Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студента к практическим занятиям






СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине « Социальная информатика »

для специальности 040400 – Социальная работа (бакалавр)

(очная форма обучения)

Утверждены на кафедральном заседании протокол №2 от «20» октября 2012 г.

 

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор _________________Россиев Д.А.

 

Составители:

доцент __________________________Мягкова Е.Г.

преподаватель___________________Глубокова А.Г.

преподаватель __________________Рогозина М.С.

 

 

Красноярск


УДК 004.9 (07)

ББК 32

С 23

 

Сборник методических указаний для студентов к практическим занятиям по дисциплине «Социальная информатика» для специальности 040400 – Социальная работа (очная форма обучения) / сост. А.Г. Глубокова, М.С.Рогозина, Е. Г. Мягкова [и др.]. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – 102 с.

 

Составители:

доцент Мягкова Е.Г.,

преподаватель Глубокова А.Г.,

преподаватель Рогозина М.С.,

 

Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы студентов. Составлен на основании ФГОС ВПО (2011) по специальности 040400 – Социальная работа (очная форма обучения), рабочей программы дисциплины (2012) и СТО СМК 4.2.04-12. Выпуск 1.

 

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №2 от «20» октября 2012).

 

КрасГМУ

2013г.


1. Занятие №1

Тема: «Тенденции развития современного информационного общества в России»

2. Форма организации занятия: практическое занятие

3. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы):

К числу основных тенденций, характерных для современного общества, относится процесс информатизации в связи с внедрением информационных и коммуникационных технологий во все сферы науки, техники, производства, образования. Возрастает социальная значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование распределенных ресурсов сети Интернета, на осуществление информационного взаимодействия в сетях, на продуцирование информационного продукта.

4. Цели обучения:

- общая:

владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11)

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19)

- учебная:

обучающийся должен знать актуальные проблемы информатизации социальной сферы; информационные аспекты современного этапа процесса развития цивилизации и основные закономерности глобального процесса информатизации общества; основные черты и особенности формирующегося глобального информационного общества и основные проблемы и тенденции его становления; новые возможности и новые проблемы человека в информационном обществе, и пути преодоления этих проблем

обучающийся должен уметь правильно ориентироваться в новой информационной реальности; понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для предметной области социальной информатики.

обучающийся должен владеть представлением об особенностях информатизации современного общества; терминологией, связанной с современными методами информатизации в обществе

5. План изучения темы:

5.1 Контроль исходного уровня знаний. (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru)

5.2 Основные понятия и положения темы (наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).

В последнее десятилетие 20-го века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями 7 ведущих стран и Президентом России В.В.Путиным в августе 2000 г.

Политической значение Окинавской хартии для России исключительно велико. Для реализации ее идей необходимо серьезное внимание органов государственной власти к проблемам информатизации как основы перехода страны к информационному обществу и условия ее равноправного участия в формировании глобального информационного общества. В большинстве стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и в других) разработаны и реализуются государственные программы формирования информационного общества. Такая программа нужна и России. Она полностью соответствовала бы провозглашенному сегодня курсу модернизации системы государственного управления, экономики, социальных институтов. Более того, использование современных информационно-коммуникационных технологий привело бы к существенному повышению эффективности проводимой модернизации, значительно бы ускорило ее.

Десятилетняя истории информатизации в России свидетельствует о ее межотраслевом характере. Вполне оправдано, что ею занимаются многие ведомства. Однако координация их усилий в настоящее время совершенно недостаточна. Достижения информатизации были бы намного весомее, если бы существовала интегральная целевая программа развития информатизации в России как программа движения к информационному обществу, объединяющая усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, различных министерств и ведомств, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В сегодняшних условиях начала экономического роста и развития социальной рыночной экономики государственное воздействие на процессы информатизации должно быть усилено, направлено на широкое привлечение в движение к информационному обществу коммерческих структур, различных слоев населения, подрастающего поколения. Только в этом случае она будет иметь ясно выраженное политическое и социальное значение.

