Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учёные отмечают четыре этапа в развитии славянского язычества.
1. На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегиням». «Упыри» – злые духи – это вампиры, якобы нападавшие на людей и пьющие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребённые и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи – «берегини».
2.Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к осёдлому образу жизни, когда появилось земледелие, – зародился культ бога Рода и его помощниц Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род – это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождём, огнём, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия.
3. Постепенно многие функции Рода перешли к другим богам. Появились помощники Рода – Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала считался плодотворящим божеством лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» – торжества, посвящённые нимфам полей и вод.
Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.
В VIII – IX вв. складывается «божественная» картина мира, где каждому божеству есть своё место:
Сварог – властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (Зевс у древних греков);
Сварожич, сын Сварога, – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров;
Даждьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Даждьбог живёт далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Даждьбог совершает круговой объезд по небу;
Хорс – божество, близко стоящее к Даждьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конём, также совершающим свой бег с востока на запад;
Стрибог – бог ветра, бури, урагана и всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, купцы, путники и т.п.;
Мокошь (Макошь) – покровительница женщин, женского рукоделия, торговли;
Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом, который был богом подземного царства, охранял семена и посевы.
4. Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун – повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и военного дела вообще. Постепенно Перун становится главным в пантеоне славянских языческих богов, оттеснив на второй план Сварога. За последним остаётся покровительство ремёслам, кузнечному и ювелирному делу.
Итак, для славянского язычества характерны:
· Культ предков · Почитание богов, связанных с основными занятиями славян (земледелием, скотоводством, промыслами, ремёслами) · Жертвоприношения и кровная месть · Многожёнство · Языческие тризны на похоронах: пиры и воинские состязания · Поклонение деревянным и каменным идолам богов на специальных капищах. В ПВЛ под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в неё княжить, ещё до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Учёные объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала молиться своим богам. Языческая религия постепенно перестала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек.
Из древности до нашего времени дошло много языческих праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали гостинцы. И сегодня этот обычай сохраняется в деревнях и сёлах. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошёл до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы.
Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определёнными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.
|