Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Татаро-монголы в Азии и Европе / Сб. ст. – М.: Наука, 1970. – С. 419-434).

Л. А. БОРОВКОВА

О БОРЬБЕ КИТАЙСКОГО НАРОДА

ПРОТИВ МОНГОЛЬСКИХ. ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

В СЕРЕДИНЕ XIV в.

Татаро-монголы в Азии и Европе / Сб. ст. – М.: Наука, 1970. – С. 419-434).

В 1368 г. под ударами крупных народных восстаний империя Юань, созданная в Китае завоевателями-монголами, пала. Власть в новой империи — Мин — оказалась в руках китай­ских, преимущественно южных, феодалов. События этого пе­риода привлекали внимание многих поколений китайских историков. Однако с 1958—1959 гг. эта страница истории наряду с другими стала использоваться для обоснования шовинистических притязаний на земли соседних стран и наро­дов.

В настоящей статье рассматривается зависимость характера отдельных восстаний конца династии Юань от форм монголь­ского завоевания и господства на севере и юге Китая.

Чтобы понять, что же происходило в Китае в середине Х1У в., надо хотя бы в общих чертах остановиться на последствиях завоевательных войн монголов в Китае и основных чертах их господства в этой стране.

Завоевание Северного Китая, начатое еще при Чингисхане в 1211 г., было завершено к 1234 г., когда покорилась империя Цзинь. Они опустошили Северный Китай, стерли с лица земли цветущее Хорезмийское царство и государство тангутов Си Ся. Когда же в 1257 г. монголы начали решительное наступление на империю Южная Сун, цели и характер их завоевательных походов изменились. К этому, времени они создали свое государство с центром в Каракоруме, многое переняли у китайцев и других народов в области орга­низации государства и эксплуатации оседлого населения. Теперь они не стремились поголовно истреблять население и разрушать все города, оказывавшие им сопротивление. В 1275 г. в одном из своих указов Хубилай писал: «Раньше, когда мы выступали в поход, то, захватывая города и городки, покидали их сразу же и уходили, не оставляя гарнизонов. Поэтому похо­ды не утихали год за годом. Ведь завоевать государство — это значит получить его земли и людей (С. 419-420). Если же получить земли и не иметь людей, то кто же будет жить на них? Ныне хочу сохранить вновь присоединенные города и селения Юж­ной Сун, чтобы народ спокойно занимался своими делами и земледелием, монголы ведь не знают этих [занятий]». Это, конечно, не исключало разрушений и гибели множества людей при покорении Южных Сунов.

Изменение характера завоевательных войн монголов сыграло большую роль в дальнейшей судьбе Китая.

В 1270 г. Китай стал центром и основной частью империи Юань, основанной Хубилай-ханом. При этом опорным районом монгольских правителей стал Северный Китай, где находилась и столица империи Даду (в районе нынешнего Пекина). Естест­венно, на землях бывшей империи Цзинь, завоеванных на 30—40 лет раньше остальных районов Китая, монголы обосно­вались прочнее. Вследствие массового уничтожения населе­ния во время завоевания и бегства части его на юг этот крап в значительной мере обезлюдел 6. Половина оставшегося насе­ления, по свидетельству современника, была превращена в рабов монгольских завоевателей. Ранее пахотные, а теперь заброшенные земли использовались монголами для привыч­ных им форм хозяйствования — разведения скота и охоты. Именно в Северном Китае находились в основном уделы мон­гольской знати и владения военачальников и феодалов.

