Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность патриотического воспитания в современной школе






 

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.

В педагогике В.А. Сластенина приводятся слова из словаря В.Даля, что патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [20].

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

В педагогике И.Ф. Харламова приводятся слова К.Д. Ушинского, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством[23].

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1].

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [14].

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессио­нальных стран мира, важнейшая цель воспи­тания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимос­ти. Определенная государством общая цель - воспитание культуры межнацио­нального общения - дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными органи­зациями) конкретных задач. Обусловлен­ные общей целью задачи призваны учиты­вать потребности развития многонацио­нального, многоконфессионального обще­ства и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию [5].

Задачи воспитания вытекают не толь­ко из общей цели, определяемой сущнос­тью общественного строя многонацио­нального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руко­водствуясь этим характерным для много­национальных государств исходным поло­жением, основываясь на анализе взаимо­отношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреп­лению общего федеративного Отечества, мы определили следующую систему задач патриотического воспитанияграждан, а именно воспитания у них:

- любви к Отечеству - Российской Феде­рации и ее многонациональному народу;

- российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (го­товность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или нацио­нальному округу);

- уважительного отношения ко всем на­родам Российской Федерации, к их исто­рии, традициям, языкам, культурам, нацио­нальной чести и достоинству;

- любви к родному языку, культуре и ис­тории своего народа;

- уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становле­нии и развитии российской государствен­ности;

- уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполага­ет формирование правового сознания и правовой культуры;

- глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

- уважения к правам и свободам челове­ка и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства и отноше­ния к религии;

- глубокого уважения к общечеловече­ским ценностям, общечеловеческой циви­лизации (мир, безопасность, свобода, воз­можность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманиз­ма, обеспечение прав и свобод лично­сти) [3].

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной ра­боты в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, кото­рые в своей совокупности выступают как носители указанного ка­чества. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллек­туальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты [23].Рассмотрим систему воспитательной работы по фор­мированию каждого из этих компонентов.

1. Потребностно-мотивационный компонент патриотизма.Его формирование осуществляется прежде всего в системе учеб­ных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхища­лись ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

Ус­воение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важ­нейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотиз­ма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопережива­ния, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит пат­риота, гражданина [18].

2. Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма.Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущно­сти патриотизма и способов его проявления в различных видах че­ловеческой деятельности. В этом плане широко используются воз­можности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной рабо­те: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способ­ствует осознанию учащимися конкретных патриотических прояв­лений и качеств личности.

3. Эмоционально-чувственный компонент патриотизма.Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального созна­ния в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения [9].

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств бы­ли не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руко­водящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и роман­тически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убеди­тельностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма [14].

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

4. Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включениеучащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудо­вой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частя­ми, встречи с ветеранами [24].

Основными направлениями в системе патриотического воспи­тания в учреждениях образования можно определить следующие:

1. Духовно-нравственное.Цель: осознание учащимися в про­цессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяю­щих принципов, позиций в практической деятельности.

2. Историко-краеведческое.Система мероприятий по патрио­тическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за соприча­стность к деяниям предков и современников и исторической ответ­ственности за происходящее в обществе.

3.Гражданско-патриотическое воспитание.Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выпол­нению конституционного долга [2].

4. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявле­ние чувств благородства и сострадания, проявление заботы о лю­дях пожилого возраста.

5. Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение рус­ской военной истории, воинских традиций.

6. Героико-патриотическое.Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профес­сий, а также знаменательных героических и исторических дат на­шей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

7. Спортивно-патриотическое.Направлено на развитие мо­рально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливо­сти, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе заня­тий физической культурой и спортом, формирование опыта служе­ния Отечеству и готовности к защите Родины.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону [8]. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рас­сматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономиче­ского возрождения страны, ее государственной целостности и безо­пасности.

На современном этапе развития нашего общества патриотическое воспитание в образовательных учреждениях осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Таким образом, патриотизм представляет собой идеи из составных элементов структуры общественного сознания, отражающей отношение личности к Отечеству, Родине, народу. На протяжении многих веков это отношение проявлялось только на уровне психологии, становясь в переходные и трагические для Отчизны моменты мощнейшим стимулом ее защиты [19].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал