Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социального института






Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт.Понятие социального института в его современном значе­нии, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновс­кий.

Социальный институт - организованная система социаль­ных связей и норм, призванная удовлетворять основные пот­ребности общества ивходящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения од­ной или нескольких социальных потребностей.

Таким образом, институты выполняют в обществе две ос­новные функции:

1) повышение эффективности удовлетворения данной пот­ребности или группы потребностей;

2) поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и инди­видами в процессе удовлетворения потребностей.

12.1.Структура институтов

Институт включает:

- социальную группу (или группы), осуществляющую удов­летворение данной потребности. Разновидностью таких групп являются социальные организации, призванные удовлетворять данные потребности;

- устойчивую совокупность норм, ценностей, образцов поведения, технологических приемов, обеспечивающих удовлет­ворение потребности, а также систему символов, регулирующих отношения в этой сфере дея­тельности (фирменная марка, флаг, обручальные кольца и т.д.);

- зафиксированное в общественном сознании идеологичес­кое обоснование деятельности института, которое сам Малиновский называл хартией. Хартия может оформляться как специальный документ (например, программа политической пар­тии, устав и учредительные документ фирмы), а может сущест­вовать в устной традиции (например, система мифов, обосно­вывающих вражду, или наоборот - дружбу между соседними племенами);

- социальные ресурсы (строения, деньги, техника и т.д.), используемые в деятельности института.

На каждом этапе развития общества выделяется свой на­бор институтов. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья, и т.д.

На ранних этапах развития человеческих обществ многие из современных институтов не существовали. Их функции исполнялись другими институтами. Так, институт образования возникает лишь с появлением групп людей, основным занятием которых является профессиональная и социальная подготовка значительной части населения, т.е. когда сам процесс социальной и профессиональной подго­товки выделяется из процесса воспитания. В Европе этот мо­мент принято относить к появлению и развитию системы обще­доступных школ и профессиональных учебных заведений (XVII-XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка молоде­жи к жизни осуществлялась в рамках других социальных инсти­тутов - семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи считают, что в доиндустриальных обществах не существовало самостоятельного института экономики, а процессы производс­тва и обмена регулировались другими социальными институтами (кланом, семьей, институтами ритуального обмена).

С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определявшие отношения в них, в совре­менных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кров­ной мести, и т.д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал