Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 15. Мусульманский Ренессанс и средневековые мыслители (Аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Жусуп Баласагуни, Ходжа Ахмет Яссауи).






Аль-Фараби (870 – 950 гг.)

Аль-Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками. К его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше (Ташкенте), Самарканде, Исфакане, Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде – столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске.

Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания " Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.

Ходжа Ахмет Яссауи - основоположник тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Из­вестна только дата смерти - 1166.До наших дней сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости» - часто сокращенно употребляется под именем «Хикметы»). Отец Ахмета Ибра­гим был известным шейхом в Сайраме. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из преж­них названий г. Туркестана с VI по XV вв.), позже он направился в Бухару, где проходил учениче­ство у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссауи вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано).Построенный в честь Ахмета Яссауи по личному указанию и планам Тимура мав­золей (ханака), именуемый «Хазрет султан» - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Ахмет Яссауи занимает особое место в развитии суфийской идеи смысла жизни. Бог присутствует везде и во всем, существует вечно, утверждал А. Яссауи. По мнению А. Яссауи, абсолютно в каждом человеке есть условия, благодаря которым возможно совершенствование личности. Для достижения истинного смысла предназначения у человека есть свобода, дарованная Богом с определенной целью.

Махмуд Кашгари (1029–1101 гг.)

Махмуд Кашгари — представитель высших кругов караханидской знати. Отец — Хусейн ибн Мухаммад, внук завоевателя Мавераннахра Богра-хана. Кашгари был визирем Барыс-хана (южный берег оз. Иссык-Куль), затем переселился в Кашгар. Там получил образование, продолжив его в Бухаре и Нишапуре. В процессе обучения проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, менталитету тюркских народов. Накопленный опыт и наблюдения он обобщил в своем главном труде «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий»). Этот труд автора является энциклопедией тюркских народов раннего средневековья. В нем заключены ценные, в некоторых случаях и единичные, сведения о многочисленных тюркских племенах, живших в XI веке. Словарь содержит этнонимы, топонимы, термины родства, различных должностных лиц, названия блюд и напитков, домашних и диких животных, птиц, месяцев и дней недели, народный календарь, названия лекарственных средств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины. Запечатлены этические нормы и ценности, нормы поведения, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения об историко-культурных связях между различными племенами, упоминания о некоторых исторических событиях, имевших место на территории Казахстана и Средней Азии. Например, о походе Ескендира (Александра Македонского). Большой интерес для исследователей представляет сохранившаяся в сочинении самая старая тюркская карта мира. Книга содержит более 400 пословиц, поговорок и устных изречений, которые Махмуд Кашгари собрал в 1072–1074 годы в честь Халифа Аль-Муктади. «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари является единственным памятником тюркской диалектологии раннего средневековья. Впервые в мире он переведен на русский язык ученым-востоковедом, кандидатом философских наук Зифой-Алуа Муратовной Ауэзовой.

Жусуп Баласагуни (1018–1070)

Жусуп баласагуни был мудрым знатоком человеческой души, философом, ученым энциклопедистом, выдающимся поэтом, владевшим всеми тонкостями арабской и персидской поэзии, а также тюркского фольклора. Родился он в Баласагуне, который находится на берегу реки Чу, неподалеку от нынешнего города Токмок. Он написал в 1069 г. поэму «Кушадгу Билик» (благодатное знание) и преподнес ее в дар правителю Богра-хану, за что был пожалован выс. придворным чином «хаз хаджиб». Поэма состоит из 13т. строк. где в блестящей поэтической форме изложил принципы древней восточной педагогики. Они и сейчас могут стать надежным ориентиром при воспитании детей – суть их проверена веками. Смотри, чтоб без дела твой сын не сидел, – Бесцельна вся жизнь у сидящих без дел И ежели к детям был строг человек, Его осмеять не посмеют вовек. «Основа сей книги – пишет Баласагуни, – несколько непереходящих ценных сутей: первая – справедливость, вторая – счастье, третья – разум, четвертая-непритязательность.» И действительно 9 веков оказались не властны над его творением. Вместе с тем «Благодатное Знание» – это, прежде всего вдохновенное поэтическое произведение, имеющее не переходящую эстетическую ценность, поистине являющееся сокровищницей мировой культуры. Это сплав мыслей и чувств, сплав житейской философской морали, а если быть точнее, то это своего рода духовный кодекс для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания. Одним словом, данную поэму можно назвать книгой мудрости. Ю.Б. в хорошо рифм-ых стихах изложил свое понимание справед-го государя и гос-ва, где все могут счастливо. Стихи и поэмы были очень популярными. Они становились народ-ми пословицами и поговорками.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал