Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее выгодные позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество






Реляционистские(от французского слова «relation» — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики.

 

7 «легитимность» власти. Вебер

Легитимность – состояние власти, когда оно признается справедливой народом.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

 

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1.Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2.Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3.Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

 

8 политическая система

политическая система – упорядоченная совокупность государственных институтов, общественных организаций, политических процессов, принципов организации общества, посредством которых формируется политическая власть.

Компоненты: (подсистемы)

1) институциальная (совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними, центральное место в этой подсистеме принадлежит государству)

Основными элементами институциональной подсистемы являются:
-государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы);
-политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические объединения, лоббистские группы);
-сми (кино, телевидение, радио, печать, Интернет и т.д.);
-церковь.

2) Нормативная (правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества)

3) Идеологическая (совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики)

4) Коммуникационная (включает все каналы политического взаимодействия)

5) Функциональная (совокупность методов и способов осуществления власти)

6) Культурная (комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности)

 

9 функции полит системы

1) Артикуляция – выявление интересов и требований общества.

2) Агрегирование – распределение интересов по степени их важности.

3) Конверсия – преобразование информации.

4) Адаптация – установление связи полит системы с окружающей средой.

5) Мобилизация – способность системы использовать свои ресурсы для решения конкретных проблем.

6) Интеграция – координация действий власти.

7) Социализация – принятие основных принципов и идеалов новому поколению.

8) Рекрутивная – производство человечества.

9) Регулирование и контроль

10) Дистрибутивная – перераспределение материальных благ и ресурсов общества.

11) Стабилизация – сглаживание конфликтов и противоречий.

12) Экстракционная – способность черпать из внешней среды ресурсы необходимые для своего функционирования.

 

 

10 признаки тоталитарного режима

Тоталитаризм – порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям

(разновидности: национал-социализм, фашизм, коммунизм)

 

Признаки тоталитаризма:

1) стремление к всеобъемлющей организованности общества

2) полный контроль за личностью со стороны власти

3) радикальное преобразование всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий

Политические черты: наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх — главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Экономические черты: социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

+ высокая способность мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, наличие огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестокое подавление всякой оппозиции.

- это закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами.

11 признаки авторитарного режима

Авторитаризм - неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Признаки:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

 

 

12 признаки демократического режима

Демократия - 1) «народовластие»

2) форма устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству

3) основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение

4) социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов.

Признаки:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

13 государство

Государство – 1) в широком смысле: общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории (российское, американское, немецкое)

2) в узком смысле: организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

14 концепции происхождения государства

Концепции:

1)теологическая

Суть - гос-во возникло по воле Бога – Фома Аквинский, А.Блаженный.

+ - способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

- она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

2) патриархальная

Суть - Аристотель - государ­ство возникает по модели семьи.

+ способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

- отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

3) теория общественного договора (Руссо, Локк)

Суть - в основе государства лежит " общественный договор", который состоит в следующем:

Первоначально люди преследовали только свои интересы, что приводило к войне, во избежание был создан «общественный договор» - чтобы достичь взаимное выживание был создан институт согласования интересов - государство

+ были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства; сделан шаг к созданию гражданского общества; фактически выдвинут принцип народного суверенитета- власть производна от народа и принадлежит народу; теория, демократичная по своей сути; Согласно теории государство и народ имеют взаимныеобязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности; право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

- идеалистичность, общество воспринимается как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4) органическая (платон)

Суть – государство развивается подобно биологическому организму (государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.; между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные)

+ восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма.

- отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

5) теория насилия (Гумплович)

Суть - Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством

+насилие - один из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

- насилие не единст-ый фактор, повлиявший на возникновение гос-ва.

6) марксистская (Энгельс) (частная собственность, эксплуатация, разделение на классы)

 

15 Типология государств по формам правления

1)монархия – источник власти – одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Виды:

- абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства.

- конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. (Иордания, Кувейт, Марокко)

 

2) парламентская республика

Черта: образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

функции: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

 

3)Президентская республика (Латинской Америке, Азии и Африке)

Черта: президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил.