При монголах положение зависимого населения Северного Китая ухудшилось. Как уже говорилось, в ходе завоевания монголы почти половину населения превратили в своих рабов. Возрождение рабства в таких масштабах было по сравнению с периодом Сун и даже Цзинь шагом назад в социально-экономическом развитии этого района. Правда довольно быстро монгольская знать оценила выгоду эксплуатации крестьянства путем взимания ренты. Поэтому захваченных китайских крестьян, которые считались их раба­ми, они нередко оставляли на землях, позволяли им вести свое хозяйство и взимали с них ренту (цзу). По существу эти крестьяне уже не являлись рабами. Однако и настоящие рабы, и зависимые крестьяне назывались монголами цюйаоу, термином, который, по свидетельству совре­менника, был синонимом китайского термина нубэй (рабы). Во всяком случае, в юаньских источниках нет другого устой­чивого термина для зависимых крестьян Северного Китая. Термин дянъху (арендатор), обозначавший эту группу населения на территории бывшей империи Южная Сун (в Цзяннани), в сборнике законоуложений династии Юань «Юань дянь-чжан» не применялся, для районов Северного Ки­тая. Юридическое же положение цюйкоу и нубэй в этом источнике приравнено (С. 420).

Податные крестьяне Северного Китая помимо поземельного (ди-шуй) и тяглового (дин-шуй) вносили еще целый ряд налогов в том числе на жалованье чиновникам (фэн-чао) и др. Кроме того, они были обязаны многочисленными обременительными повинностями, такими, как ремонт ирригационных сооруже­ний, строительство императорских дворцов, дорог, несение ямской службы, поставка лошадей, воинская повинность. Все это приводило к тому, что податные крестьяне нередко предпочитали становиться лично-зависимыми того или иного феодала.

Степень и формы эксплуатации северокитайских крестьян монгольскими завоевателями были очень близки к рабству. Это не способствовало подъему сельского хозяйства. Недаром и через сто лет после завоевания районы Северного Китая жили в основном за счет продовольствия, привозимого из южных областей. Когда же в конце империи Юань привоз продо­вольствия с юга прекратился, здесь начался хронический голод.

В результате резкого сокращения населения, использова­ния монголами своих владений для скотоводства и охоты, рабских и полурабских форм эксплуатации крестьянства район Центральной равнины, колыбель китайской цивилиза­ции, наиболее развитый в экономическом и культурном отно­шении, во время монгольского господства переживал глубокий упадок и деградацию.

Немонгольские представители господствующего класса Северного Китая — потомки прежних хозяев и новые китайские, киданьские и чжурчжэньские господа, которые, как правило, получали свои владения из рук завоевателей, занимали в империи Юань сравнительно привилегированное положение — они были допущены на роль помощников монгольских правителей.

Положение в Цзяннани заметно отличалось от изложенного. Книга Марко Поло дает самое общее, но достаточно яркое представление об этом. Южный Китай в отличие от Северного поразил трезвый ум купца многочисленностью городов и их на­селения, развитием ремесла и торговли. Высокий уровень эконо­мического развития этого края, достигнутый в южносунский период, при монголах в основном сохранился. Урон, нанесен­ный этому краю в период завоевания, не шел ни в какое срав­нение с опустошением северной части страны.

Сохранилась здесь и высокая степень концентрации земель­ной собственности и развития арендных отношений. В 1309 г. в одном из докладов императору указывалось, что богатые дома в Цзяннани имеют сотни, тысячи и даже десятки тысяч арендаторов, с которых получают до 50 тыс. даней продовольст­вия в год (С. 421).

Аренда и субаренда в период Юань были основной фор­мой аграрных отношений в Южном Китае. Поскольку вла­дений монголов здесь было надо и управле­ние ими осуществлялось чаще всего через местных чиновников-китайцев, то главным здесь оставалось противоречие между китайской (наньской) знатью и крестьянами - дяньху.

В известной мере о высоком уровне сельскохозяйственного производства в Южном Китае свидетельствуют доходы казни от поземельного налога с разных провинций. Из общей суммы 12 млн. даней четыре провинции Севера — Ляоян, Чжун-пгу (столичная), Шэньси и Ганьсу — давали только 2 638 783 даня. Тогда как провинции Хэнань и Цзянчжэ вносили соответствен­но — 2, 5 и 4, 5 млн. даней. При этом положение податного населения здесь было более льготным. Монголы взимали лишь земельный налог в размере, установленном Южными Сунами — 1 доу с му. Многочисленные же побочные налоги, существо­вавшие в Южной Сун, были отменены. В 1320 г. в докладе, поданном императору чиновниками Чжун-шу шэна, Шуми юаня, прямо говорилось, что «по сравнению с ханьским населением [налоговое бремя наньцев] значительно легче». Такая система налогов была установлена при Хубилае, и попытки, в дальнейшем хотя бы немного повысить поземельный налог в Цзяннани ни к чему не привели. Острое недовольство южно – китайской знати и крестьян вынуждало монгольских правителей, не чувствовавших здесь себя достаточно прочно, идти на уступки. В таких условиях наньская знать не только сохраняли, но и значительно расширяли свои земель­ные владения. И поэтому, когда воцарилась новая династия Мин, один из наньских советников Чжу Юаньчжана — Ли Шаньчан в предисловии к «Юань ши» поучил его мудрости и добродетелям, якобы присущим юаньской династии, которая прибегала к конфискациям богатств землевладельцев и торговцев гораздо реже, чем это делалось при династиях Хань, Тан и Сун.

Очевидно, в целом экономическая политика династии Юань устраивала знать и податных крестьян Цзяннани. Но монголы лишили наньскую знать права участия в управлении страной, их не допускали в центральные органы власти, и это не могло не вызывать их возмущения. Экономически наиболее могущественная часть господствующего империи Юань не могла примириться со своим безвластием и господством иноземцев.

Даже такой беглый обзор позволяет заметить далеко не одинаковые последствия завоевания и господства мснголов для различных групп населения Северного и Южного Китая (С. 422).

 

Особенности народных восстаний XIV века.

Каковы же были цели и лозунги восстаний в конце империи Юань? Восстание «красных войск», поставившее империю Юань на край гибели началось в конце мая 1351 г. в Северном Китае, где, как мы видели выше, господство завоевателей было наи­более ощутимо для широких масс трудового народа, где мон­голы выступали не только в роли верховных правителей, но и непосредственных эксплуататоров крестьянства. Восстание началось именно под лозунгом свержения иноземного ига. Идейный вождь повстанцев Хань Шань-тун был провозглашен потом­ком последнего сунского императора, а фактический вождь восставших податных крестьян Лю Фу-тун — потомком одного из сунских полководцев. В эдикте Хань IIIань-туна говорилось: «Я скрыл яшмовую печать за восточным морем, собрал в Япо­нии отборные войска, [чтобы покончить с таким положением, когда] бедность крайняя в Цзаннани, а богатство скопилось к северу от стены (т. е. в монгольских районах). Совершенно ясно, что здесь противопоставляются монголь­ские районы китайским областям, а не просто бедные богатым, а династии завоевателей — китайская династия, свергнутая монголами (С. 423).

< …> Требование повстанцев восстановить власть китайской династии Сун означало только одно - долой власть иноземцев. «Красные войска», возглавляемые Лю Фу-туном, боролись не только против иноземного ига, но и против всякой несправедливости. В регионе восстания широкое хождение имели следующие стихи: «Небо послало армию бесов (членов «Белого лотоса» ), чтобы уничтожить несправедливость. [Раньше] несправедливые люди убивали непокорных. [Теперь] непокорные убивают несправедливых. Только [после] искоренения несправедливости наступит великое спокойствие». Эти стихи еще раз подтверждают, что повстанцы «красных войск» Лю Фу-туна, руково­димые членами «Белого лотоса», не имели ясных социальных требований, как, например, повстанцы сунского времени возглавляемые Ян Яо.

Северокитайская, ханьская знать — главные помощ­ники монгольских правителей, с самого начала и до конца восстания «красных войск» Лю Фу-туна были его противниками.

На первом этапе восстания (1351—1354) они вели против него борьбу, создавая отдельные отряды самообороны (извест­ные под названием «ибин», т. е. «войск справедливости»). Но уже к 1357 г. при поддержке монгольских властей из этих разрозненных отрядов «ибин» была создана огромная армия, которой руководили Чахань Темур, потомок киданьской знати и китаец Ли Сы-цзи. Именно эта армия сыграла главную роль в разгроме восстания на его втором этапе (1355—1363). В отношении ханьской знати этого района можно с определенностью сказать, что классовая ненависть к повстанцам определяла их поведение в годы восстания. Однако на этом основании нельзя объявлять восстание Лю Фу-туна только классовой антифеодальной войной. Крестьянские повстанцы с самого начала поднялись на борьбу под лозунгами изгнания иноземцев и до конца этого лозунга не снимали. В начале второго этапа, в 1355 г., они основали свое государство Сун, войска которого через два года провели планомерное наступление на основные районы монгольского господства в Китае, а в 1358 г. они дважды попытались взять столицу империи Юань — Даду. Монгольских: правителей, собиравшихся уже бежать на север, спасла ханьская знать. Один из них — Хэ Вэй-и, известный под пожалованным ему за заслуги мон­гольским именем Тайпин, возглавил правительство и органи­зовал оборону Даду. Армия Чахань Темура и Ли Сы-цзи каждый раз оказывалась там, где была наибольшая опас­ность. Взять Даду не удалось. Но в следующем, 1359 г. армия под руководством самого Лю Фу-туна взяла Бяньлян, бывший Кайфын, столицу империи Цзинь. Он стал столице повстанческого государства Сун.

Однако по целому ряду причин на которых здесь нет надобности останавливаться, восстание «красных войск» Лю Фу-туна с 1359 г. стало терпеть одно поражение за другим и в 1363 г. было окончательно подавлено. Важно отметить, что именно крестьяне Северного Китая, руководимые Лю Фу-туном и другими вождями, оказались носителями идеи освобождения от иноземного ига. Их борьба окончательно расшатала устои монгольского господства в Китае и позволила уже дру­гим силам, сформировавшимся в Цзяннани, завершить нача­тое ими дело национального освобождения.

Обратимся теперь к восстаниям, вспыхнувшим одновременно в Центральном и Южном Китае.

В августе 1351 г. восстание началось в долине Янцзы, в районе Хуанчжоу — Цичжоу. И здесь его организаторами выступили члены тайного общества «Белый лотос», и здесь отряды повстанцев назывались «красными войсками». Это дает основание полагать, что у повстанцев Лю Фу-туна и доли­ны Янцзы была тесная связь и общность целей. Однако «крас­ные войска» долины Янцзы не выдвинули прямого лозунга восстановления власти династии Сун. Они сразу же основали свое государство Тяньвань, а столичную область назвали Лянь-тай-шэн, т. е. провинцией, где находится лотосовый престол Будды. Как и на Севере, восставшие провозгласили, явление Будды Майтреи, который был персонифицирован в лице их идейного вождя Сюй Шоу-хуэя. Фактически руково­дили восстанием Ни Вэнь-цзюнь и Цзоу Пу-шэн, ученики Пэн Ин-юя, известного в 30—40-е годы XIV в. пропагандиста веро­учения «Белого лотоса».

Таким образом, на Севере определяющей была освободительная, патриотическая направленность борьбы. На Юге же более отчетливо проявилась социальная направленность борьбы с ярко выраженной религиозной окраской.

Это подтверждают многочисленные свидетельства источ­ников. Вот, например, одно из них: «В 1352 г. большой раз­бой поднялся в междуречье [Янцзы]цзян и Хань. Районы и уезды один за другим попадали в руки разбойников (С. 425-426). Собирав­шиеся [толпами] жители деревень учиняли смуту и поднимали знамена в поддержку их». Там же сказано: «В последний период Юань большой разбой поднялся в Мяньяне, распростра­нился на правый [берег Янцзы]цзян вплоть до Цзиани. Но вскоре войска [этой] области отбили [разбойников]. Там, где бандиты проходили, население деревень объединялось для мятежа, убивали и грабили большие дома с жестокостью неслыханной».

Как и в восстании Лю Фу-туна, основную массу повстан­цев составляли крестьяне. Однако здесь заметную роль игра­ли и некрестьянские слои населения — мелкие торговцы, ремесленники, лодочники, рыбаки. Из них вышли повстанче­ские вожди Сюй Шоу-хуэй, Ни Вэнь-цзюнь, Цзоу Пу-шэн и сменивший в 1357 г. Ни Вэнь-цзюня Чэнь Ю-лян. Благодаря участию этих групп населения повстанцы создали на Янцзы большой флот, обеспечивший им, по свидетельствам современ­ников, крупные успехи в этом районе.

Китайские феодалы в районе восстания «красных войск» Сюй Шоу-хуэя и на первом (1351—1354) и на втором (1355-1363) этапах восстания ожесточенно боролись с повстанцами. Некоторые из них вступали в правительственные войска, помо­гали им продовольствием. Но большинство создавало свои отряды «ибин», действия которых отличались крайней локаль­ностью. В этой связи следует упомянуть случай неверного использования исторических фактов в статье китайского историка Чэнь Гао-хуа «Политические тенденции китайских феодалов Юга в крестьян­ских восстаниях конца Юань». Приведя несколько интерес­ных фактов о борьбе отрядов «ибин» с «красными войсками», он делает вывод, что на первом этапе восстания решающая роль в разгроме повстанческих сил принадлежала именно этим отрядам, а не правительственным войскам. И затем на основа­нии этого Чэнь Гао-хуа доказывает, что здесь восстание носило только характер классовой войны и не имело освободительной направленности, что у китайских феодалов Юга не было «на­ционального самосознания». Во-первых, повсеместное соз­дание отрядов «ибин» еще не говорит о том, что именно они сыграли решаюшую роль в разгроме восстания на первом эта­пе. Если мы возьмем «Юань ши» и подсчитаем, сколько областей было взято у повстанцев правительственными войсками и сколько — отрядами «ибин», то этот вывод Чэнь Гао-хуа повисает в воздухе. Так, из 15 основных городов и областей, потерянных повстанцами с 3-й по 6-ю луну 12-го года Чжи-чжэн (с середины марта до середины июля 1352 г.), только Аньцзи и Цзяньчан были взяты отрядами «ибин», остальные (Учан, Юэчжоу, Жаочжоу, Синьчжоу и др.) — правительствен­ными войсками. Во-вторых, борьба южнокитайской знати с «красными-войсками» Сюй Шоу-хуэя не является свиде­тельством отсутствия у них «национального самосознания» (С. 426-427). При сравнении позиций ханьских и наньских феодалов в период восстаний бросается в глаза их существенное отличие. Если первые уже к 1357 г. создали из разрозненных отрядов «ибин» большую армию, которая на втором этапе в основном и разгромила повстанцев Лю Фу-туна, то вторые такой армии - и даже просто большого объединенного отряда не создали, и восстание «красных войск» здесь развивалось успешно на втором этапе до тех пор, пока не было разгромлено другой повстанческой армией — армией Чжу Юань-чжана. А что зто была за армия, мы увидим ниже.

Таким образом, южнокитайские феодалы в районе восста­ния Сюй Щоу-хуэя — Чэнь Ю-ляна осуществляли самооборо­ну от повстанцев, не оказывая, как правило, решительной под­держки правительственным войскам.

И наконец, какова бы ни была позиция феодалов по отноше­нию к повстанцам и юаньскому правительству, она не может изменить того факта, что повстанцы в Центральном и Южном Китае как часть восстания «красных войск» ставили своей задачей борьбу против иноземных поработителей. Антимонголь­ская направленность борьбы здесь стала еще более заметной, когда Чэнь Ю-лян в 1360 г. вместо государства Тяньвань основывает новое, дав ему название одной из китайских импе­рий древности — Хань. Несомненно, что крестьяне и дру­гие бедняки Цзяннани менее остро ощущали иноземное иго, чем в Северном Китае, и менее решительно вели борьбу в этом направлении, сосредоточив основные усилия на борьбе со своими непосредственными эксплуататорами — наньской знатью. Однако это не означает отсутствия вообще патриоти­ческой направленности их борьбы с монгольскими завоевателями.

Иная ситуация сложилась в районе еще одного очага восстания «красных войск» в Центральном и Южном Китае - в Хаочжоу — Цзицине (Нанкине). Восстание в городке Хаочжоу началось только 16 февраля 1352 г., и до лета 1353 г. оно не вышло за пределы этого округа, в то время как восстания Лю Фу-туна и Сюй Шоу-хуэя уже в 1351—1352 гг. охватили несколько провинций Северного, Центрального и Южного Китая, В 1353 г. повстанческие отряды из Хаочжоу заняли один округ — Чучжоу, и только в 1355 г. они взяли города Хэян, Тайпи, а в 1356 г.— Цзицин, Чжэньцзян и Гуандэ. Это свидетельствует о необычайно замедленном темпе развития этого восстания.

Как и в других районах, восстание в Хаочжоу было орга­низовано местным отделением «Белого лотоса». Возглавили его четыре крестьянина — Сунь Дэ-яй, Юй, Лу и Пань — и богатый горожанин Го Цзы-син (С.427-428). Сразу же между вождями-крестьянами и Го Цзы-син ом начались разногласия. Пов­станцы разделились на два отряда, один из них возглавили Сунь Дэ-яй и другие крестьяне, а другой — Го Цзы-син. 15 апреля 1352 г. к повстанцам в Хаочжоу пришел бывший монах буддийского монастыря сын беднейшего арендатора (дяньху) Чжу Юань-чжан. Волей случая он оказался в отряде Го Цзы-сина. Последний быстро заметил этого несом­ненно выдающегося и своей внешностью, и своими личными качествами воина и приблизил его к себе, а вскоре женил на своей дочери. Чжу Юань-чжан стал ближайшим советником и. помощником Го Цзы-сина. К осени 1353 г. Чжу Юань-чжан создал свой отряд в 30 тыс. человек, и после взятия Чучжоу они с Го Цзы-сином окончательно откололись от повстанцев Сунь Дэ-яя и др. Сведения о действиях отрядов этих пов­станцев в источниках почти отсутствуют, тогда как об отрядах Го Цзы-сина и Чжу Юань-чжана они необычайно детальны. Известно, что отряд Го Цзы-сина в отличие от отряда Суня не «грабил», что Го Цзы-син и Чжу Юань-чжан даже в момен­ты острой нужды в продовольствии не проводили реквизиций, а прибегали к обмену. Слава о дисциплинированном отряде быстро распространилась среди населения, и в него стали всту­пать не только крестьяне и бедняки, но и отдельные феодалы, нередко имевшие отряды «ибин». Следует подчеркнуть, что массового подъема крестьян в поддержку повстанцев Го Цзы-сина, как это мы видели, например, в районе восстания Сюй Шоу-хуя, не было. И, пожалуй, главным источником пополнения отряда Чжу Юань-чжана были отряды «ибин», разгромленные им в бою. Чжу Юань-чжан при этом оставлял во главе их прежних предводителей из феодалов. Уже в 1353 г. в числе первых советников Чжу Юань-чжана стали ха-кие феодалы и шэньши, как братья Фэн Го-юн и Фэн Го-шэн, Ли Шань-чан, пришедшие к нему добровольно, Мяо Да-хэн, 20-тысячный отряд которого потерпел поражение от отряда Чжу Юань-чжана. На наш взгляд, Чэнь Гао-хуа неправомерно утверждает, что на первом этапе восстания феодалы не оказывали заметного влияния на ход и характер этого движе­ния в силу их малочисленности. Во-первых, степень влияния представителей отдельных социальных групп среди повстанцев не всегда пропорциональна их численности. Во-вторых, кон­кретный анализ хода восстания под руководством Го Цзы-сина и Чжу Юань-чжана показывает, что они уже в 1353 —1355 гг. действовали в соответствии с советами и планами, которые им подавали их советники из числа феодалов и шэньши. В част­ности, Фэн Го-юн посоветовал прежде всего взять Цзицин (Нан­кин), а затем наступать в разные стороны, сохранять строгую дисциплину войск и не допускать грабежей (С. 428). Ли Шань-чан призывал Чжу Юань-чжана подражать ханьскому Гао-цзу, который «знал людей (знать и шэньши ) и искусно использовал [их], не убивал безрассудно». В том же духе давались советы Тао Анем, принятым на службу уже после взятия Тайпина в 1355 г.

Чжу Юань-чжан неуклонно следовал этой программе. Все военные действия отрядов Го Цзы-сина и Чжу Юань-чжана с 1353 г. были устремлены на захват Цзицина, о чем можно судить по последовательности занимаемых ими округов: Чучжоу — Хэчжоу — Тайпин — Цзицин. Как видно из источ­ников, не допускались грабежи и насилия со стороны повстан­цев, широко привлекались на службу шэньши и знать.

До присоединения Фэн Го-юна, Ли Шань-чана и других фео­далов повстанцы из Хаочжоу не вели сколько-нибудь активной борьбы. Здесь, в районе самых плодородных земель и высоких урожаев, социальные отношения не достигали в то время замет­ного накала. Антимонгольское выступление не получило долж­ной поддержки податных крестьян, налог с которых был весьма умеренным. Это был необычайно слабый очаг освободитель­ной и классовой борьбы. Го Цзы-син занимал пассивную, выжидательную позицию. Попавший под его влияние Чжу Юань-чжан, решительный и дальновидный, пошел по пути создания мощного военного отряда, стремясь привлечь в него сведущих в военном деле организаторов отрядов «ибин». Со своей стороны местные феодалы и шэньши, убедившись, что повстанцы не намерены расправляться с ними, увидели благо­приятный момент для достижения собственных целей. Этот процесс взаимного сближения, начавшись в 1353 г., в скором времени стал давать желательные для обеих сторон плоды — создавалось хорошо обученное войско, действовавшее по пла­нам, составленным сведущими в военном деле людьми. К 1356 г. Чжу Юань-чжан и его советники стали полновласт­ными вождями этого войска. В 1355 г. внезапно умер Го Цзы-син, человек медлительный и пассивный, явно тормозивший действия Чжу Юань-чжана, а затем при загадочных обстоя­тельствах погибли его сыновья и зять. В апреле 1356 г. пов­станческие войска во главе с самим Чжу Юань-чжаном доволь­но легко овладели Цзицином (Нанкином). Следует признать, что в тех планах борьбы, которые формулировали Фэн Го-юн, Ли Шань-чан, Тао Ань, а позднее — целый ряд других южнокитайских феодалов, мы не видим прямой антимонгольской направленности. Речь в них идет о путях объединения страны, распавшейся на части. И до 1367 г. повстанческая ар­мия, руководимая Чжу Юань-чжаном, занималась собиранием земель Центрального и Южного Китая, контролировавшихся как другими повстанческими группами (Чэнь Ю-ляна, Чжан Ши-чэна, Фан Го-чжэня), так и юаньскими правительственными войсками (С. 429-430). В 1367 г. повстанцы выступили в поход на Север, на основные районы монгольского господства в Китае. Накануне похода там распространялась прокламация, написан­ная от имени Чжу Юань-чжана известным южнокитайским шэныпи Сун Лянем. В этом обращении к населению Северного Китая содержится четкое определение патриотических, освобо­дительных целей борьбы повстанцев Чжу Юань-чжана. В про­кламации, в частности, имеются такие слова: «Сейчас я хочу послать войска на Север, чтобы изгнать варваров, избавить народ от поруганий и возродить величие китайцев».

На основании этого нельзя, однако, утверждать, что восста­ние Чжу Юань-чжана до 1367 г. не носило освободительного характера. Непреложным остается тот факт, что восстание, начавшееся в Хаочжоу, было частью восстания «красных войск». В 1355 г., когда было создано повстанческое государ­ство Сун, Чжу Юань-чжан вместе с другими вождями стал его подданным, получив при этом звание второго заместителя глав­нокомандующего (цзо-фу ду-юанъшуай) (главнокомандующим, был назначен сын Го Цзы-сина Го Тянь-сюй). По мере роста успехов повстанцев повстанческий император Хань Линь-эр (сын погибшего в начале восстания Хань Шань-туна) жаловал все более высокие звания Чжу Юань-чжану. В 1361 г. он полу­чил уже титул У-го-гуна. В свою очередь в ставке Чжу Юань-чжана в Нанкине был введен обряд поклонения императору Хань Линь-эру. Когда в 1363 г. последнее убежище Лю Фу-туна и Хань Линь-эра — г. Аньфын оказался в опасности, Чжу Юань-чжан, несмотря на неблагоприятную военную об­становку, все-таки выступил на помощь. Правда, он опоздал — Лю Фу-тун погиб, но удалось спасти императора Хань Линь-эра, ставка которого отныне была перенесена в Чучжоу. До кон­ца 1366 г. Чжу Юань-чжан использовал название эры правле­ния Хань Линь-эра «Лун-фын». До 1363 г. районы, контроли­ровавшиеся войсками Чжу Юань-чжана, не соприкасались не­посредственно с областями, где размещались главные силы монгольских правителей. Их разделяли земли повстанческих государств Сун ц Хань. А начиная уже с 1362 г. между крупней­шими военачальниками империи Юань на Севере началась меж­доусобная война, отвлекавшая их от событий на Юге. В том и состояло военное искусство и политическая хитрость совет­ников Чжу Юань-чжана из южнокитайских феодалов, что они на какое-то время сумели избежать военного столкновения с мо­гущественными армиями юаньских полководцев.

Таким образом, движение, развившееся из восстания в Хао­чжоу, с самого начала и до конца имело целью свержение иноземного ига.

Если при этом учесть, что кроме указанных крупных вос­станий в середине XIVв. на территории Китая происходили и другие, второстепенные, имевшие свои специфические цели и характер, то создается сложная картина широкого народного движения (С. 430-431). Это и естественно. Неравномерность социально-эко­номического и политического развития различных районов феодального Китая, усугубленная различиями в характере за­воевательных войн монголов в Северном и Южном Китае, в формах их господства, не могла не отразиться на характере восстаний в разных частях страны.

В восстании Лю Фу-туна носителями идеи изгнания инозем­цев и возрождения китайской империи Сун были крестьяне, прежде всего податные. Здесь эта задача стояла необычайно остро, и здесь она нашла свое первое реальное воплощение в по­встанческом государстве Сун. Но это восстание носило и не ме­нее острый классовый характер, Ханьская знать с начала до конца защищала своих монгольских покровителей.

В восстании Сюй Шоу-хуэя — Чэнь Ю-ляна идея свержения иноземного ига звучала, несомненно, более глухо. Здесь пре­обладала социальная направленность борьбы. В этом районе знать хотя и оказывала повстанцам упорное сопротивление, но на создание широкого фронта борьбы в поддержку монголь­ских правителей не пошли.

В восстании «красных войск» Го Цзы-сина — Чжу Юань-чжана в первый момент ни социальная, ни патриотическая стороны борьбы не получили сколько-нибудь существенной поддержки населения, и оно развивалось необычайно медленно. Но вскоре социальная направленность борьбы здесь в силу ряда объективных и субъективных причин совсем заглохла. А ак­тивными выразителями идеи освобождения от иноземного ига стали примкнувшая к восстанию знать и шэньши данного района. Под их руководством было завершено дело националь­ного освобождения, начатое крестьянскими повстанцами Лю Фу-туна.

Но самое главное состоит в том, что все три основных вос­стания середины XIV в. носили освободительный, патриотический характер и разные социальные силы с разной степенью остроты, ставили в них задачу свержения иноземного ига (С. 431).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крест - древний символ солнца | Шаблон для создания тестов в формате QTI v 2.0
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал