Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 32.Казахская культура в XV - XVIII вв.
XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы. В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен. Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов. Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и, воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана. Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира. Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма. Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге - решетки из тальника, звенья которых - канат (от 4 до 12), составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья - уык, венчает юрту шанырак - деревянный круг для прохода света и дыма. У казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (жат-лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары). Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65, 5 м, ширина его 45, 5 м, высота арочных порталов 37, 5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолеи. Важное значение играли города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук, Туркестан, Отрар и другие, всего более 20, В городах Отрар, Сыгнак, Сузак в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме 7560, в Туркестане 9180, Сауране 11000. Всего городское население достигало 70 тысяч человек. Города имели поквартальную застройку. Размер кварталов был от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга. Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья, Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляло в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тулгама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыр. Устная, письменная литература и народное творчество казахов в 15-18 веках. Творчество Бухар-жырау, Умбетай, Актамберды и др. 15 – начале 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. " Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана. Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом. Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. " Ер-Тостик", " Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа). Казахский эпос восходит к древности: " Карабек", " Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей (" Козы Корпеш и Баян-сулу", " Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания. Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: " А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники). Религиозные и космогонические представления казахов в 15 – начале 19 веков. Культура Казахского ханства в ХVI-ХVI веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия» посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна. Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла - кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста н положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.). Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они вы дел ял и Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад. В 16-17 веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня. В ХVI – ХVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргыи», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» - степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан - горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной». Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии - шежре. Наиболее важным памятником является книга «Джамид ат-таварих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргалн, В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства, В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы. В период позднего средневековья в ХVI-ХVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
|