В президентской республике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента

 

4)Смешанная республика (Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии)

Черта: двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Президент, без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

 

16 Типология государств по административно-территориальному устройству.

1) Унитарное

Имеет единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

 

2) Федеративное

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. (В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.) Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах, распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими; историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам. Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель).

 

3) Конфедерация

постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815-1867) и некоторых других странах.

 

17 гражданское общество

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Признаки:

1. Гражданское общество – это совокупность индивидов. Данный признак означает, что люди входящие в гражданское общество не выступают в роли толпы. Каждый человек входящий в гражданское общество является личностью, обладает индивидуальностью. Этот человек способен к борьбе за свои интересы, проявляет активность в политической жизни страны, следит за принимаемыми государственно важными решениями и его с полной уверенностью можно назвать особой личностью отстаивающей свои права и свободы.

2. Гражданское общество – это автономное и самостоятельное образование. Гражданское общество не нуждается в принуждении государства, оно вполне может существовать автономно, в противном случае оно потеряло бы свое предназначение, так как оно и появляется для оказания ограничения и контроля за деятельностью государства.

3. Гражданское общество – это саморегулируемая система. В гражданском обществе индивиды действуют самостоятельно, инициативно осознавая необходимость своего поведения и всячески контролируя его. Поэтому в гражданском обществе приоритетом обладают неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, сложившиеся в обществе национальные обычаи и традиции. Гражданское общество руководствуется принципами свободы и равенства, братства и справедливости, разумности и рациональности и т. д.

4. Гражданское общество это сложноустроенная система. Данный признак означает, что гражданское общество не проявляется отдельно в какой либо сфере, а действует на все системы общества одновременно. Это прежде всего политическая, экономическая, информационная, социальная, культурная и другие области человеческой деятельности. Только при этом оно может эффективно осуществлять поставленные задачи.

5. Главной задачей гражданского общества является оказания влияние на государственную власть с целью ее ограничения. Весь лейтмотив функционирования гражданского общества заключается в оказании влияния на политическую государственную власть. Заставить ее подчиняться своим же правилам установленных в нормах позитивного права. Заставить ее действовать в угоду всего общества, а не отдельного господствующего класса. И, в конечном счете, действительно превратить государство в социальную машину, а не аппарат для угнетения одного класса другим.

 

18 правовое государство

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Признаки:

1) наличие развитого гражданского общества;

2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;

4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;

5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех;

8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий;

9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

 

19 политическая партия

Политическая партия – специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.

Партогенез - процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в.

Структура:

1) партийный аппарат (лидеры партии, партий­ная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный актив)

2) массовая партия (рядовые члены)

3) электорат (сторонники партии)

Функции:

- распределение партий (партия нацелена на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения)

-выявление интересов общества (формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти.)

-структурирование политической жизни

- отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы.

 

20 типология политических партий

На основе идейных оснований деятельности:

1) доктринальные прагматические, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий

2) харизматические, где люди объединяются вокруг лидера.

На основе соц-ых, этнических, демографических, культурологических оснований:

1) парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты)

2) лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов)

3) авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма)

На основании отношения к правящему режиму:

правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.

 

Дюверже:

1) кадровые (на базе различных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората)

2) массовые (централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев, профессиональных групп, сторонников известных лидеров и идей.)

3) строго – централизованные (для них является характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Характерны - наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических вождей)

 

21 партийная система, типология

Партийная система – устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными структурами власти.

1) Однопартийная система ((неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности)

2) Двухпартийная

3) Двухсполовинчатая (привлекают на свою сторону 3 партию)

4) Многопартийная ((конкурентные, состязательные) — с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные)

5) Апартийная (не существует партий, борющихся друг с другом)

-демократические (2 равноценные партии)

-авторитарные (1 партия главная)

-тоталитарные

 

22. Выборы как политический механизм: понятие, функции.

Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархическойформе правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

  • К главным функциям выборов можно отнести следующие:
    • артикуляция интересов различных социальных групп;
    • мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;
    • легитимация структур власти;
    • рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

 

23. Основные принципы демократических выборов.

Демократические принципы избирательного права включают: 1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть.

3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

 

24. Основные характеристики недемократических выборов.

главным социальным назначением выборов в условиях ав-торитаризма или тоталитаризма является укрепление соответствующих типов политического господства с помощью манипулирования сознанием собственных граждан и (или) международным общественным мнением. Хотя в таком случае выборы не определяют состав правительства, они, выступая утонченным по сравнению с методами прямого принуждения инструментом стабилизации и сохранения власти, выполняют в политической системе важные функции. При всем сходстве социального назначения выборов, их функции в тоталитарных и авторитарных политических системах значительно различаются.

Тоталитарные режимы используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией. Такие выборы не ставят под сомнение существующий политический режим и даже персональный состав власть имущих.

В авторитарных государствах выборы выступают демократическим фасадом, красивой декорацией, прикрывающей монополию на власть узкой группы лиц или одного человека. Здесь применяются как неконкурентные, так и полуконкурентные выборы. Последним обычно присущи такие черты, как допущение к выборам лишь угодных или по крайней мере лояльных к властям кандидатов и партий, ограничение компетенций избираемых с помощью выборов институтов власти и т.п. Современные недемократические режимы обычно используют целый комплекс способов, фальсификации результатов выборов и превращение их в инструмент манипулирования, средство организации самообмана собственных граждан и введения в заблуждение международного общественного мнения.

В авторитарных политических системах выборы выполняют функции укрепления легитимности существующего режима; повышения его репутации внутри страны и особенно за рубежом; ослабления политической напряженности в государстве; выявления оппозиции и ее приручения или создания по инициативе властей лишь формально оппозиционных им партий; стабилизации режима с помощью интеграции оппозиции и частичного учета ее требований.

25. Избирательная система: понятие, типология.

Избирательная система – совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих легитимное становление государственных и муниципальных органов власти и избрание на должность лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные должности. В узком смысле слова избирательная система – способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их количество.
Избирательный процесс – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Схема фиксирует типологию наиболее распространенных в мире избирательных систем, включающую в себя пропорциональную, мажоритарную и смешанную системы.
Мажоритарная система (франц. majorite – большинство) – одна из наиболее распространенных избирательных систем, при которой избранным считается тот кандидат, за которого подано большинство (относительное или абсолютное) голосов избирателей.
Пропорциональная система – избирательная система, предполагающая распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных за избирательные списки партий голосов.
Смешанные системы – смешанные избирательные системы, при которых часть депутатских мандатов (например, половина) замещается путем выборов по партийным спискам в целом по стране, а другая часть депутатских мандатов формируется через мажоритарные в одномандатных округах.

 

 

26. Стадии избирательной кампании.

Схема демонстрирует названия и последовательность основных стадий избирательного процесса. Каждая из этих стадий является обязательной и проходит согласно процедурам, определенным избирательным правом.
Избирательное право – институт публичного права, совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, выборные органы местного самоуправления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.
Избирательный процесс – деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.
Избирательный округ – это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избирается один или несколько депутатов.
Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены избирательным законодательством, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Повторное голосование – то же, что «второй тур», – голосование во втором туре по двум кандидатурам, набравшим в первом туре наибольшее количество голосов избирателей, в случае если ни один из кандидатов не набрал более 50 % голосов избирателей.
Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или список кандидатов либо против всех кандидатов, списков кандидатов.

Этапы избир. Кампании:

27. Политическая элита: определение, типология.

Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее выгодные позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество

 

· по способу формирования элит выделяются «открытые» и «закрытые» элиты.

 

Открытые элиты допускают спонтанный приход новых членов; приоритетной ценностью является наивысший профессионализм в определенной сфере деятельности. «Открытая» элита является публичной, ее члены заботятся о своей репутации.

«Закрытые» элиты регулируют мобильность своих членов с помощью специальных органов; пополнение новых членов происходит медленно, критериями отбора чаще всего является преданность системе или вождю.

 

· по способу прихода к власти элиты делятся на легитимные и нелегитимные.

 

Легитимные - это такие элиты, которые получили власть при добровольной поддержке масс, а нелегитимные - те, которые господствуют над большинством с помощью принуждения и насилия.

 

· по идеологическим ценностям элиты бывают авторитарные, тоталитарные, демократические, либеральные.

· по видам политической деятельности элиты подразделяются на государственную (административную, депутатскую), муниципальную, партийную и элиту общественных организаций.

· по функциональному признаку выделяются 1)экономическая элита (крупные собственники, владеющие промышленными компаниями, банками, торговыми фирмами и т. п.); 2) политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти); 3) бюрократическая (административная) элита; 4) идеологическая, «информационная» элита (ведущие представители науки, культуры, религий, образования, средств массовой информации).

· по объему властных функций различают высшую, среднюю и административную политическую элиту.

 

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководителей органов государственной власти, ведущих политических партий, депутатских фракций в парламенте). Это достаточно ограниченный круг людей (100-200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.

Средний уровень политической элиты формируется из огромного количества выборных должностных лиц, парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий, общественно-политических движений и др.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих (чиновников), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

В конце 80-х годов начался динамичный процесс формирования контрэлиты. В ходе реформирования общества произошли глубокие изменения внутри российской элиты. Возникла экономическая элита. Изменился возрастной состав (средний возраст высшего руководства с 61, 8 (начало 80-х годов) снизился до 53, 1 лет (конец 90-х годов), повысился уровень образования. Иным стал механизм рекрутации элиты. Основным способом формирования элиты становятся выборы. Новая элита отличается от старой советской - своей структурой, механизмами рекрутирования и легитимацией, более высокой степенью конкурентности. Вместе с тем следует отметить, что процесс смены элит в России еще не завершен. Он продолжается.

 

 

28. Теория элит в трудах зарубежных политологов начала XX в. (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
Теория элит Моски:

Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы.

 

В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых.

Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».

 

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств.

Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества. Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям.

 

Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая.

 

· Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это, в конечном счете, влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.

· Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

 

Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического 'класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».

 

Концепции Парето и Михельса:

 

Парето (1848—1923) исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования).

 

В «Трактате по общей социологии» он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально». Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.

 

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

 

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

 

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, Урождающие элитарность общества. Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

 

В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.

Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

 

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности. К ним относятся:

1) особые свойства, присущие представителям элиты;

2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

3) отношения элиты с неэлитой, массой;

4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние.

 

 

29. Основные идеи ценностных теорий элит.

Ценностные теории:

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д.

Идеи:

1. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности. Элита — наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям. Так в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество. Последние же, в свою очередь, сменяются менеджерами и интеллектуалами — носителями столь важных для современного общества знаний и управленческой компетентности.

2. Элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею руководящих функций. Это — не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе.

3. Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько руководства, предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.

4. Формирование элиты — не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

5. Элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными..результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.

Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать количественные показатели, характеризующие ее влияние на общество. Так, Н.А. Бердяев на основе анализа развития разных стран и народов вывел «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Коэффициент элит, составляющий свыше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития. Как только этот коэффициент опускался до примерно 1%, империя прекращала существование, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита превращалась в касту, жречество.

Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

 

 

30 Основные идеи функциональных теорий элит.

 

 

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами — важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите. «Функциональные элиты, — пишет Э. Гольтманн, — это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них».

2. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных решений и могут заменяться для принятия и реализации других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. — можно ограничить или вообще предотвратить действие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты пол влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.

4. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни — не элиты а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

5. В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить же об их социальном господстве неправомерно.

 

 

31. Основные идеи леволиберальных теорий элит (Ч.Р. Миллс).


Своего рода идейными антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты. Важнейший представитель этого направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, имеет и специфические, отличительные черты:

1. Главный элитообразующий признак — не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Властвующая элита, пишет Миллс, «состоит из людей, занимающих так


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.066 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал