![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Темы 6, 7. Развитие страны в 30-е годы XX века
1. Экономическое развитие в 30-е гг.: а) форсирование темпов индустриализации; б) коллективизация в СССР: цели, средства, результаты; в) итоги предвоенных пятилеток. 2. Эволюция политической системы. 3. Культура в тоталитарном государстве. Источники и литература Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). М., 1996. Баранова Г.М. ГУЛАГ языком документов // Новая и новейшая история. 2001. № 4. Блюм Арлен. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. С.-Пб., 2000; Его же. Буржуазная Курочка Ряба и православный Иван-дурак // Родина. 2000. № 3. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории. 1994. № 4. Винокуров Г.Ф. Ликвидация безграмотности // Новая Газета – Мир Людей. 2002. № 2. 16 января. Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 3, 4. Гинзберг Л.И. Массовая депортация крестьян в 1930-1931 гг. и условия их существования в северных краях // Отечественная история. 1998. № 2. Данилов А. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 г. // Вопросы истории. 2002. № 1. Зеленин И.В. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Отечественная история. 1994. № 10. Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990. Кондрашин В.В. Голод 1932-33 годов в деревнях Поволжья // Отечественная история. 1994. № 6. Коннор Т.Э. Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992; Вопросы истории. 1993. № 10. Костырченко Г. Отец народов // Родина. 2003. № 2. «Круглый стол». Власть и советское общество в 1917-1930 гг.: новые источники // Отечественная история. 2000. № 1. Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции // История СССР. 1990. № 1; Его же. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991. Кумарин В. Жизнь без выбора или исторический урок советской школы // Народное образование. 1999. № 1-2. Лютов Л.Н. Политические настроения провинциальной интеллигенции в освещении ОГПУ. 1928-1929 гг. // Вопросы истории. 2007. № 6. Мосякин А. Антикварный экспортный фонд // Наше наследие. 1991. № 2, 3. Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. 2001. № 8. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999. Ч.3. Упадышев Н.В. От Соловков к ГУЛАГу: зарождение советской лагерной системы//Отечественная история. 2006 № 6 Методические советы 1 вопрос. Рассматривая проблемы коллективизации и индустриализации, обратите внимание, с одной стороны, на энтузиазм народа, а с другой – на узурпацию экономической деятельности, на неспособность партийной номенклатуры учитывать объективные потребности экономики, на внеэкономические методы хозяйственной политики ВКП (б) и как результат – на возникновение затратной экономики, диспропорцию в развитии различных отраслей народного хозяйства. 2 вопрос. Политическую основу тоталитаризма составляет полное отстранение народа от управления делами общества, сосредоточение политической деятельности в партийно-государственном аппарате. Проследите процессы установления тоталитарного партийно-государственного контроля над обществом, насаждение системы террора, принуждения и насилия под флагом «социалистической демократии». Изучая документы судебных процессов 30-х гг., покажите массовую фальсификацию органами НКВД судебных дел на «террористов и шпионов». 3 вопрос. При его подготовке необходимо показать то, что тоталитарное государство считает культуру средством идеологического обеспечения существующего режима, средством для внедрения в массовое сознание политических мифов: о мудром Вожде, о коварном враге, о мессианстве социалистической России, о новом человеке и т.д. Рассмотрите взаимоотношения власти и интеллигенции, противоречия в развития образования, роль моностилистической культуры в тоталитарном обществе. Проанализируйте шаги советского правительства по созданию новой системы школьного образования; выделите цели народного образования, его противоречия и результаты. Тема 8. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) 1. Степень подготовленности СССР к отражению фашистской агрессии. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны. Превращение страны в единый боевой лагерь. 2. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Открытие второго фронта. 3. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Цена Победы. Итоги и уроки Второй мировой войны. Источники и литература Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996. Гл. V. Аксел А. Герои России. 1941-1945. М., 2002. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? //Вопросы истории. 2005 № 1 Великая Победа. Пенза: ПГПУ, 2005. Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне // Новая и новейшая история. 1996. № 5. Война и общество. 1941-1945. В 2-х кн. М., 2004. Война. Народ. Победа. Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 60-летию начала Великой Отечественной войны (19-20 апреля 2001 г.). Пенза, ПГПУ, 2001. Короленков А.В. СССР и его союзники во Второй мировой войне // Отечественная история. 2007. № 2. Куманев Г.А. Война и эвакуация в СССР. 1941 – 1942 гг.// Новая и новейшая история.2006 №6 Медведев Ж.А., Медведев Р.А. План «Барбаросса» // Вопросы истории. 2002. № 6. Наджаров Д.Г.Советско – германский пакт 1939 год и его исторические последствия//Вопросы истории 2006 № 12 Пензенская область в годы Великой Отечественной войны. Приволжск. кн. изд-во. Пенз. отд. 1985. Попов В.Н. Сталинградская битва по новейшим исследованиям // Новая и новейшая история. 2007. № 2. Случ С.З. Сталин и Гитлер: расчеты и просчеты Кремля // Вопросы истории. 2002. № 6. Степанов А.С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор // Отечественная история. 2006. № 3. Хлюпин В.И. Сыны России (Пензенцы - Герои Советского Союза). М., 1985. Методические советы 1 вопрос. Узловой проблемой является уяснение захватнических планов фашистской Германии по отношению к народам нашей страны, с одной стороны, и справедливый характер войны советских людей, защищавших свое Отечество, национальное богатство, культуру, с другой стороны. Необходимо проанализировать причины тяжелых поражений Красной Армии в начальный период. Далее показать перестройку всей страны на военный лад. Здесь же рассказать о начале складывания антигитлеровской коалиции. 2 вопрос. Необходимо рассмотреть основные военно-стратегические операции советских войск, приведшие к разгрому немецкого вермахта. Выделить поражение фашистских войск под Москвой (конец «блицкрига»), проанализировать переломный характер побед под Сталинградом и на Курской дуге, масштабность и возросшее воинское мастерство в наступательных операциях 1944 года, обеспечивших освобождение территории Советского Союза от оккупантов. Далее оценить освободительную миссию Красной Армии в странах Восточной Европы, роль второго фронта, открытого в 1944 г. 3 вопрос. Рассказать об основных операциях Советской Армии 1945 г., о штурме Берлина, об освобождении Праги, капитуляции Германии и Японии. Особое внимание обратить на анализ решений Ялтинской и Потсдамской конференций, подведших итоги войны с Германией и ее послевоенное устройство. Важно показать народный характер Великой Отечественной войны как главный фактор в Победе, выделить проблему «цены» победы, показать роль СССР в спасении цивилизации от фашизма, выделить уроки войны для современного этапа развития мирового сообщества.
|