Выполнение программы будет содействовать развитию международного сотрудничества России с европейскими странами в области использования информационно-коммуникационных технологий на региональном, государственном и межрегиональном уровнях, адаптации зарубежного опыта использования этих технологий в государственном управлении, экономике, социальной сфере.

При разработке концепции Федеральной целевой программы " Развитие информатизации в России на период до 2010 года".учитывался опыт решения проблем информатизации и движения к информационному обществу, накопленный в различных странах. В частности, анализировались: отчет М.Бангеманна Комиссии Европейских сообществ, Пятая рамочная программа КЕС " Технологии информационного общества" (IST), ряд программ, проектов и инициатив по построению инфраструктуры и нормативной базы информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития, а также многие публикации в отечественной и зарубежной печати и в Интернете, посвященные политическим и иным аспектам движения к информационному обществу.

В настоящее время вступила в силу другая программа: Государственная программа Информационное общество (2011-2020 годы)

Цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Задачи Программы - повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:

- развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

- развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;

- повышение открытости деятельности органов государственной власти;

- создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения;

- создание и развитие электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства;

- создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки;

- создание и развитие электронных сервисов в области культуры и спорта.

Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе:

- формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;

- создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

- создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;

- повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

- развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

- обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;

создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, в том числе:

- стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;

- развитие технопарков в сфере высоких технологий.

Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:

- развитие телерадиовещания;

- развитие базовой инфраструктуры информационного общества;

- популяризация возможностей и преимуществ информационного общества;

- повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Обеспечение безопасности в информационном обществе, в том числе:

- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;

- обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий;

- развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;

- обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, в том числе:

- оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды;

- развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту.

Программы решаются в рамках 6 подпрограмм. Подпрограммы носят функциональный характер и могут быть реализованы в каждой установленной сфере деятельности уполномоченных органов государственной власти. Подпрограммы являются взаимозависимыми, выполнение мероприятий одной подпрограммы может зависеть от выполнения мероприятий другой подпрограммы. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с процедурами управления реализацией Программы

 

Дополнительный импульс политика российской информатизации в целом, а также в области информационной безопасности, в частности, получила после появления Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Концепции национальной безопасности РФ, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, а также Федерального закона " Об участии в международном информационном обмене", который ввел ряд новых определений, например, таких, как «массовая информация», «информационные продукты», «информационные услуги».

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, основные положения которой входят в Концепцию национальной безопасности РФ, является системой взглядов на информационную безопасность, методы и средства защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Государственная политика в области информатизации России включает следующие основные направления:

• создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

• формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния;

• обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

Социальные условия информатизации - это существующая общественная обстановка, в которой происходит развертывание реального процесса информатизации.

Социальные последствия информатизации – как реальные, так и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием (в контексте влияния) процесса информатизации.

Необходимо отметить, что понятие «социальное» трактуется в широком и в узком смысле слова и, в соответствии с этим, существуют два подхода к изучению социальных условий, предпосылок и последствий информатизации.

• «социальное» в широком смысле слова тождественно понятию «общественное».

1 подход. Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации - это анализ реального и необходимого состояния общества в целом, а также отдельных его сфер (политической, экономической, культурно-духовной и социальной) с точки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию;

• «социальное» в узком смысле слова означает рассмотрение какой-либо проблемы через «призму» социальных отношений.

2 подход. При этом подходе рассматриваются информационные особенности существования, информационные потребности различных социальных групп, уровень их готовности к процессу информатизации, а также изучается социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации. Особое значение имеет также рассмотрение уровня доступности информации для тех или иных групп и слоев населения, так называемая проблема «информационного неравенства».

Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: отношению к собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить полученную структуру “информационным срезом”. Очевидно, например, более позитивное и активное отношение к информатизации молодежи по сравнению с людьми старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества часто не так очевиден «информационный срез», необходимы специальные социологические исследования проблем информатизации общества. Без получения подобных знаний невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных социальных групп.

Особенности адаптации в новой информационной среде различных социальных групп, а также взаимосвязь социальной структуры и процесса информатизации общества будет рассмотрена подробно далее в темах ««Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации» и «Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал