Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции потребления и сбережения в модели Кейнса
В интерпретации классической модели периодические кризисы перепроизводства, случавшиеся в рыночном хозяйстве, были результатом превышения совокупного предложения над совокупным спросом при прежнем уровне цен. Однако если совокупное предложение находится в рамках жестких цен, экономические кризисы являются уже не результатом избытка предложения, а следствием нехватки спроса. Равновесие в экономике достигается уже не снижением уровня цен, а сокращением предложения. В результате мы имеем равновесие при неполной занятости. Установление же равновесия при полной занятости предполагало повышение совокупного спроса до потенциального уровня национального выпуска. Почему в экономике образуется недостаток совокупного спроса и каким образом он может быть увеличен – одно из центральных и новаторских положений кейнсианской экономической теории. В самом общем виде совокупный спрос в кейнсианской модели распадается на четыре компонента: потребление С, частные инвестиции I, государственные расходы G и чистый экспорт Xn. Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор), поэтому его можно представить как сумму совокупных расходов АЕ в экономике:
Однако главными в этом перечне являются два первых компонента. Так, в современных условиях на долю потребления приходится от ⅔ до ¾ всей суммы совокупных расходов. Поэтому потребительские планы домашних хозяйств – одна из важнейших детерминант поведения экономики. В условиях жесткости цен эти планы строятся, ориентируясь исключительно на доход как на единственный источник информации о состоянии рынка. Свой доход домашние хозяйства склонны использовать только двумя способами: на потребление С и на сбережение S. Сбережения представляют собой превышение дохода над потребительскими расходами, увеличение доли сбережений означает адекватное уменьшение доли потребления, и наоборот. Теория потребления и сбережений, предложенная Дж.М. Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода и основана на следующих предпосылках: § уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: § в экономике действует закономерность, которую Кейнс назвал " основным психологическим законом", согласно которому: " … люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход". Это объясняется тем, что располагаемый доход делится на потребление и сбережения: В экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал " предельной склонностью к потреблению" и " предельной склонностью к сбережению". Предельная склонность к потреблению МРС – коэффициент, показывающий, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу.
Предельная склонность к сбережению МРS – коэффициент, показывающий, на сколько увеличится (уменьшится) сбережение при росте (сокращении) дохода на единицу.
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна единице:
§ часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением Таким образом, функция потребления Кейнса имеет вид:
В модели Кейнса сбережения, как и потребление, являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят от других факторов (ставки процента, величины богатства и т.п.). Функция сбережений Кейнса имеет вид:
Таким образом, мы располагаем всеми необходимыми данными для графического изображения функции потребления и функции сбережения (рис. 4.3).
В геометрической интерпретации величина МРС равна тангенсу угла наклона кривой потребления С. В краткосрочном периоде МРС – величина постоянная и определяется национальными особенностями страны. Чем больше МРС, тем кривая функции потребления более крутая. Сдвиг кривой потребления происходит при изменении величины автономного потребления Аналогично функции потребления, наклон функции сбережения равен предельной склонности к сбережению МРS: чем больше МРS, тем кривая сбережения более крутая. Сдвиг кривой сбережения происходит при изменении величины автономного потребления Из функции потребления и сбережений Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений растет. Долю потребления в доходе Кейнс назвал средней склонностью к потреблению, а долю сбережений в доходе – средней склонностью к сбережению. Средняя склонность к потреблению АРС – отношение величины потребления к величине дохода.
Средняя склонность к сбережению АРS – отношение величины сбережений к величине дохода.
Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна единице:
Учитывая, что величины потребления и сбережений – это две части одного и того же дохода, график сбережений, расположенный под графиком потребления, является по сути зеркальным отражением кривой потребления (см. рис. 4.3.). Вспомогательная линия, проведенная под углом 45° (рис. 4.3, а), отражает гипотетическую ситуацию, когда потребление точно соответствует располагаемому доходу при любой его величине (т.е. нет ни долгов, ни сбережений). Ее ввел в анализ П. Самуэльсон в процессе формализации кейнсианской модели. По его словам, «пересечение кривой функции потребления с линией, проведенной под углом 45°, дает нам простейший " кейнсианский крест", который можно сравнить с пересечением линий спроса и предложения у Маршалла». Действительно, по экономическому содержанию " кейнсианский крест" можно интерпретировать как модель совокупного спроса и совокупного предложения в масштабе национальной экономики. При доходе меньше YА (слева от точки пересечения А) потребление превышает располагаемый доход. На рис. 4.3, б это соответствует ситуации " отрицательных сбережений" (домашние хозяйства с доходом меньше YА живут " в долг"). Точка пересечения А определяет единственное (при прочих неизменных условиях) значение функции потребления, когда потребление равно доходу, а сбережения равны нулю. Первая эмпирическая проверка кейнсианского анализа потребления была проведена в США в 1942 г. На основании данных о динамике потребления и дохода американцев за период с 1929 по 1941 гг. ученым удалось вывести потребительскую функцию для США начала 40-х гг. Она имела вид (в млрд. долл.):
В ходе неоднократных проверок удалось установить, что подсчеты, произведенные на основе полученной формулы, достаточно хорошо коррелируются со статистическими данными о доходах и потреблении домашних хозяйств за короткий (2-4 года) период. С тех пор потребительская функция Дж. Кейнса широко применяется для краткосрочного макроэкономического анализа во многих странах. Так, в ФРГ в середине 1970-х гг. потребительская функция имела вид (в млрд. марок):
Для России в начале 1990-х гг. она выглядела следующим образом (в млрд. руб.):
Однако предпринимавшиеся попытки использовать кейнсианскую потребительскую функцию для долгосрочных прогнозов не увенчались успехом. Дело в том, что кейнсианский анализ с самого начала был ориентирован исключительно на краткосрочный период развития экономики. За более продолжительные промежутки времени потребительский спрос подчиняется несколько иным закономерностям, которые не вписываются в " основной психологический закон" Дж. Кейнса. Впервые это обнаружил известный американский экономист С. Кузнец, который проанализировавший данные о динамике ВНП США и его составных частях с 1869 по 1938 гг. В своем исследовании среди прочих рассмотрел и вопрос о соотношении потребительских расходов и уровня совокупного дохода в экономике и пришел к выводу, что средняя склонность к потреблению АРС за этот промежуток времени оставалась практически неизменной и составляла примерно 0, 86 независимо от величины дохода. В краткосрочном периоде АРС нередко отклонялась от этого значения, но с возрастанием рассматриваемого периода неизменно приближалась к нему. Это значит, что в долгосрочном периоде потребительская функция для США имела следующий вид:
Коэффициент 0, 86 получил название долгосрочной склонности к потреблению и при эмпирической проверке обнаружил достаточно высокую стабильность в длительном периоде – величина его практически не меняется в течение десятилетий независимо от изменения текущего дохода. Этот феномен получил название " загадки Кузнеца". Такое поведение потребительского сектора в длительном периоде вызвало немалый интерес у ряда видных экономистов, которые на основе проведенного анализа сформулировали несколько гипотез, объясняющих, почему на длительных промежутках времени средняя склонность к потреблению изменяется пропорционально изменению дохода. Наибольшего успеха добились американские экономисты Ф. Модильяни, создавший теорию жизненного цикла, и М. Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода. Обе концепции основываются на теории межвременного выбора И. Фишера, в которой потребительское поведение анализируется с позиций микроэкономического анализа.
|