Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регионализованное государство
Результатом эволюции классических форм государственного устройства стало появление в Европе новой формы - регионализованных государств или государств автономий. Эту форму государственного устройства, реализованную на практике в Испании и в Италии, можно рассматривать и как компромисс между федеративным и унитарным устройством, и как отказ от классических форм. С точки зрения унитаризма, регионализованное государство - абсолютизация автономий, которые в унитарных государствах существуют как исключения из общего правила. Все административно-территориальные единицы приобретают статус автономий: самостоятельные полномочия в различных сферах и право на исключительность, по отношению к соседним территориям. С точки зрения федерализма, регионализованное государство - фактическая федерация, маскирующаяся под унитарное государство путем сохранения унитаристских деклараций в конституции. Однако эта скрытая федерация принципиально ассимметрична: набор прав, полномочий и привилегий у каждой территории строго индивидуален. Таким образом, современное государственное устройство эволюционирует настолько, что формальные различия между федерализмом унитаризмом теряют свой смысл: государства различаются скорее конкретными параметрами, чем принадлежностью к общим типам. Приводимы ниже схемы иллюстрируют основные различия между формами государственного устройства и представляют одну их самых дельных типологий современных федераций. Таблица 3. Современные формы государственного устройства
Таблица 4. Типы современных федераций
Алгоритм для сравнительного анализа степени централизации/ децентрализации. 1. Полномочия территориальных органов власти 1.1. Объем полномочий 1.1.1. Сферы полномочий 1.1.2. Характер полномочий (принятие решений или исполнение, содержание или обеспечение) 1.2. Способ определения полномочий (позитивное или негативное регулирование) 1.3. Распределение полномочий между органами и должностными лицами (распределяются сверху или на местном уровне) 1.4. Делегирование полномочий и институциональная структура. 2. Финансы 2.1. Доходы 2.1.1. Характер собственных доходов (конституционное, законодательное или административное закрепление, право самостоятельного введения налогов / установления ставок) 2.1.2. Доля собственных доходов в бюджете 2.1.3. Доля трансфертов в доходах 2.1.4. Соотношение целевых и общих трансфертов 2.1.5. Конституционное, законодательное или административное регулирование объема трансфертов 2.2. Расходы 2.2.1. Объем обязательных расходов, соотношение с объемом бюджета 2.2.2. Способы устранения бюджетного дефицита. 3. Органы власти 3.1. Формирование 3.1.1. Выборность (наличие выборных органов, избирательная система - кто определяет порядок выборов) 3.1.2. Назначение или утверждение вышестоящими органами 3.2. Структура и состав 3.2.1. Кто определяет структуру органов власти 3.2.2. Кто определяет численность служащих, их статус, штатное расписание, уровень оплаты 4. Контроль 4.1. Тип контроля 4.1.1. Постоянный или выборочный контроль 4.1.2. Контроль законности или контроль исполнения, политический контроль 4.2. Органы контроля 4.2.1. Префекторальная или непрефекторальная система 4.2.2. Полномочия контрольного органа по приостановке действия / отмене актов 4.3. Ответственность: формы ответственности, роль несудебных органов 5. Возможности лоббирования 5.1. Официальное участие в деятельности органов власти вышестоящего уровня: 5.1.1. Участие в работе вышестоящих органов (наличие особого органа территориального представительства, его полномочия) 5.1.2. Законодательная инициатива, иные формы обязательных для рассмотрения предложений 5.1.3. Роль территорий в принятии конституционных законов, проведении референдумов и т.д. 5.2. Индивидуальная политическая карьера и местные ресурсы: 5.2.1. Избирательная система / система политических партий 5.2.2. Совмещение должностей 5.3. Группы давления: ассоциации и союзы местных властей, формы и степень их влияния. 6. Практика применения норм и использования возможностей (с одной стороны - выполнение или невыполнение конституционных и законодательных прав, гарантий и т.д.; с другой стороны - частота использования возможностей, - статистика контроля и санкций, использование чрезвычайных мер, реальное лоббирование проектов и пр.)
|