Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Быть знаменитым некрасиво”.






Б. Пастернак.

Гамлет», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Снег идёт», «Определение поэзии», Стихотворение Ю. Живаго «Зимняя ночь».

Какие темы звучат в поэзии Бориса Пастернака?

Тема любви,

тема искусства,

творчества, тема города (Петербург, Москва),

тема повседневной жизни,

тема трагической судьбы поэта в тоталитарном обществе,

философская лирика, где поэт размышляет о времени, о жизни и смерти, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее;

тема природы.

Тема природы.

Природа у Пастернака особенная. Она сама говорит о себе. Она живая, об этом говорят названия стихов: " Плачущий сад", " Нескучный сад", " Чирикали птицы и были искренне", " Весна. Я с улицы, где тополь удивлён". Природа живёт человеческой жизнью: она совершает поступки, радуется, страдает, влюбляется...Душа его поэзии - душа озорницы, проказницы, движения которой порывисты, суматошны. САД ТОРМОШИТСЯ, СТЕПЬ РУШИТСЯ, ВЕСНА ВРЫВАЕТСЯ НАХРАПОМ.

Любимые пастернаковские образы в поэзии о природе. Мелкие дробные частички природы: ветки, почки, стручки гороха, капли, градинки, льдинки, снежные хлопья - всё то, что брызжет, катится, трепещет, шевелится, грохочет, т.е., что воплощает кипение жизни.

Марина Цветаева писала о Пастернаке: " Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вздохнул, втянул её всю - и вдруг захлебнулся ею, и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет". Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихах она не фон, не декорация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам.

" Февраль". В этом стихотворении мир представлен звучащим на многие лады. Всё бурлит, клокочет, грохочет, и всё это музыка приближающейся весны.

Динамизм картине придают глаголы, метафоры: писать навзрыд, грохочущая слякоть, слякоть горит, сухая грусть, дно очей, криками изрыт, стихи слагаются навзрыд.

Быть знаменитым некрасиво”.

Стихотворение написано признанным мастером в период его “последних песен”. Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива.
Над рукописями трястись.

Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Выть притчей на устах у всех.

Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.
Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное. Всего в несколько четверостиший стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания денег, не работа — это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.

Цикл «Стихи из романа» («Доктор Живаго»). (1946 - 1953). Герой Пастернака — поэт. Как и Пастернак, Живаго считает, что содержанием искусства является подлинная действительная жизнь. Вот что доктор записал об этом в своём дневнике: “В стихотворение, точно через окно в комнату, вливались с улицы свет и воздух, шум жизни, вещи, сущности. Предметы внешнего мира, предметы обихода, имена существительные, теснясь и наседая, завладевали строчками. Предметы, предметы, предметы рифмованной колонною выстраивались по краям стихотворения”. Искусство сильнее смерти. Смертью главного героя книга не заканчивается. За рассказом о прощании следует эпилог, а затем — уже в самом конце — публикуется тетрадь стихотворений Юрия Живаго. По мысли Пастернака, в этих стихах живёт и их создатель, стихи остаются после его жизни, а значит, он оказывается бессмертным. В последней строфе последнего стихотворения Живаго, то есть в самом окончании романа, речь идёт о Воскресении.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Если жизнь автора “переходит” в его творения, то и искусство приобретает свойства и знания живого существа. Так, в конце романа описывается встреча друзей Живаго, которые собираются за чтением его стихов. И книга, которую они держат в руках, отзывается на их раздумья: “Счастливое, умилённое спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей проникало их и охватывало неслышною музыкой счастья, разлившейся далеко кругом».

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении " Гамлет" (1946 г).Уже в первых строках писатель строчкой " я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку" определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: " неотвратим конец пути". Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): " На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси", -- и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание). Оппозиции света и тьмы, земли и неба, жизни и смерти, Гамлета и Христа в сюжете:

Свет рампы, слепящий актера: " Я вышел на подмостки".

Тьма зала и огромного звездного неба: " На меня наставлен сумрак ночи / Тысячью биноклей на оси".

Свет - " гефсиманская нота": " Если только можешь, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси.

Путь – жизнь – роль, предстоит еще пройти – прожить – исполнить, но судьба героя – актера – Гамлета уже предопределена, «распорядок действий» придуман и утвержден; от него самого, по сути дела, ничего уже не зависит, остается только подчиниться и выполнить волю «пославшего» его.

«Чаша» – будущий жизненный путь героя, полный невзгод и страданий; это чаша жизни, которую ему предстоит испить до дна, познав всю ее горечь; символ судьбы; наконец, символ трагического мироощущения, характеризующегося драматической, чисто «гамлетовской» антитезой Чувства и Долга, Свободы и Рока. С этим образом перекликается и пословица (2 финальные строки):

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку. /фатум, предопределение/

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал