Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало татаро-монгольского вторжения на Русь
Рождение Монгольской державы. В начале XII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были татаро-монголы. Во второй половине XII—начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под началом монголов. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Руси именно это название — “татары” —закрепилось за новым государством. Во второй половине XII в. среди монгольских племен происходили примерно те же процессы, что и в Западной Европе в V—VII вв. и среди восточных славян в VIII—IX вв. Шло отмирание первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества стал уже не род, а отдельная семья. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов Западной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Монголы были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были табуны коней, стада рогатого скота, овец. Южные племена монголов были наиболее развиты, в хозяйственном отношении наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные пастбища давали возможность отдельным семьям выделиться в хозяйственном отношении. В первую очередь это были вожди — ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота и которые либо путем купли, либо путем захвата приобретали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Основная часть скотоводов — аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки. Раньше монголы кочевали общинами—“куренями^ или “кольцами”, которые насчитывали до тысячи кибиток., В центре такого кочевья находилась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями. Однако в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет накопленных богатств нанимать к себе на службу дружинников — нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров. И в этом смысле монгольское общество напоминало раннеевропейское. С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер. Это объяснялось закономерностями складывания хозяйства, развития монгольского общества. С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников писал о них: “Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”. Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастали крепкими, ловкими, смелыми. Появляющиеся всесильные и богатые ханы в полной мере использовали особенности монголов — их военную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, дававший возможность покрывать огромные расстояния. Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту пору захватил монгольское общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой. Чингисхан. В конце 50-х—начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары сумели отравить его. После этого объединение Есугэя распалось. Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по монгольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон “Хамаг монгол улуса”, т. е. трон всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Комплексом таких же качеств обладали и другие вожди —объединители племенных конфедераций и создатели единых раннефеодальных государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот Ярополк, и Святополка, пытавшегося уничтожить всех своих братьев. Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел' ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии—все взрослое население делилось на “тьмы” (10тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на “ночную” и “дневную”, окружил себя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар. На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204— 1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т.е. “великим ханом”. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства. Завоевания монголов. Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда Чингисхан обрушился на Северный Китай. В течение нескольких лет монголы завоевали Китай и в 1213 г. захватили столицу империи Пекин. Захват Китая Чингисхан использовал для того, чтобы поставить себе на службу огромный научный и культурный потенциал империи. Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Римская империя для западных “варварских” государств, образовавшихся на ее развалинах, как Византия для Руси, Болгарии, других близлежащих стран. Чингисхан ввел в своем государстве уйгурскую письменность, использовал в управлении опыт китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть. Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роли разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. В армии Чингисхана была строгая дисциплина. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками” Непокорные города они уничтожали — жгли, разрушали их, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли. После похода на Китай монголы повернули на Запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам. В 1219—1220 гг. монголы захватили Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло через Южный Прикаспий в Азербайджан, захватило город Шемаху и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Приазовье, Крыму и овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком). Теперь перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи. Трагедия на Калке. В половецких степях и на границах Руси появились два ударных корпуса Чингисхана — молодого талантливого полководца Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэ. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который в это время княжил в Галиче, придя туда по просьбе своевольных бояр: “Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут”. Однако в русских княжествах с сомнением встретили просьбу половцев о помощи. Во-первых, князья не доверяли своим старинным противникам, во-вторых, появление на русских границах новой, невиданной доселе монгольской армии было воспринято как выход из степи очередной орды кочевников. Были печенеги, потом торки, потом половцы. Теперь появились какие-то татары. Пусть они и сильны, но русские рати громили всех степняков. Была уверенность, что русские дружины одолеют и новых пришельцев. Такие настроения отразил и съезд князей в Киеве, который собрался по инициативе Мстислава Удалого. Галицкий князь призывал к единству сил с половцами, к выступлению против неведомого и страшного врага. На его призыв откликнулись не все. Дали согласие участвовать в походе против татар киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославич Черниговский, Даниил Романович, княживший в это время во Владимире-Волынском (зять Мстислава Удалого), а также князья помельче. В помощи по существу отказал могущественный русский князь, сын Всеволода Большое Гнездо — Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский. Он, правда, послал ростовский полк, но тот не успел явиться. Узнав о выступлении русского войска, монголы, верные своему принципу раскола врагов, послали к русским князьям посольство, которое заявило: “Мы слышим, что вы идете против нас, послушав половцев; а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир...” Но уже наслышанные о коварстве и жестокости монголов, русские князья отказались вести с ними переговоры, перебили монгольских послов и двинулись навстречу неприятелю. Первая схватка с монголами оказалась удачной. Передовые монгольские отряды были частью перебиты, частью бежали к своим главным силам. Русские дружины продолжали продвигаться далее в степь, стремясь, как во времена противоборства с половцами, решить дело на вражеской территории, подальше от родных земель. Решающая битва между объединенным русским войском и туменами (от слова “тьма” — десять тысяч) Джэбэ и Субэдэ произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке, неподалеку от побережья Азовского моря. В этом сражении проявились сепаратизм и политический эгоизм русских князей. В то время как дружины Мстислава Удалого, Даниила Волынского и некоторых других князей при поддержке половецкой конницы устремились на монголов,.Мстислав Киевский огородился валом на одном из близлежащих холмов и не участвовал в битве. Монголы сумели выдержать удар союзников, а затем перешли в наступление. Первыми дрогнули половцы. Они бежали с поля боя. Это поставило галицкую и волынскую рати в тяжелое положение. Дружины мужественно сражались, но общий перевес сил был на стороне монголов. Они сломили сопротивление русичей, те побежали. Мстислав Удалой и Даниил Романович дрались в самой гуще сражения, вызвав восхищение монгольских полководцев. Но их мужество не могло устоять перед военным искусством и силой монголов. Оба князя с немногими дружинниками спаслись от погони. Теперь наступила очередь самой мощной среди русского войска киевской рати. Попытка взять русский лагерь приступом монголам не удалась, и тогда они пошли на очередную хитрость. Джэбэ и Субэдэ пообещали Мстиславу Киевскому и другим бывшим с ним князьям мирный исход дела и пропуск их войска свободно на родину. Когда же князья раскрыли свой лагерь и вышли из него, монголы бросились на русские дружины. Почти все русские воины были перебиты. Князья во главе с Мстиславом Киевским были захвачены в плен. Их связали по рукам и ногам, бросили на землю, а на них положили доски, на которые уселись во время победного пира монгольские военачальники. Во время битвы на Калке погибли шесть видных русских князей, из простых воинов вернулся домой лишь каждый десятый. Только киевская рать потеряла около 10 тысяч человек. Это поражение оказалось для Руси одним из самых тяжелых за всю ее историю. После битвы на Калке монголы повернули на северо-восток, вышли в пределы Волжской Булгарии, но, ослабленные потерями, потерпели на Волге ряд поражений. В 1225 г. они вернулись обратно в Монголию. Теперь монголы овладели огромной территорией — от Китая до Средней Азии и Закавказья. Чингисхан поделил захваченные земли между своими сыновьями. Западные земли достались старшему сыну Джучи, который умер в один год с отцом (1227 г.). Теперь во главе Западного улуса встал сын Джучи молодой энергичный Бату (Батый). В 1235 г. на курултае монгольских ханов, который проходил под руководством нового великого хана Угэдэя, третьего сына Чингисхана, было принято решение о походе в Европу, “к последнему морю”. Над Русью нависла новая страшная опасность. «Батыево нахождение” на Русь. Осенью 1236 г. на Волжскую Булгарию двинулось огромное войско Бату-хана, внука Чингисхана. Ее города и селения монголо-татары разорили и выжгли, жителей перебили или увели в плен; оставшиеся в живых спасались в лесах. Год спустя та же участь постигла Севере-Восточную Русь. Зимой 1237 г. Бату-хан подошел к Рязанской земле. Ее великий князь Юрий Игоревич, принимая его послов, услышал требование хана — дать десятину (десятую часть) во всем: “во князех и в людех, и в конех, и в доспесех”. Совет князей, созванный рязанским владетелем, ответил хану: — Только когда нас не будет (в живых), то все ваше будет. Рязанцы, выступившие против врага, остались с ним один на один. Старые усобицы, разногласия не позволили объединить силы, “ни один из русских князей, — по словам летописи, — не пришел другому на помощь... Каждый думал собрать отдельно рать против безбожных”. Рязанские полки сначала дали сражение татарам на реке Воронеж. Из-за неравенства сил потерпели поражение. 21 декабря, после пяти дней осады, пала Рязань. Затем были взяты Пронск и другие города. Княжество лежало в руинах. Предание рассказывает: вскоре после Батыева погрома из Чернигова в Рязанскую землю вернулся боярин Евпатий Коловрат с дружиной в 1700 человек. Увидев родные пепелища, богатыри догнали войско хана и без страха бросились на него. Начали монгольских воинов “немилосердно истреблять”. Все храбрецы погибли, но нанесли большой урон врагу. После Рязани завоеватели прошли, взяв и разорив Коломну и Москву, по течению Оки и Москвы-реки и повернули на восток, к Владимиру. В феврале, после ожесточенного штурма, они взяли столицу Северо-Восточной Руси. Тогда же, рассыпавшись по всему княжеству, вражеские отряды захватили Суздаль и Ростов, Ярославль и Переяславль, Юрьев и Галич, Дмитров и Тверь, другие города. 4 марта 1238 г. на реке Сити, притоке Мологи, к северо-западу от Ярославля, в кровопролитном сражении потерпело страшное поражение от монголо-татар войско Юрия Всеволодовича владимиро-суздальского. После двухнедельной осады монголы взяли Торжок и двинулись в сторону Новгорода Великого. Но, не дойдя до него 100 верст, повернули обратно—началась весенняя распутица; главное же состояло в том, что ханское войско понесло большие потери, было сильно ослаблено. Бату-хан направил свои поредевшие тумены на юг. По дороге много хлопот причинил ему Козельск, городок в верховьях Оки. Семь недель ханские воины осаждали крепость; их потери составили несколько тысяч человек. “Злой город” — так прозвали они взятый Козельск; всех его жителей, вплоть до младенцев, как и всюду, безжалостно истребили. По пути монголо-татары взяли и разорили другие города и селения. Но под Смоленском один ханский отряд потерпел поражение от воинов-смолян во главе с храбрым юношей Меркурием. На следующий год Батый снова появился на Руси. Сначала разорил Муромское княжество, земли по реке Клязьме (Гороховец и др.). Но основной удар он перенес на юг. В том же 1239 г. и 1240 г. разорил Переяславское и Киевское княжества. Под ударами врага пали Чернигов, Киев, многие другие города и селения. Затем захватчики пришли на Галицко-Волынскую землю. Многие города (Галич, Владимир Волынский и др.), “им же несть числа”, подверглись полному разгрому. Только под Даниловым и Каменцем, хорошо укрепленными, они потерпели неудачу. В 1241 г. Бату-хан прошел по землям Польши, Венгрии, Чехии, Трансильвании, Валахии, Молдавии; в следующем году — по Хорватии и Далмации. К тому времени, сильно ослабленное штурмами, сражениями и потерями, его войско повернуло на восток, в низовья Волги. Здесь хан основал свою ставку. Так появился город Сарай-Бату — столица его огромного улуса. Границы этого государства протянулись от Иртыша на востоке до Карпат на западе, от Приуралья на севере до Северного Кавказа на юге. В него вошли и русские земли. Натиск с северо-запада. Александр Невский. Одновременно с нашествием восточных степняков на Русь обрушились завоеватели с запада — ливонские и тевтонские рыцари, обосновавшиеся в Прибалтике, на землях, уступленных им полоцкими князьями, и шведы. Русские князья, собиравшие ранее дань с прибалтийских племен, вынуждены были вступить в борьбу с новыми врагами. Так, в 1234 г. Ярослав, брат Юрия Всеволодовича, княживший в Новгороде, разгромил немецких рыцарей на реке Эмбахе, в районе Дерпта (Юрьева). Три года спустя тевтонцы потерпели поражение от Даниила галицкого у Дорогичина, на реке Западный Буг, а также от литовских князей. Тогда же оба ордена. Ливонский и Тевтонский, объединились. Прибыла помощь из Германии и других стран. При поддержке папы римского рыцари сочли весьма подходящим момент (началось нашествие татар на Русь) для нападения на владения Новгорода и Пскова. Немецкие и шведские политики, за спиной которых стоял Ватикан, готовили одновременный удар. Первыми начали шведы—“в силе великой на кораблях” они летом 1240 г. вошли в Неву. Их план — овладеть землями по берегам Финского залива и закрыть русским выход на Балтику. Князь Александр сын Ярослава Всеволодовича, правивший в Новгороде, действовал решительно и быстро — немедленно выступил с “малой дружиной” к Ладоге. Там ее пополнило местное ополчение. Шведы по Неве подошли к устью реки Ижоры, впадавшей в нее с юга. За их продвижением наблюдала “морская стража” Пелгусия, “старейшины” Ижорской земли. Он обо всем сообщал Александру Ярославичу. Его войско 15 июля подошло к Неве, и началось сражение. Русские воины громили шведов и на суше, и на воде, так как не все они успели сойти с кораблей. Молодой дружинник Савва подсек столб, на котором держался высокий шатер шведского военачальника. Падение шатра воодушевило русских воинов, внесло смятение в ряды врага. Шведы, разгромленные на берегу, в панике бежали на суда, но и там их настигали бесстрашные русичи. Остатки разбитого войска ушли по Неве в море. Новгородкого князя за эту блестящую победу прозвали “Невским”. Молодой полководец, а ему в ту пору было 20 лет, вернулся в Новгород. Тем временем рыцари вошли в Псковскую землю, захватили Изборск, а затем, с помощью посадника Твердилы Иванковича и других псковских бояр, и сам Псков. Отряды немцев появились верстах в 30—40 к западу от Новгорода. Новгородцы незадолго перед тем рассорились с Александром, и он уехал к отцу в Переяславль-Залесский. Бояре снова зовут князя Александра. Тот, появившись в городе в 1241 г., организует поход новгородской дружины на Копорье — опорный пункт крестоносцев на южном берегу Финского залива. Крепость взял и разрушил, пленных рыцарей привел в Новгород. Зимой следующего года Александр и его брат Андрей с новгородскими и владимиро-суздальскими полками быстрым ударом освободили Псков. А весной 1242 г. Александр Невский разгромил силы Ордена на Чудском озере. Выстроив здесь свои дружины, Невский 5 апреля встретил удар немецкой “свиньи” — войска, построенного клином: в центре—пехота, в голове и на флангах — конница. Напав на русский центр, состоявший из одной пехоты, рыцари “пробились свиньей сквозь полк”. Но торжествовать им было рано — на них обрушились удары русской конницы с флангов, с фронта. Рыцарей окружили, и “была тут сеча великая”. Лед на озере покрылся кровью, разгромленный враг побежал. Русские преследовали неприятеля. Многие рыцари погибли. “Ледовое побоище” стало новой победой войска Александра Ярославича. На этот раз русичи положили конец агрессии крестоносцев. Орден отказался от претензий на земли Новгорода и Пскова. Однако в последующие годы Александру Невскому пришлось не раз отражать набеги шведов и литовцев. Ордынское владычество на Руси. Новгород Великий и Псков попали, вместе с другими русскими землями, в вассальную зависимость от Золотой Орды, или улуса Джучи — одного из четырех улусов, на которые в середине XIII в. распалась огромная держава монголов". Великим князем владимирским, после гибели Юрия Всеволодовича, стал его брат Ярослав. По требованию Бату-хана он явился в 1243 г. в ханскую ставку Сарай-Бату, Князь, принятый “с великою честью”, получил волей хана власть над всей Русью, и южной, и северной. Бату-хан и его наследники власть на Руси осуществляли не сами непосредственно, а через вассалов — русских князей. При этом ханы постоянно стравливали князей друг с другом, ревниво следили за их политикой, не давая никому чрезмерно усиливаться. Князя Михаила Всеволодовича черниговского, не " склонного к покорности, убили в Орде. Другой князь — гордый Даниил галицкий, тоже вызванный к Бату-хану, вынужден был стать его вассалом. Всех князей утверждали на престолах в Сарай-Бату, позднее— в Сарай-Берке, куда после смерти Бату-хана перенесли столицу Золотой Орды. Князьям выдавали ярлыки — ханские грамоты, утверждавшие их назначение. Не избежал злой участи и Ярослав Всеволодович — его отравили в Каракоруме в 1246 г. Туда же вызвали и сыновей погибшего—Андрея и Александра. Однако братья, опасаясь, что и с ними поступят так же, как с отцом, не спешили. Тем временем в Золотой Орде назначили преемника на русский великокняжеский стол — Святослава, брата Ярослава. Наконец, в Каракорум прибыли (1247 г.) Александр и Андрей Ярославичи. Великим князем там назначили Андрея Ярославича, а Александр получил Киевское княжество. Таким образом завоеватели, очевидно, хотели поссорить братьев. Лишь через пять лет в 1251 г. Александр стал “старейшим” на Руси, но “из рук” Бату-хана. Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские карательные отряды во главе с баскаками; их задача — поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же — наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того “ордынского выхода”, о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания. С целью учета плательщиков дани их “сочли в число”, т. е. провели перепись населения. Начали ее еще в середине 40-х гг. в Киевской земле; одни русичи должны были платить дань натурой—звериными шкурками, других продавали в рабство. В 1257 г. ордынские “численники” переписали население в Суздальской и Рязанской землях. Людей при этом разделили на десятки и сотни, тысячи и десятки тысяч. Так Орде легче было облагать народы завоеванных стран налогами, всякими поборами, исчислять поступление денег и воинов в ордынское войско — ханы, помимо прочего, “гоняли людей, велели им воевать вместе с собой”. От налогов ханы освободили только духовенство — они понимали, что священники имеют немалое влияние. Ханы давали иерархам русской церкви ярлыки (грамоты) на льготы в податях и повинностях. Александр Невский и митрополит Кирилл добились образования в Сарае русской епископии (его главу звали епископ сарайский, затем сарский и подонский). Она обслуживала религиозные потребности русских людей, которых немало скопилось в Орде. Церковные земли охранялись ханскими чиновниками, однако во время набегов они также нередко подвергались разорению. С жителей брали не только дань, но и другие налоги: поплужное (подать с плуга), ям (сбор для поддержания ямской гоньбы— почтовой службы), “корм”, собирали подводы, воинов, ремесленников. Восстания на Руси. Ордынские “рати”. В 1257 г. весть, пришедшая из Суздальской Руси, взбудоражила новгородцев: они узнали, что ордынцы начали там перепись жителей. Вскоре появились “численники” и в Новгороде. Но местные жители отказались от переписи. Начались волнения, восстания. Их участники расправились с посадником Михаилом Степановичем. Переписи особенно активно противились “меньшие люди”, “большие люди” — бояре, другие богатые люди — склонялись к послушанию Орде. В Новгород приехали Александр Невский и ордынские послы. Сопротивление продолжалось. Сын Александра Василий, сидевший князем в Новгороде, был на стороне новгородцев, не соглашался с отцом; в знак протеста он уехал в Псков. Отец же понимал, что бросать вызов Орде Руси не под силу. Последовали расправы над мятежниками—одним носы отрезали, другим выкалывали глаза. Сыну же Александр Ярославич приказал оставить Псков, и тот не стал перечить отцу — перебрался в суздальские пределы. Под угрозой появления ордынских войск новгородцы капитулировали—зимой 1259 г. в “Господине Великом Новгороде” появились, в сопровождении Невского и иных русских князей, “численники” из Орды. Они приступили к делу. Новгородцы снова “издвоишася”— разделились надвое: бояре уговаривали “меньших людей” пойти на перепись, а те не хотели: лучше, мол, умрем, но на ордынские поборы не согласимся. Но их сопротивление снова подавили, и монголы начали ездить по дворам, переписывать их обитателей. В те же 50-е гг. жители Галицко-Волынской Руси во главе с князем Даниилом выступали против ордынского военачальника Куремсы (1254 г.). Его орду отбили от Владимира-Волынского и Луцка, а князь Даниил захватил семь городов, занятых ранее ордынцами (Болохов, Межибожье и др.). Правда, пять лет спустя талантливый ордынский воевода Бурундай восстановил зависимость Галицко-Волынской Руси от Золотой Орды. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. Начали ростовцы — на вечевых сходках потребовали убрать из города откупщиков-мусульман, которым ханы давали право на сбор податей; некоторых из них убили. В Ярославле от рук восставших пал бывший монах Изосима. Он перешел в мусульманство и вместе с откупщиком Титямом собирал дани-пошлины. Восстания, прокатившиеся по Северо-Восточной Руси в 60-е гг., стали одной из причин отмены позднее откупной системы и передачи сбора податей в руки русских князей. В 1263 г., возвращаясь из Орды, в Городце на Волге умер Александр Ярославич, возможно, отравленный в ханской ставке. “Зашло солнце земли Суздальской”, — сказал на его отпевании митрополит Кирилл. С новой силой разгорелись несогласия, усобицы между князьями. Их разжигали ханы и баскаки. Сыновья Невского — переяславский князь Дмитрий и Андрей городецкий — схватились в борьбе за владимирский стол. Он переходил то к одному, то к другому, в зависимости от благорасположения ордынских повелителей. При этом Андрей не гнушался приводить из Орды татарские отряды, и они огнем и мечом проходили по градам и весям Руси, жгли и грабили, уводили пленников. Снова и снова русские люди, доведенные до отчаяния тяжкими данями, поборами и вымогательствами, поднимались на ордынцев. Куряне во главе с князем Святославом громят слободу баскака Ахмата. В ответ отряд, присланный из Орды, беспощадно карает жителей Курского княжества. Восставшие ростовчане изгоняют из своего города ордынцев (1289 г.). А ярославцы не пускают к себе ханского посла. В 1293 г. Андрей городецкий, снова выступивший против брата, приводит на Русь ордынцев. Возглавляет их Тудан. Вместе с дружинами городецкого и других князей они опустошают. Владимир, Суздаль, Юрьев, Москву, Волоколамск и другие города. Надолго им запомнилась и эта страшная “Дюденева рать”, и другие “рати”, за ней последовавшие: набег Токтомеря на Тверь, “татарская рать” на Русь 1297 г. и др. То же повторялось и в дальнейшем. Но Русь начинает все активнее противостоять Золотой Орде. Батыево нашествие положило неизгладимый рубеж в истории Руси, поделив ее на две эпохи — до “Батыева нахождения” и после него, домонгольскую Русь и Русь под владычеством монголов. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда европейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах. Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Это признает подавляющее большинство ученых-историков, публицистов, литераторов. Хотя и в прошлом, и в нынешем столетиях высказывались мнения о том, что иноземное владычество оказало и положительное воздействие на развитие Руси — укрепление там государственного порядка, ослабление княжеских усобиц, заведение ямской гоньбы. Конечно, почти двух с половиной вековое господство ордынцев привело, помимо прочего, к обоюдным заимствованиям — в хозяйстве, быту, языке и прочем. Но главное — нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению ее земель; наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Все, что делалось в этом плане, делалось против их воли, волей русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой. Застрельщиком здесь выступал, снова и снова, русский народ. Постепенно на Руси выделились самые крупные и сильные княжества – Московское, Тверское, суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром считалось Владимирское, со столицей во Владимире на Клязьме. Ярлык на Владимирское княжение давал власть над всей Русью. Но князья спорили между собой за этот ярлык. Неурядицы улаживались с помощью князей и духовных владык. Они выступали миротворцами \ Сергий Радонежский \. Постепенно на арене политической борьбы выдвинулась Москва. Ещё Александр Невский \ 1251 – 1263 – Владимирский князь \ завещал Москву младшему сыну – Даниилу. Тогда московское княжество было самым захудалым. На рубеже XIII – XIV в.в. его территория выросла: в 1300 г. присоединена Коломна, 1303 – Можайск. Юрий Данилович Московский в первой четверти XIV века уже вёл борьбу со своим двоюродным дядей – Михаилом Ярославичем Тверским. Юрий женился на сестре ордынского хана и получил ярлык на Владимирское княжение \ 1318 г. \. Теперь в борьбу вступил сын князя Тверского \ Михаила \ - Дмитрий. В Орде, в 1325 г., он убил Юрия, но и сам был там убит. Князем Владимирским стал Александр Михайлович \ брат Дмитрия \, а в Москве с 1325 по 1340 г.г. – Иван Данилович “Калита” \ брат Юрия \. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Чолхана \ ордынский баскак \. Татарин отобрал лошадь у местного дьяка, а тот позвал на помощь земляков. Многих из сопровождения Чолхана перебили, а сам он укрылся в княжеском дворце, но дворец подожгли вместе с оставшимися ордынцами. Калита отправляется к хану Узбеку, откуда вернулся с татарскими войсками, и направился в Тверь, подавлять восстание. Александр Михайлович \ Тверской \ бежал во Псков, а потом в Литву, а Иван Данилович, в награду, получил Новгород и Кострому. А в 1332 г. Калита получил ярлык на Владимирское княжение. \ Калита – кошель \. Иван Данилович расширял свои земли. В Орде вёл себя смирно, дарил ханам подарки. Он впервые получил право самостоятельно получать дань. Он собирал и отвозил в Орду дань исправно и в полном объёме, тем самым он избавлял Русь от набегов карательных отрядов. Начиная с Ивана Калиты, ярлык на княжение получали московские князья. Фактически, с этого периода, московские князья объединили Московское и Владимирское княжество, ставшее одним из огромнейших государств в Восточной Европе. При Калите, кафедра митрополита переехала из Владимира в Москву, т.о. Москва стала и столицей церковной Руси, что дало поддержку церковью усиления власти московских князей. Прекратились набеги Орды на Русь. Настало время “тишины великой”. ВЫВОД: Процесс формирования Московского княжества был очень длительным, если учесть, что основателем Москвы считают Юрия Долгорукого. Первоначально, Москва была крепостью, поставленной на южной границе Владимиро-Суздальской земли для того, чтобы охранять её от Рязани и Чернигова. Таким образом, Москва принадлежала Владимирским князьям. Только после 1263 г. она стала особым уделом. С тех пор началось её быстрое возвышение и усиление. Причины:
Иван Калита добился самостоятельного сбора дани для монголо-татар, что уничтожило главный повод для въезда татар в русские земли, и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси. Он очистил свою землю от “татий” – внутренних разбойников и воров. Тишина и порядок привлекали в М.к. население. Политику Ивана продолжили его сыновья. В 1340 – 1353 г.г. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью и утвердить свою власть в Новгороде. Но у Москвы появился новый соперник – княжество Литовское, которое объединило не только Литву, но и большую часть Западно-Русских земель: Смоленщину, территорию нынешней Украины и Белоруссии. Русский язык здесь был государственным, большую часть населения составляли восточные славяне, исповедовавшие православие. Настоящей Русью они считали свою державу, и официально государство называлось “Великим княжеством Литовским и Русским” 1353 году из Западной Европы на Русь пришла чума. Эпидемия достигла Москвы. От чумы умерли Симеон, его сыновья и младший брат Андрей. Московский и великое княжение достались второму сыну Калиты – Ивану Красному \ Красивому \\ 1353 –59 \. Он был слабым правителем. Умирая, оставил 9-ти летнего сына, будущего Дмитрия Ивановича Донского. Но в 1359 г., фактически, ярлыком на Великое княжение завладел Нижегородский князь – Дмитрий Константинович, воспользовавшись малолетством Дмитрия Ивановича. Против этого боролись московские бояре, и в 1362 г. добились возращения ярлыка в Москву. Дмитрий Донской правил с 1359 по 1389 г. Самым важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. И в этом приобретении ему помогло географическое положение города Москвы. Татарским разгромом окончательно опустошена была старинная Киевская Русь, пустевшая с половины XII в. Вслед за населением на север ушел и кисший иерарх русской церкви, киевский митрополит. Летописец рассказывает, что в 1299 г. митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом, и уехал из Киева во Владимир на Клязьму; тогда же и весь Киев-город разбежался, добавляет летопись. Но остатки южнорусской паствы в то тяжелое время не менее, даже более прежнего нуждались в заботах высшего пастыря русской церкви. Митрополит из Владимира должен был время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в городе Москве. Так, странствуя по Руси, проходя места и города, по выражению жития, часто бывал и подолгу живал в Москве преемник Максима митрополит Петр. Благодаря тому у него завязалась тесная дружба с князем Иваном Калитой, который правил Москвой еще при жизни старшего брата Юрия во время его частых отлучек. Оба они вместе заложили каменный соборный храм Успения в Москве. Может быть, святитель и не думал о перенесении митрополичьей кафедры с Клязьмы на берега Москвы. Город Москва принадлежал ко владимирской епархии, архиереем которой был тот же митрополит со времени переселения на Клязьму. Бывая в Москве, митрополит Петр гостил у местного князя, жил в своем епархиальном городе, на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешел на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. Случилось так, что в этом городе владыку и застигла смерть (в 1326 г). Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Преемник Петра Феогност ужене хотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве, у чудотворцев гроба и новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической. ЗНАЧЕНИЕ ЭТОЙ ПЕРЕМЕНЫ. Нити церковной жизни, далеко расходившиеся от митрополичьей кафедры по Русской земле, притягивали теперь ее части к Москве, а богатые материальные средства, которыми располагала тогда русская церковь, стали стекаться в Москву, содействуя ее обогащению. Еще важнее было нравственное впечатление, произведенное этим перемещением митрополичьей кафедры на население Северной Руси. Здесь с большим доверием стали относиться к московскому князю, полагая, что все его действия совершаются с благословения верховного святителя русской церкви. След этого впечатления заметен в рассказе летописца. Повествуя о перенесении кафедры из Владимира в Москву, этот летописец замечает: “...иным же князем многим немного сладостно бе, еже град Москва митрополита имяше, в себе живуща”. Еще ярче выступает это нравственно-церковное впечатление в памятниках позднейшего времени. Митрополит Петр умер страдальцем за Русскую землю, путешествовал в Орду ходатайствовать за свою паству, много труда понес в своих заботах о пасомых. Церковь русская причислила его к сонму святых предстателей Русской земли, и русские люди клялись его именем уже в XIV в. Жизнь этого святителя описана его другом и современником, ростовским епископом Прохором. Этот биограф кратко и просто рассказывает о том, как скончался в Москве св. Петр в отсутствие князя Ивана Калиты. В конце XIV или в начале XV в. один из преемников св. Петра, серб Киприан, написал более витиеватое жизнеописание святителя. Здесь встречаем уже другое описание его кончины: св. Петр умирает в присутствии Ивана Калиты, увещевает князя достроить основанный ими обоими соборный храм Успения Божией матери, и при этом святитель изрекает князю такое пророчество: “Если, сын, меня послушаешь и храм Богородицы воздвигнешь и меня успокоишь в своем городе, то и сам прославишься более других князей, и прославятся сыны и внуки твои, и город этот славен будет среди всех городов русских, и святители станут жить в нем, взойдут руки его на плечи врагов его, да и кости мои в нем положены будут”. Очевидно, Киприан заимствовал эту подробность, неизвестную Прохору, из народного сказания, успевшего сложиться под влиянием событийXIV в. Русское церковное общество стало сочувственно относиться к князю, действовавшему об руку с высшим пастырем русской церкви. Это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение в Северной Руси. В то время, когда совершился упадок Киева, и появились новые центры – Новгород, Владимир, Суздальский и Галичский \ в первой половине XIII века \ - на Руси появились татары. Доходили слухи о появлении на востоке державы степных кочевников. Эти сведения приносили купцы из Индии и Средней Азии. Их родиной была нынешняя Монголия. Татары – одно из монгольских племён, очень воинственное. В конце 50-х начале 60-х годов XII одному из монгольских вождей – Есугэю – удалось объединить под своей властью большие монгольские племена. В его семье родился старший сын – Тэмучэн. Вскоре Есугэя отравили, а объединение племён распалось. Тэмучэн продолжил дело отца. В 1204 – 1205 г.г. он провозглашается Чингиз-ханом. В 1211 г. начали завоёвывать Пекин \ для Монголии Китай, то же, что для Руси – Византия \. В 1213 – 1220 г.г. монголы захватили Среднюю Азию, затем Азербайджан и появились на Северном Кавказе, в землях половцев, в Приазовье и Крыму. Битва на Калке. Монгольскую армию возглавлял Джэбэ и Субэдэй. Половецкий хан Котян, в пределы которого вторглись монголы, обратился к русским князьям за помощью. Но русские с сомнением восприняли эту просьбу:
По инициативе Галицкого князя Мстислава Удалого собрался съезд князей в Киеве. На его призыв откликнулись не все. Согласились только: Киевский князь Мстислав Романович, Черниговский – Мстислав Святославич, Владимирско-Волынский – Даниил Романович и некоторые мелкие князья. Отказался Владимиро-Суздальский Юрий Всеволодович. Он послал ростовский полк на подмогу, но тот не успел явиться. Монголы попытались расколоть русских – хотели обмануть тем, что они преследовали половцев, но русские перебили послов и двинулись навстречу м-т армии. Первая схватка была удачной, и русские войска двинулись дальше в степь, чтобы решающая битва произошла на русской земле. 31 мая 1223 года - битва на Калке, недалеко от Азовского моря. Здесь проявился крайний сепаратизм и эгоизм русских князей. Мстислав Удалой, Даниил Волынский и половецкая конница устремились на монголов, а Мстислав Киевский огородился валом и не участвовал в битве. Монголы выдержали удар союзников, а потом перешли в наступление. Первыми дрогнули половцы – бежали с поля боя, а за ними и русичи. Князья бились в гуще сражения и с трудом спаслись от погони. Наступила очереди Киевского князя. Приступом русский лагерь взять не удалось. Тогда монголы пошли на хитрость: пообещали пропустить их в Киев, а когда вороту лагеря распахнулись, враги набросились на русские войска. Князь Мстислав Романович и другие были захвачены в плен, почти все воины были убиты. В 1225 г. монголы вернулись домой. Чингисхан поделил земли между сыновьями: западные земли – старшему Джучи \ умер в 1227 г., вместе с отцом \. Во главе этого улуса встал его сын – Бату. Поход Батыя. Осенью 1236 г. на Волжскую Булгарию двинулось войско Батыя. Всё было разбито. Зимой 1237 г. Батый подошёл к Рязанской земле \ там правил Юрий Игоревич \. Хан выслал послов с требованием платить десятину. Рязанцы дали сражение на реке Воронеж, но потерпели поражение. После пяти дней осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах. Вскоре в Рязанскую землю вернулся боярин Евпатий Коловрат с дружиной в 1700 человек. Хона догнали, но в сражениях погибли. Нанесли серьёзный ущерб монголам. После Рязани разорили Коломну и Москву – повернули на восток, к Владимиру. Захватили Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев и Галич. Взяли Торжок и двинулись в сторону Новгорода, но, не дойдя до него 100 вёрст, повернули обратно. Семь недель продолжалась осада крепости Козельска. Всех его жителей истребили. Под Смоленском один отряд Хана потерпел поражение. В 1239 г. Батый снова появляется на Руси, разорив Муромское княжество, но основной удар перенёс на юг. В 1239-40 г.г. он разорил Переяславль и Киевское княжество, затем направились в Галицко-Волынскую землю. В 1241 г. монголы прошли по землям Польши, Венгрии, Чехии, Трансильвании, Валахии, Молдавии. В 1242 г. – по Хорватии и Далмации, но, сильно ослабев, монгольское войско повернуло на восток. Здесь Хан основал свою ставку. Так появился город Сарай-Бату \ Золотая Орда \. Великий Новгород и Псков вместе с другими городами попали в вассальную зависимость от Орды. Великим князем Владимирским после гибели Юрия Всеволодовича, стал его брат Ярослав. В 1243 г., он, по требованию Хана, явился в Сарай-Бату, чтобы получить ярлык на княжение Русские князья стали вассалами Хана. Он их постоянно стравливал, чтобы не дать им объединяться. Власть над Русью Орда поддерживала с помощью террора. Баскаки поддерживали порядок и следили за сбором дани. Чтобы учесть плательщиков, провели перепись населения: людей разделили на 10 и 100, 1000 и 10000. От налогов освободили духовенство, так как оно имело большое влияние. Во многих русских городах вспыхивали восстания против татар. М-Т завоевания привели к полному разобщению Суздальской Руси. В Новгороде и на юго-западе татарская власть чувствовалась менее всего и пала раньше, поскольку здесь было сильнее западное влияние. Население Суздальской и Рязанской областей поневоле восприняли от захватчиков их порядки \ денежный счёт \. Но эти заимствования произошли тогда, когда м-т иго ослабело. В начале 60-х годов XIV века, З.О. раскололась на два враждующих лагеря. Границей между ними стала Волга. В левобережной Орде происходили постоянные усобицы с частой сменой правителей. Долгое время власть была неустойчивой и в правобережной части, чем и воспользовался Литовский князь Ольгерд. Уже в 1362 г. он нанёс ордынцам тяжёлое поражение в битве у Синих Вод. После этого Орда утратила контроль над Киевским, Черниговским, Волынским княжествами. Но в 60-х годах усобицы в правобережной части прекратились. Её постоянным лидером стал Мамай – умный и хитрый. Лишь одно не позволяло ему стать ханом – он не был Чингизидом. Предчувствую ослабление Орды, Дмитрий Иванович перестал выполнять её требования. Постепенно московский князь стал превращаться в верховного защитника русских земель: в 1373 г. ордынцы напали на Рязанское княжество. Дмитрий собрал войско и вышел на берег Оки. Открыто перейти на сторону Рязанцев он не решился, но и монголы не рискнули напасть на него. В середине 1378 г. Московское войско выиграло сражение на реке Воже. Командовал русским войском сам Дмитрий Иванович, а монгольским – Бегич, посланный Мамаем. Переправившись через реку, монголы попали в ловушку: русские ударили с флангов, а завершили лобовой атакой. К новому походу Мамай готовился 2 года. Монголы почти не имели пехоты, поэтому Мамай нанял тяжёлую “фряжскую” пехоту в генуэзских колониях Крыма. Так же, заключили союз с литовским князем Ягайло. В союз с монголами вступил и Рязанский князь. В планы Мамая входил не только разгром северо-востока Руси, но и возобновление сбора дани. Готовилась и Москва – возросла роль пехоты, куда набирались горожане: лошадь монголов не пойдёт на выставленные ей на встречу копья. С Москвой объединились и два сводных брата Ягайло – Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. На границе Московского княжества собралось от 60 до 150 тыс. армия. Считается, что перед битвой Дмитрий посетил Сергия Радонежского, который дал благословение на бой и “помощь небесную" в качестве двух иноков-богатырей – Пересвета и Ослябю. Поединком Пересвета с монгольским Челубеем и началась битва на Куликовском поле. В конце августа 1380 г. русское войско вышло из Коломны, и, обойдя рязанские земли, впервые со времён битвы на Калке вышли в степь на встречу ордынцам. Когда войско подошло к Дону, мнения князей разделились: переправиться или нет. Большинство высказывалось за то, чтобы перейти реку и не дать монголам соединиться с Ягайло. Куликово поле было очень удобно для сражения с монголами, предпочитавшими глубокие обходы противника и удары по тылу и флангам. С трёх сторон монголов ограничивали реки, Мамай мог атаковать только с юга, со стороны Красного холма. Ширина равнины, удобной для конницы – 4-5 км. Русские перекрыли это расстояние войсками и вынудили Мамая атаковать “в лоб". Дмитрий выдвинул вперёд боевое охранение – Сторожевой полк, а за ним расставил главные силы – большой полк, полки правой и левой руки. В дубраве за левым флангом –засадный полк. Битва началась 8 сентября около 11 часов утра. Ордынская конница уничтожила передовые части, нанесла серьёзные потери большому полку. Потеснить полк правой руки им не удалось, а полк левой руки был прорван. Затем они стали обходить большой полк, чтобы прижать его к реке Непрядве. В этот момент засадный полк и нанёс сокрушительный удар, внесший перелом в ход битвы. Ещё час ордынцы сопротивлялись, а потом обратились в бегство. Союзник Мамая – Ягайло, находившийся во время сражения в 30-40 км. от Куликова поля, узнав о поражении Орды, повернул назад. Значение Куликовской битвы огромно. Были разгромлены главные силы орды. Держава Мамая рухнула и была захвачена ханом Тахтамышем. Главное – моральная победа. Появилась уверенность в скором падении м-т ига. В 1382 г. – поход Тахтамыша на Русь. Сил для сопротивления не было, поэтому Дмитрий Донской уехал на север, собирать полки \ Пленение князя, по тем временам, означало бы потерю государственной независимости \. Тахтамыш захватил Москву, разграбил церкви, перебил множество жителей. После Москвы пали Можайск, Дмитров, Переяславль. Но, не дожидаясь Дмитрия Донского, Тахтамыш покинул пределы московского княжества. На обратном пути разорили рязанские земли. Москве пришлось возобновить выплаты дани, прекращённую после Куликовской битвы. Но зависимость от Орды стала слабее, чем до неё. Это отразилось и в завещании Дмитрия Донского, умершего в 1389 г., где он благословлял своего старшего сына Василия Дмитриевича на княжение. Хозяйство — от упадка к подъему....Недавно Батый увел свои полчища из Галицко-Волынской Руси. Даниил Романович галицкий с братом Васильком ехали по своим разоренным землям к Берестью, что на Западном Буге. Подъезжая к нему, оба князя задыхались от смрада — кругом лежали бесчисленные трупы русичей. А несколько лет спустя по южным русским княжествам проезжал Плано Карпини, папский посол в Монголию. Потрясенный увиденным и услышанным, он писал: татары “произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей... Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле”. Некогда богатый и многолюдный Киев “сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве”. Раскопки археологов полностью подтверждают эти рассказы. Многие тысячи погибших, уведенных в плен, разоренные города и селения, разграбленное имущество, сожженные хозяйства, мастерские — таков был страшный результат кровавого смерча, который обрушился на Русь. Для Западной Европы Русь в эпоху “Батыева разорения” стала своего рода щитом, сама же истекала кровью. Никто лучше Пушкина до сих пор не сказал об этом: “России определено было высокое предназначение, ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией”. В те годы, когда на Руси под ударами пороков и в пламени гибли храмы и рукописи, в Западной Европе возводились прекрасные готические здания, переписывались кодексы и сочинения отцов церкви. Впереди был европейский Ренессанс. А в русских городах почти до конца XIII в. прекратилось каменное строительство, заглохли некоторые ремесла (скань, филигрань др.), замирают, полностью или частично, составление летописей, переписка рукописей и т. д. Конечно, жизнь требовала своего, и русские люди, оставшиеся в живых, не угнанные в проклятую Орду, не проданные в рабство, возвращались на свои пепелища. Поплакав, посетовав на судьбу, брались за дела — отстраивали избы и боярские хоромы, распахивали заброшенную пашню, налаживали промыслы. Постепенно крестьяне восстановили свои хозяйства, ввели в оборот заброшенные участки земли. А кое-где появились “чисти”, “сечи” — новые участки, освобожденные от леса и кустарника. На пустошах и лесных полянах вырастают починки — новопостроенные деревни в один, два двора и более. Несмотря на многие помехи — усобицы и взаимные нападения князей, татарские, литовские и немецкие погромы, неурожаи и эпидемии — земледелие и животноводство в XIV — XV вв. давало все больше продуктов. Наряду с подсекой и перелогом, крестьяне применяли паровую систему земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар). Увеличивается у них число лошадей и волов, поскольку расширяется запашка. Больше рабочего скота — больше навоза на полях; растет, хотя и медленно, урожайность. Сельские жители, помимо основных занятий, промышляли охотой, рыбной ловлей, бортничеством и др. Культура земледельческого, промыслового труда распространялась на не освоенные ранее места. Города тоже медленно восстанавливают разрушенное. Возрождают свое мастерство кузнецы, специалисты по производству оружия, доспехов (лучники, пищальники, бронники), литейщики и колокольники, кожевники и сапожники, гончары и каменщики, плотники и иконники. Появляются новшества — литье пушек (впервые упоминаются в летописях под1382 г.), чеканка серебряной монеты (со второй половины XIV в., в следующем столетии “серебряные ливцы” работали более чем в 20 городах). В качестве писчего материала начинают употреблять бумагу (до нее рукописи писали на пергамене, который делали из телячьей кожи). Города служили центрами торгового обмена. На рынок работали ремесленники Москвы, Новгорода, Пскова, Твери и иных городов — гончары и кожевники, сапожники и иконописцы, ювелиры и косторезы. В сельских районах преобладал местный обмен — между отдельными селениями; иногда крестьяне со своими продуктами выезжали в более отдаленные волости, города, торгово-промышленные поселения (рядки и др.). Обширную торговлю вели монастыри — Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский. Соловецкий, Симонов и др.; их “купчины” везли в разные княжества на продажу соль, рыбу, хлеб; покупали нужные товары в городах. Городские “торги” — рынки по преимуществу имели местное значение; другие—значение областных рынков (Новгород Великий, Псков, Москва, Тверь, Нижний Новгород, Рязань). Так развивались, усиливались экономические связи между княжествами, что способствовало тяге к объединению. Купцы и князья боролись за обладание торговыми путями — по Волге, Оке, Дону, что сталкивало интересы московских, тверских, рязанских и иных купцов. Торговали русские купцы с Золотой Ордой и Средней Азией, Кавказом и Крымом, Византией и Италией, Литвой и странами Балтики. Трудности и помехи, создаваемые для Руси в торговых делах иноземными соседями, тоже диктовали курс на объединение, централизацию. Крестьяне и холопы. В положении сословий появилось немало нового. Все больше общинных, черных земель переходили к князьям, боярам, иерархам церкви — путем захватов, дарений, купли-продажи. Так, московский великий князь Иван Калита имел более 50 сел с угодьями, а его праправнук Василий Темный — уже более 125 сел. Преимущественная форма землевладения феодалов — вотчина (или отчина, т. е. идущее от отца; иногда — дедина, т. е. идущее от дела) связана с безусловным правом передачи земли по наследству, купли-продажи (в первую очередь— родственниками вотчинника). Наряду с ней появляется условное землевладение — поместье, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовым или военным слугам в награду и под условием выполнения определенных обязанностей, повинностей. Так появляются помещики (известные под именем “милостников” с XII в.). Крестьян по старой памяти называли “люди”, “сироты”, “изорники”, “смерды”. Все чаще сельских жителей зовут “христиане”, но не только их, но и горожан. Но уже к XV в. это наименование, в форме “крестьяне”, стали применять только к сельскому населению. Крестьянин, сидевший на земле с трехпольным севооборотом, имел ее в среднем 5 десятин в одном поле, 15 десятин в трех полях. Богатые крестьяне “брали в наем” дополнительные участки — у вотчинников, в черных волостях; бедные крестьяне нередко не имели ни земли, ни двора (последние жили на чужих дворах и назывались подворниками, захребетниками). Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельцев — распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено, ловили рыбу и добывали зверей. В счет оброка вносили продукты — мясо и сало, овощи и фрукты, многое другое. С XV в. владельцы начали стеснять крестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу. В разных местах вводятся определенные дни для такого перехода, приуроченные ко времени окончания уборочных работ на полях. Холопов звали “полными людьми” или просто “людьми”. Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству. Убийство холопа господином закон расценивал как грех, а не преступление. Часть холопов исполняли обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев (их дворовые, дворня), другие работали на барской пашне (“страдники”), третьи управляли отдельными отраслями хозяйства (“приказные люди” — тиуны, ключники, посельские). Наконец, имелись военные холопы, ходившие с барином в походы. Последние две категории холопов — самые привилегированные. Часть холопов служили господам до их кончины, другие — определенный срок “по ряду” (договору), третьих передавали по наследству. Некоторых владельцы сажали на землю, и они сближались по положению с крестьянами — им давали участки пашни, сенокоса, подчас и скотину. В XV в. усиливаются побеги крестьян и холопов от господ. Власти и феодалы смотрят на переходы крестьян во время полевых работ как на побеги, наказуемое деяние, борются с ними. Крестьяне же протестуют против захватов их земель, передачи боярам, монастырям, дворянам, против увеличения норм барщинных работ и оброчных взносов. Неурожаи и голод, часто случавшиеся в русских землях, тоже становились причиной волнений. Их участники громят села бояр, их дворы и кладовые в городах. Ремесленники и купцы., Неодинаковым было положение ремесленников в городах — одни из них богатели, занимались ростовщичеством; другие беднели, закабалялись в холопы. Среди купцов наиболее богатые — “гости-сурожане” (торговали с Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами), “суконни-ки” (вели торговлю, в частности сукном, с западными странами) — имели богатые хоромы в городах, покупая земли, становились вотчинниками, строили на свои деньги церкви. Ремесленники собирались в артели или дружины — иконописцев, плотников, каменщиков и т. д.; держали учеников. Жили они нередко в пределах одной “улицы” или “конца”, “ряда” или “сотни”, имели свои церкви, обладали судебными правами (“братчины”, “обчины” ремесленников при церквах). Это были своего рода ремесленные объединения, напоминавшие в некоторой степени цехи Западной Европы. Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации, на манер европейских гильдий. Они строили свои храмы (например, церковь Иоанна Златоуста московских “гостей-сурожан”, церковь Ивана Предтечи на Опоках новгородских торговцев воском). В них хранились купеческие товары. Звание гостя купцы передавали по наследству. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их “сажали”, т. е. селили, князья и бояре; отсюда идет их именование— посадские люди. Они составляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни. Посадские люди давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами, и немалыми, правителей. Заинтересованные в мире и спокойствии, они, как и крестьяне, поддерживали тех князей, которые добивались объединения русских земель, прекращения бесконечных усобиц, выступали против Орды. Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места, слободы, кабалили городских жителей. Города стали центрами движения “за дешевую церковь”. Его участники— еретики— отрицали церковные догматы (например, о непорочности зачатия Иисуса Христа), обряды (причастие, исповедь, заупокойные молитвы), иконы. Новгородские стригольники во время пожара (1340 г.) запирали в церквах двери, чтобы нельзя было выносить иконы и прочие святыни, грабили церковное имущество. Они же считали, что службу могут проводить сами миряне, отрицали нетрудовые доходы церкви. Подобные же взгляды, в известной степени рационалистические по своему содержанию, высказывали еретики Твери, Ростова Великого, Пскова, позднее — Москвы. Иоанн III Васильевич - великий князь Московский, сын Василия Васильевича Темного и Марии Ярославны, родился 22 января 1440 г., был соправителем отца в последние годы его жизни, вступил на престол в 1462 г. он продолжал политику своих предшественников, стремясь к объединению Руси под главенством Москвы и уничтожая удельные княжества и независимость вечевых областей, а также ведя борьбу с Литвой из-за присоединившихся к ней русских земель. Действия Иоанна не отличались особой решительностью: осторожный и расчетливый, не обладавший личной храбростью, он предпочитал достигать намеченной цели медленными шагами, пользуясь благоприятно складывавшимися обстоятельствами. Василий III Иванович - великий князь Московский и всея Руси, сын Ивана III и Софии Палеолог. Родился 25 марта 1479 г. После смерти наследника престола - Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака, произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий III. Он был назначен сперва великим князем Новгорода и Пскова, а потом и соправителем Ивана III, после смерти которого Василий III беспрепятственно вступил на престол 27 октября 1505 г. - I. Внешние дела. Василий III продолжал политику отца по отношению к Литве и Польше Иоанн IV Васильевич Грозный - царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской, родился 25 августа 1530 г., умер 18 марта 1584 г. Трех лет оставшись без отца (1533 г.), до 50 лет не имевшего детей, с восьми лет (1538) - и без матери (см. Елена Васильевна), которую помянуть не нашел доброго слова в богатом и горячем языке своих автобиографических писаний, с 1538 г., в эпоху так называемого " боярского правления Наследники Дмитрия Донского. При Василии I Дмитриевиче Москва присоединила Нижегородское княжество, Малую Пермь – земли по реке Вычегде, населенные коми. Стефан, ученик Сергия Радонежского, епископ пермский, человек энергичный и образованный, приложил немало усилий для присоединения этого края, распространял здесь просвещение — создал для местных жителей азбуку. В 90-е гг. на некоторое время московские воеводы присоединили Двинскую землю, принадлежавшую Новгороду Великому. Приходилось отражать набеги внешних противников. В 1395 г. Тимур (Тамерлан), властитель Средней Азии, разгромив Тохтамыша, подошел с юга к русским землям. Василий Дмитриевич с войском стал на Оке. Но Тимур от Ельца ушел восвояси. Литовцы в том же году захватили Смоленск, разорили Рязанское княжество. Витовт, великий князь литовский, заключив союз с Ливонским орденом, планировал поход на Русь — с тем, чтобы отторгнуть у нее Новгород и Псков. В начале следующего столетия он же организует походы на Смоленск (его жители в 1401 г. восстали, перебили наместников из Литвы и своих бояр-предателей), Псков. Захватывает Вязьму. В 1408 г. Русь подвергается новому нашествию из Орды. Его возглавляет новый временщик — Едигей. Он громит многие города, но Москву взять не смог.
|