![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Быть знаменитым некрасиво”.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Б. Пастернак. Гамлет», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Снег идёт», «Определение поэзии», Стихотворение Ю. Живаго «Зимняя ночь». Какие темы звучат в поэзии Бориса Пастернака? Тема любви, тема искусства, творчества, тема города (Петербург, Москва), тема повседневной жизни, тема трагической судьбы поэта в тоталитарном обществе, философская лирика, где поэт размышляет о времени, о жизни и смерти, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее; тема природы. Тема природы. Природа у Пастернака особенная. Она сама говорит о себе. Она живая, об этом говорят названия стихов: " Плачущий сад", " Нескучный сад", " Чирикали птицы и были искренне", " Весна. Я с улицы, где тополь удивлён". Природа живёт человеческой жизнью: она совершает поступки, радуется, страдает, влюбляется...Душа его поэзии - душа озорницы, проказницы, движения которой порывисты, суматошны. САД ТОРМОШИТСЯ, СТЕПЬ РУШИТСЯ, ВЕСНА ВРЫВАЕТСЯ НАХРАПОМ. Любимые пастернаковские образы в поэзии о природе. Мелкие дробные частички природы: ветки, почки, стручки гороха, капли, градинки, льдинки, снежные хлопья - всё то, что брызжет, катится, трепещет, шевелится, грохочет, т.е., что воплощает кипение жизни. Марина Цветаева писала о Пастернаке: " Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вздохнул, втянул её всю - и вдруг захлебнулся ею, и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет". Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа - огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Поэтому в его стихах она не фон, не декорация, а действующее лицо. Пастернак не суфлирует природе, а прислушивается к ее голосам. " Февраль". В этом стихотворении мир представлен звучащим на многие лады. Всё бурлит, клокочет, грохочет, и всё это музыка приближающейся весны. Динамизм картине придают глаголы, метафоры: писать навзрыд, грохочущая слякоть, слякоть горит, сухая грусть, дно очей, криками изрыт, стихи слагаются навзрыд. Быть знаменитым некрасиво”. Стихотворение написано признанным мастером в период его “последних песен”. Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле. Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой. Цикл «Стихи из романа» («Доктор Живаго»). (1946 - 1953). Герой Пастернака — поэт. Как и Пастернак, Живаго считает, что содержанием искусства является подлинная действительная жизнь. Вот что доктор записал об этом в своём дневнике: “В стихотворение, точно через окно в комнату, вливались с улицы свет и воздух, шум жизни, вещи, сущности. Предметы внешнего мира, предметы обихода, имена существительные, теснясь и наседая, завладевали строчками. Предметы, предметы, предметы рифмованной колонною выстраивались по краям стихотворения”. Искусство сильнее смерти. Смертью главного героя книга не заканчивается. За рассказом о прощании следует эпилог, а затем — уже в самом конце — публикуется тетрадь стихотворений Юрия Живаго. По мысли Пастернака, в этих стихах живёт и их создатель, стихи остаются после его жизни, а значит, он оказывается бессмертным. В последней строфе последнего стихотворения Живаго, то есть в самом окончании романа, речь идёт о Воскресении. Я в гроб сойду и в третий день восстану, Если жизнь автора “переходит” в его творения, то и искусство приобретает свойства и знания живого существа. Так, в конце романа описывается встреча друзей Живаго, которые собираются за чтением его стихов. И книга, которую они держат в руках, отзывается на их раздумья: “Счастливое, умилённое спокойствие за этот святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой истории и их детей проникало их и охватывало неслышною музыкой счастья, разлившейся далеко кругом». Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении " Гамлет" (1946 г).Уже в первых строках писатель строчкой " я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку" определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: " неотвратим конец пути". Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): " На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси", -- и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание). Оппозиции света и тьмы, земли и неба, жизни и смерти, Гамлета и Христа в сюжете: Свет рампы, слепящий актера: " Я вышел на подмостки". Тьма зала и огромного звездного неба: " На меня наставлен сумрак ночи / Тысячью биноклей на оси". Свет - " гефсиманская нота": " Если только можешь, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси. Путь – жизнь – роль, предстоит еще пройти – прожить – исполнить, но судьба героя – актера – Гамлета уже предопределена, «распорядок действий» придуман и утвержден; от него самого, по сути дела, ничего уже не зависит, остается только подчиниться и выполнить волю «пославшего» его. «Чаша» – будущий жизненный путь героя, полный невзгод и страданий; это чаша жизни, которую ему предстоит испить до дна, познав всю ее горечь; символ судьбы; наконец, символ трагического мироощущения, характеризующегося драматической, чисто «гамлетовской» антитезой Чувства и Долга, Свободы и Рока. С этим образом перекликается и пословица (2 финальные строки): Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. /фатум, предопределение/
|