) человека можно выразить фразой: «Можно верить в Бога (или богов), можно не верить — это личное дело каждого человека»? С опорой на знания курса, факты общественной жизни и личный опыт приведите два свидетельства реализации этой свободы (права) человека в современной России. 4. Согласны ли Вы с приведённой в тексте оценкой значительной роли религии в сохранении культурных ценностей человечества? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. 5. Что такое религия? Какие две причины её появления приведены в тексте? 6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 235. В самом общем определении ценность – это всё, что значимо для человека и, следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию», культивированию самого человека. Ценности подразделяются на природные (всё, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырьё, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д.) и культурные (всё, что создал человек). В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые, в конечном итоге, и определяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процессы их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. Созданные материальные ценности и есть сфера материальной культуры. Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живёт не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как человека отличает от других живых существ его разум (сознание), духовный мир, то определяющей сферой культуры становится духовная культура. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. способствовать развитию его духовного мира. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. (Адаптировано по Б. Свешникову.)
1. Что автор называет ценностью? Назовите четыре вида ценностей, которые он выделил. 2. Дизайнеры одежды два раза в год выпускают новые коллекции, а многие произведения литературы и изобразительного искусства не теряют своего значения на протяжении многих веков. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении. 3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 4. Используя содержание текста, объясните, как ценности любых двух видов способствуют «возделыванию», культивированию человека. 5. Какие три процесса, по мнению автора, включает в себя материальная культура? Назовите и проиллюстрируйте примером каждый из этих процессов. 6. Как автор аргументирует определяющее значение духовной культуры в жизни человека? Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два пояснения своей позиции.
236. Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений. Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм. Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения. В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры. В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки. (Адаптировано по Б. Свешникову.) 1. Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности? Поясните связь любых двух элементов нравственной культуры личности. 2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 3. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами. 4. Как вы понимаете фразу: «Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений»? Используя содержание текста, дайте два объяснения. 5. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) мнение автора о том, что мораль проявляется в отдельных личностях. 6. На уроке школьники обсуждали проблему свободы человека. Они пришли к выводу о том, что мораль и другие социальные нормы делают человека более свободным, чем отсутствие каких-либо норм. Объясните вывод школьников. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
237. Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определённые правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия, – короче, обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, её преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского офицерства, культура русского крестьянства, и шире – русская культура в целом. Но для того, чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на неё с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с институтом воспитания. Например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное развитие: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат не перебивать старших или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству). Слушая разговоры старших, ребёнок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего её основу – эмоционально-ценностную ориентацию. Отметим три особенности такого воспитания. Оно распространяется, как правило, на ребёнка, юношу или девушку, но не далее. При такой системе воспитатель в большинстве случаев сознательно или бессознательно стремится сформировать культуру воспитанника по своему образу и подобию, то есть привить ему ту систему ценностей, которой живёт он сам. Наконец, воспитание ведётся в интересах воспитанника. Цель такого воспитания – приготовить молодого человека к жизни, сделать так, чтобы он был по возможности счастлив и благополучен. Разумеется, объективно бывает нередко и так, что интересы воспитанника понимаются ложно, и спасибо он за такое воспитание, став взрослым, не скажет, но субъективные намерения чаще всего именно такие. Однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и управления ею. Она реализуется через систему образования, научных и художественных организаций. (По А.Б. Есину)
1. Как автор понимает цель стихийного развития личности? Какие два средства такого развития приведены в тексте? 2. Какие два пути формирования культуры личности рассмотрены в тексте? Почему для общества важно развитие культуры отдельных личностей? 3. Считается, что даже взрослые люди нуждаются в воспитании (самовоспитании). Приведите два объяснения (аргумента), подтверждающие это мнение. 4. Рассказывая о направленном формировании культуры личности, автор упоминает систему образования. Приведите три примера, иллюстрирующие влияние образования на культуру человека. 5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 6. Какие социальные группы влияют на развитие культуры личности? Назовите любые две группы и кратко объясните, в чём проявляется влияние каждой из них.
238. Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности, – таково общее определение социологии. Социология изучает жизнь и деятельность людей. Наблюдая свою собственную жизнь и жизнь других людей, мы видим, что она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем, постоянно что-то делаем. То мы делаем одну работу, то – другую; то отдыхаем, то трудимся; временами мы смеёмся, временами плачем; временами помогаем и любим кого-нибудь, иногда враждуем и ненавидим. Каждый человек с момента своего рождения непрестанно действует. Одни поступки обдуманы, другие нет; одни хороши, другие плохи. В таком непрестанном действии и состоит человеческая жизнь. Рядом с этим мы видим и другое. Крестьянин большую часть жизни трудится над землёй; рабочий – на фабрике; чиновник – в канцелярии; купец – в магазине. Одни люди властвуют и правят, другие подчиняются. Одни богаты, другие бедны. Вот и встает вопрос: почему же деятельность людей такова, а не иная? Почему у одних жизнь сложилась одним образом, у других – иначе? Почему они действуют неодинаково? Вместе с этим мы знаем, что не только отдельные люди, но и целые группы людей, целые народы по своей жизни и истории отличаются друг от друга. Английский народ непохож на русский, оба отличны от японцев и т.д. Социология и ставит своей главной и конечной задачей объяснить жизнь, поведение и судьбу отдельных людей и целых народов. Но ясно, что эта задача очень трудная. Чтобы понять жизнь и деятельность людей, судьбу как отдельных лиц, так и целых народов, нужно знать те условия, от которых зависит эта судьба. (По П.А. Сорокину) 1. Объединение социологов с учёными каких других специальностей необходимо для выполнения главной, по мнению автора, задачи социологии? Назовите любые две специальности учёных и дайте краткое пояснение по каждой из них. 2. Как автор определяет роль деятельности в жизни человека? Употребляет ли автор слова «деятельность», «действие», «поступок» как синонимы? Кратко поясните свой ответ. 3. Укажите выделенные по любым трём признакам (основаниям) приведённые автором примеры групп и в каждом случае запишите соответствующий признак (основание). 4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 5. Какое определение социологии привёл автор? В чём, по его мнению, состоит главная задача социологии? 6. Автор приводит в тексте примеры различных видов деятельности. Укажите любой один вид деятельности и подтвердите свой ответ цитатой из текста. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите ещё один вид деятельности, не упомянутый в тексте.
239. Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.< …> Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. < …> Человек воспитывается в определённой, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота. (Д.С. Лихачёв)
1. Как Вы понимаете употреблённое автором словосочетание «нравственная экология»? Почему нравственная экология жизненно важна для человека и общества? (Приведите два собственных объяснения.) 2. Почему, по мнению автора, человечество тратит миллиарды на сохранение природной среды? (Укажите две причины.) 3. После Великой Отечественной войны в Ленинград приехали жить люди из различных городов и деревень нашей страны. Постепенно они приобрели особые «ленинградские» речевые особенности, черты поведения. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении. 4. Приведите два подтверждения значения культурной среды для становления личности. 5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 6. Согласны ли Вы с тем, что для современного человечества проблема сохранения культурной среды равна по значимости экологическим проблемам? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
240. Когда первые африканские скульптуры попали в Европу, к ним отнеслись как к курьёзу: странноватые поделки с непропорционально большими головами, вывернутыми руками и короткими ножками. Путешественники, побывавшие в странах Азии и Африки, нередко говорили о негармоничности музыки туземцев. Первый премьер-министр независимой Индии Д. Неру, получивший блестящее европейское образование, признавался, что когда впервые услышал европейскую музыку, она показалась ему забавной, вроде пения птиц. В наше время этническая музыка стала неотъемлемой частью западной культуры, как и западная одежда, вытеснившая во многих странах мира традиционную одежду. На рубеже XX – XXI вв. очевидно сильное влияние африканских и азиатских украшений. Однако гораздо более важно распространение нетрадиционных философских взглядов, религий. При всей их экзотичности, при том, что принятие их нередко диктуется модой, они утверждают в сознании общества мысль о равноценности этнических культур. По мнению специалистов, в ближайшие десятилетия тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению культур сохранится, чему будет способствовать лёгкость получения и распространения информации. Но произойдёт ли в результате слияние наций, превратится ли население планеты в единый этнос землян? На этот счёт всегда существовали разные мнения. Политические события конца XX – начала XXI вв., связанные с обособлением этносов и формированием национальных государств, показывают, что формирование единого человечества – очень далёкая и призрачная перспектива. (По материалам энциклопедии для школьников)
1. Реалистична ли, по Вашему мнению, перспектива превращения населения планеты в единый этнос землян? Своё мнение поясните. В чём состоит опасность реализации этой перспективы? 2. Какие проявления взаимопроникновения культур приведены в тексте? (Укажите четыре проявления.) 3. Некоторые страны устанавливают барьеры на пути распространения чужих культур. Как ещё этнос может сохранить свою культуру? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни, укажите три способа. 4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 5.Учёные считают, что прогресс техники и технологий способствует взаимопроникновению культур. Опираясь на личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение. 6. Каким было отношение европейцев к произведениям других культур в прежние времена? Каким оно стало в наше время? Используя текст, укажите причину сохранения тенденции к взаимопроникновению и взаимообогащению культур.
241. Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, если сообразуются с реалиями современных ему общественных отношений. Нравственные нормы имеют общие черты. Они поддерживаются силой общественного мнения, то есть непосредственным поощрением и одобрением со стороны ближайшего окружения или, наоборот, резким осуждением тех, кто отступает от этих норм в своем поведении. В этом проявляется отличие морали от политики и права, где главным основанием для выбора того или иного пути является сила (или слабость) государства; от научного сознания, которое опирается на логические доказательства. Аргументация морали опирается на значение нравственных требований и необходимость следовать им< …> Юноши и девушки, взрослые люди испытывают, как правило, напряжение, растерянность, тревогу, чувствуя, что они могут перейти некую незримую черту. Так даёт о себе знать внутренний голос нравственного сознания — то, что принято называть совестью. Человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания. Он может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т.д. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания< …> Смысл нравственной регуляции отношений людей в обществе состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и поддерживать известный уровень гармоничности во взаимодействии и взаимопонимании между людьми. Мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям. В то же время, мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам. (Ю.И. Аверьянов)
1. Как, по мнению автора, происходит принятие человеком нравственного решения? (Укажите основные этапы.)
Могут быть указаны следующие этапы: 1) этап дискомфорта (человек чувствует напряжение, растерянность, тревогу, опасаясь, что может перейти некую незримую черту); 2)этап согласования с внутренним голосом нравственного сознания (совестью) (человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания); 3)обращение за советом (человек может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т.д.)
2. А. получил сведения о том, что его коллега К. использует своё служебное положение в корыстных целях. Увидев, что после его предупреждения поведение коллеги не изменилось, А. разгласил эти сведения, и коллега вынужден был уволиться. Часть сотрудников одобрила поступок А., часть – осудила. Объясните поступок А. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)объяснение, допустим: А. поступил в соответствии со своими нравственными убеждениями и принципами, но не все коллеги смогли правильно оценить его поступок. (Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2)приведен фрагмент текста, например: «Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания»
3. При каком условии, по мнению автора, моральные нормы наиболее эффективно воздействуют на поведение человека? Какое отличие морали от политики и права указывает автор?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)условие: «Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, его взгляды и мнения, если сообразуются с контекстом (реалиями) современных ему общественных отношений»; 2)отличие, например: мораль поддерживается силой общественного мнения, а не опирается на силу государства.
4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: ü особенности моральных норм; ü совесть - внутренний контролер; ü роль моральной регуляции
5. Существует мнение, что моральные нормы лишают человека свободы выбора. Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением; 2)два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что: ü моральные нормы ограничивают действия человека, бывают ситуации, когда он поступает вопреки своим желаниям, подчиняясь только требованиям морали; человек воспитывается в определенной среде, рамки его поведения изначально ограничены принятыми моральными нормами. в случае несогласия может быть указано, что: ü свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и злом; ü нравственное решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора; ü иногда внутренние побуждения человека противоречат принятым в обществе моральным принципам, и тогда человек свободен в принятии решения: следовать социальным нормам или собственным представлениям.
6. Автор характеризует роль морали в жизни человека и общества. Приведите любые две авторские характеристики и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
В правильном ответе могут быть приведены и проиллюстрированы следующие авторские характеристики: 1)«мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям» (человек учится любить Родину, уважать труд, ценить человека, его жизнь и свободу и т.п.); 2)«мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам» (уважение к инвалидам, ветеранам войны и труда и др.).
242. В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шёл через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Ещё Гёте замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных берёзок. По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется всё более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу. Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы — изгнание из неё всех таинственных, необъяснимых факторов. Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700 — 800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются, и т. д. и т. п. Человеку пора срочно менять своё отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись. (По материалам энциклопедии для школьников)
1. Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа проблема: экологическая (проблема экологии); 2) приведен фрагмент текста, например: - «насилие над природой, ее разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека», - «...уже несколько тысячелетий ведется все более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу».
2. Как природа воздействует на человека? (Используя содержание текста, укажите два проявления.)
Могут быть указаны следующие проявления:
1) влияние на формирование души человека; 2) «воздействие на мироощущение» людей; 3) обеспечение некоторых материальных потребностей (пища и т.п.).
3. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) влияние природы на человека; 2) почему стало меняться отношение к природе; 3) природа как объект эксплуатации; 4) как нужно относиться к природе сегодня.
4. Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? (С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.)
Могут быть даны, например, такие объяснения:
1) после отказа от таинственных, религиозных объяснений многих фактов природы они стали объектом научного изучения; 2) наука показала значение использования человеком богатств природы для своих нужд; 3) наука разработала средства для преобразования природы в интересах общественного прогресса.
5. Как Вы понимаете отношение автора текста к современному этапу взаимодействия общества и природы? Что в Вашем населённом пункте делается для восстановления природной среды? (Назовите одну любую меру.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: автор бьет тревогу в связи с разрушением природы (автор считает, что человеку надо срочно менять свое отношение к природе); 2) отношение учащегося: согласие или несогласие с позицией автора текста; 3) указание на природоохранные меры в своем населенном пункте, например: проводится очистка лесов и лесопарков от бытового мусора; осуществляются посадки деревьев и т.п.
6. Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? (Приведите две характеристики.)
Могут быть приведены следующие характеристики:
1) «несколько тысячелетий ведется все более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу»; 2) «насилие над природой, ее разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека».
243. Интервью — это используемый социологами метод получения информации о состоянии общества путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента (опрашиваемого). Преимущества интервью перед письменным опросом (анкетой) заключаются в следующем: при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, профессионализм отвечающего; отношение отвечающего к проблеме и предлагаемым вопросам – при необходимости социолог может изменить вопрос или задать дополнительные вопросы; опытный социолог может увидеть, насколько искренне отвечает опрашиваемый. Поэтому интервью считается наиболее точным методом сбора информации о состоянии общества. Однако у интервью есть свои недостатки. Интервьюирование — это сложный трудоёмкий процесс, не позволяющий опросить значительное число людей. В день одному социологу не рекомендуется проводить более 5 – 6 интервью, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество полученной информации. Проведение интервью требует хорошей подготовки. Здесь требуются и личностные качества (общительность, дружелюбие, приветливость), и достаточно высокая общая культура, умение быстро переключаться на новые вопросы, находить выход из сложных ситуаций общения. Немаловажную роль в успешности интервью играет компетентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенностей социальной среды опрашиваемых (особенностей труда, быта, интересов, специфики речевого общения). (Адаптировано по Г.Е. Зборовскому)
1. Какие качества необходимы интервьюеру? (Используя текст, назовите любые три качества и объясните, почему каждое из них необходимо.) 2. Каков, по мнению автора, основной недостаток метода интервьюирования? Как Вы понимаете смысл словосочетания «эффект избирательного слушания»? Объясните, почему он снижает качество получаемой информации. 3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 4. Почему автор считает интервью наиболее точным методом сбора информации о состоянии общества? (Укажите три причины.) 5. Существует точка зрения, что любой человек может стать успешным интервьюером. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения. 6.Социолог планировал изучить особенности поведения подростков в компаниях сверстников. Готовясь к проведению интервью с ребятами ряда школ, он прочитал научную литературу, просмотрел несколько специальных сайтов, побеседовал с педагогами. Объясните поведение социолога. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
244. Есть внутренняя культура — та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества. Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил. Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле. Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. (По материалам энциклопедии для школьников)
1. В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? (Выпишите любые три предложения.) 2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 3. Каково, по Вашему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведите два объяснения. 4. В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос. 5. В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтвердите это утверждение (сначала назовите деятеля, затем дайте объяснение). 6. Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.
245. Ещё всего сто лет назад подавляющее большинство людей и в России, и в Европе жили так, как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга. Духовные запросы удовлетворяла религия, эстетические потребности – Церковь, её обряды и праздники, и собственное художественное творчество – то, что мы называем народным искусством. Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п. были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей. Ныне они доступны всем – миллионам, миллиардам жителей нашей планеты всех национальностей, возрастов, сословий, уровней жизни, степеней образованности. Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы обрушивают в «массы» такую лавину впечатлений, такой обвал сведений, какие не способен вместить ни один человеческий мозг… Всё больше людей во многих концах света легко расстаются со своей страной, ощущают себя «людьми мира» – без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос». Наука, техника, туризм, торговля, спорт – все эти сферы жизни современного человечества и впрямь теряют национальную окраску, приобретают общечеловеческий характер. Мир становится единым пространством. (М. Чегодаева)
1. На какую опасность средств массовой информации указывает автор? Приведите два совета, как вашему сверстнику сориентироваться в информационном потоке.
2. В чём, по мнению автора, проявляется единство современного мира? (Приведите любые два проявления.)
В правильном ответе могут быть указаны следующие проявления: ü Всё больше людей во всех концах света легко расстаются со своей страной ощущают себя «людьми мира» — без труда находят себя везде, где есть применение их знаниям, где на них «есть спрос»; ü наука, техника, туризм «приобретают общечеловеческий характер»; ü интернет позволяет общаться с людьми на другом конце света; ü телевидение дает возможность приобщиться к жизни обитателей других стран и континентов.
3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
4. Автор пишет о том, что «мир становится единым пространством». Какие качества нужны современным работникам, чтобы быть успешными в таких условиях? Назовите любые два качества и объясните, почему они необходимы.
5. Приведите любые две авторские характеристики духовной жизни людей прошлого.
авторские характеристики: «…большинство людей и в России и в Европе жили так как жили их деды и прадеды: интересами только своего ближайшего круга»; «Духовные запросы удовлетворяла религия; эстетическиё потребности — церковь, её обряды и Праздники, и собственное художественное творчество, то, что мы называем народным искусством»; «Профессиональное искусство и наука, равно как и политика, и вопросы общественной жизни, мировой истории, философской мысли и т. п., были доступны лишь тончайшему слою состоятельных и образованных людей».
6. Высказывается мнение, что в условиях превращения мира в единое пространство каждая страна должна пытаться ограничить проникновение иностранных товаров, политических и культурных ценностей. Используя текст и обществоведческие знания, укажите одно положительное и одно отрицательное последствие такой политики.
246. В первом приближении культуру можно определить так: культура — это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура — тот искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» — обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» — от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними. Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы — ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо — продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это — «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой — наши мысли, чувства, наше воображение — есть продукт культурного воспитания. (По материалам энциклопедии для школьников)
1. В тексте культура определяется как «всё то, что не природа» и «вторая природа». Найдите в тексте и выпишите уточняющие характеристики каждого из этих определений. 2. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир». 3. На уроке состоялся спор о роли культуры в формировании личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспитания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей незначительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения. 4. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте? 5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 6. В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли Вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.
247. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Всюду, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершить моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение. В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение. (По материалам энциклопедии для школьников.) 1. В газете были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение приведенного в задании факта, например: гражданин отстаивает свое право на общественное уважение, незапятнанную репутацию. 2) фрагмент текста, например: «В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение».
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) нормы нравственности; 2) нравственность и свобода воли; 3) нравственный долг; 4) достоинство личности.
3. В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение все равно будет нравственным. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту или опровержение этой точки зрения.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): - в защиту этой точки зрения, например: 1) не имеет значение, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно; 2) человек, действующий вначале по принуждению, потом может продолжать творить добро уже по убеждению; - в опровержение этой точки зрения, например: 1) там, где нет самостоятельно нравственного выбора, там нет и ответственности; 2) как только давление прекратится, человек, принуждаемый к добрым поступкам, скорее всего, откажется продолжать такие дела.
4. Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.) Могут быть приведены следующие характеристики: 1) неписаные законы (им подчиняются все, как должному); 2) стихийный характер формирования; 3) мера требований общества к людям; 4) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.
5. Какие два мотива, по мнению автора, побуждают человека исполнять свой долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) побудительные мотивы: осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним; 2) примеры, допустим: - взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; - известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками детского дома.
6. В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства (назовите две причины).
В правильном ответе могут быть названы следующие причины: 1) Переживая чужие несчастья как собственные, человек способен переживать и свой нравственный долг. 2) Часто именно чувства, а не доводы разума, заставляют человека совершать нравственные поступки, даже если они идут вразрез с его интересами.
248. Залог успешности человека в современном мире – получение современного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приёмами деятельности. Человеку сегодня необходимо учиться практически всю свою жизнь, осваивая всё новое и новое, обретая новые профессиональные качества. Для того чтобы вас взяли на престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а, может быть, и два-три. Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, о человеке, освоение познавательных и практических умений, жизненных навыков, опыта взаимодействия с обществом. Люди учатся трудиться, осваивать новое. Каким образом люди приобщаются к образованию? В первую очередь, при помощи занятий в различных образовательных учреждениях. Прежде всего, необходимо освоить общее образование, которое обязательно для всех граждан. В системе образования РФ существуют возможности для получения среднего и высшего профессионального образования, реализуются различные программы дополнительного образования для детей и взрослых. В то же время, многое достигается в жизни современного человека путём самообразования, самостоятельной работой по поиску информации, её восприятию, осмыслению, анализу. Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нём и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование. (По материалам энциклопедии для школьников.)
1. Приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора о необходимости образования на протяжении всей жизни человека. 2. Какие две функции образования в обществе названы в тексте? Чем, по мнению автора, определяется содержание образования? 3. Какие ступени образования в современной России названы в тексте? Укажите их и приведите по одному примеру учреждения образования каждой ступени. 4. Алла окончила институт и работает бухгалтером. Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. Объясните причину таких действий Аллы. Какой фрагмент текста может помочь Вам в объяснении? 5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 6. С чем автор текста связывает успешность человека в современном мире? Какой аргумент он приводит в подтверждение своего мнения?
249. Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура»… Обобщая случаи обыденного и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе. Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности. Специфика культуры, как явления, состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью. В соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов — к культуре духовной. Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. (Э. В. Соколов.)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2. Какими словами автор характеризует преемственность культуры? Подтвердите наблюдения автора собственным примером. 3. Найдите в тексте и выпишите любые два определения культуры. 4. На уроке возник спор о том, к духовной или материальной культуре относить известную картину. Учитель, к которому обратились за советом, сказал, что такая постановка вопроса неверна. Найдите в тексте объяснение позиции учителя. Какой фрагмент текста мог бы разрешить спор учащихся? 5. Русский философ С. Франк считал, что " железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника сама по себе не есть культура". Согласны ли Вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. 6. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что «культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы».
250. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это творчество. Противопоставление «природа и человек» не имеет исключительного смысла, так как человек в определённой мере есть природа, хотя и не только природа… Не было и нет чисто природного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий». Человек сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить на ней свой мир, мир культуры как дальнейшую ступень мировой эволюции. Человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Более того, его внутренняя принадлежность к обеим этим системам свидетельствует о том, что между ними существует отношение не противоречия, а взаимной дополнительности. Культура – это природа, которую «пересоздаёт» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Всякое их противопоставление наносит ущерб достоинству человека. Он единственное существо, способное к непрестанному новаторству. Многие учёные отмечают, что культура стала возможной только благодаря такой способности человека, как деятельность. В этом смысле культура определяется как результат всей человеческой деятельности.
(По П.С. Гуревичу)
1. В ходе обсуждения проблемы взаимосвязи культуры и природы было высказано мнение о том, что культура разрушает природную среду обитания человека. Приведите два обоснования (аргумента) этого мнения. 2. Каково, по мнению автора, положение человека в системе связей природы и культуры? Какую роль играет культура в развитии человека? 3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 4. Автор пишет о том, кого считает культурным человеком. Какими ещё качествами, по Вашему мнению, обладает культурный человек? Назовите и раскройте любые два качества. 5. Приведите любые два суждения, раскрывающие авторское понимание того, что такое «культура».
251. Верны ли следующие суждения о науке? А. Научные теории регулируют нравственные и правовые отношения людей. Б. Наука отражает действительность в художественных образах. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
|