Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прерафаэлиты. Особенности творчества крупнейших мастеров.






 

Прерафаэлиты.

Очень разнонаправленное движение. Прерафаэлитское братство: они ориентируются на искусство до Рафаэля – чистое искусство без фальши. Это их художественный идеал. Ставят себя в противовес Академии как средоточию ложного в искусстве. Вызывают дискуссию в обществе. Появляются в 1848 году (объединяются после выставки в королевской академии). Состояло из 7 человек (сакральное число), среди которых главные - Россетти, Холман Хант и Джон Миллес. Ещё одни представитель – Джеймс Коллинс (в 50-е он выйдет из кружка, после чего братство начнёт распадаться). Все картины подписаны абривиатурой ПРБ, имя художников отступает на второй план. Радикальный антиакадемизм. Смотрят не на Античность, а на искусство Раннего Возрождения. Считали, что художник не имеет права изображать не с натуры и человека, которого он не знает. Потому первые работы – родственники, знакомые. Архаизаторство (впервые после Назарейцев) – отказ от традиционного построения картины, монументализм ранней фрески, отказ от идеализации, строгая концептуальная продуманность, выставочная тактика. Рост шумихи, недоброжелательная критика. Их защищает Джон Рёскин, антипатично относившийся к постренессансному искусству. Уже в 1853 году объединение распадается из-за несовпадения взглядов: Миллес больше академист, Россетти консерватор, Хант сам по себе. В середине 50-х приходит Бёрн Джонс и Уильям Моррис – новая волна прерафаэлитов. Это их новый виток. Если прежде ещё были связаны с академизмом, то теперь уровень стилизации, пластической самоценности произведения, обращение к архаичной образности возрастает. Отход от реалистической традиции. Художники не имеют законченного образовании, добирают знания сами. Расхождение между официальным искусством очень велико. Это искусство для просвещённых. Изучение природы, обращение к прошлому, искренность. Образ прекрасного во всём. Наполнение символами, понятными лишь просвещенному зрителю. Много символов-растений (лилия – целомудрие, роза – любовь и др.), ветер – тоска, отчаяние, птица – душа и др. Используют старинные легенды в переложении поэтов-романтиков. Манера средневековых живописцев, что вызывало критику современников. В 1849 выставляются на Королевской выставке с картинами «Детство Богоматери» и «Лоренцо и Изабелла», но подвергаются резкой критике. Тогда Россетти начинает издавать журнал, иллюстрирующий их творчество («The Germ» - «Росток»). 1850 год – ещё одна королевская выставка, где они привлекают к себе внимание. Критики обвиняют их в нарушении законов перспективы, использовании христианских сюжетов в искажённом виде, в неумении рисовать. После ухода Коллинса каждый становится более самостоятельным, отдаляется от идеи единой борьбы. Своим творчеством прерафаэлиты как бы создают оппозицию мэйнстриму в искусстве того времени. Их палитра чиста, светла. Это новый взгляд на живопись. Затем, благодаря Моррису вновь объединяются против «безликого товара промышленной революции». Восстанавливают древние ремёсла, ручной труд, работают в разных техниках – витраж, графика, интерьер, ткани, мебель и др. Вещи высокого класса в стилистике средневековья. Много занимаются книжной графикой. Идея синтеза искусств (таким образом, влияют на модерн).

 

Россетти:

Первые работы 1848 – 50 годы:

- Благовещение / Раба господня.

- Детство Богоматери

Миллес:

Добился серьёзных позиций в обществе. Считался одним из наиболее одарённых художников своего времени. Учится в Лондоне, в школе при Королевской академии.

- Детство Христа.

- Лоренцо и Изабелла.

Сюжет основан на поэме Китса («Изабелла»), которая является парафразом к одной из частей Декамерона. Окружающие завидуют любви двух молодых людей и убивают Лоренцо. На картине брат Лоренцо пинает ногой собаку Изабеллы – символ верности. Вокруг – узнаваемые персонажи (родные и близкие художника). Яркие, светлые краски, тщательное исполнение. Грация в облике каждого персонажа.

- Христос в родительском доме: Диккенс называет эту картину «гнусной и отталкивающей» из-за сравнения семьи Христа с плотниками. Сюжет: мальчик поранился, мать утешает его, осознавая его будущую жертву. Справа – Иоанн Креститель (миска с водой – символ крещения); на заднем плане овцы – символ паствы; сзади на лестнице голубь – святой дух. Скрупулёзная техника, внимательное отношение к деталям, символам.

- Марианна;

- Дочь дровосека;

- Возвращение голубя в ковчег: переход к более мягкой, трепетной манере, которая затем будет в Офелии.

- Офелия (1852).

С натуры написана лежащая в воде женщина, которая после написания картины умерла (Лиз Сидл – жена Россетти). Иллюстративность + апломб, но без стилизации. Ощущение переливчатости цвета. Фиалки вокруг шеи – верность; маки – смерть. Печать болезненности в образе. Более свободная техника, более смелый мазок.

- Слепая девушка: слепая нищенка, узнающая о красоте мира со слов сестры.

- Осенние листья: нет истории, фабулы (а значит не интересна публике). Но Миллеса интересуют эмоции, чувства. Метафора «погребального костра красоты», быстротечности жизни.

- Рыцарь Айсамбрес на переправе: перевозит двух ребятишек через брод. Взаимоотношения старости и юности.

В 60-е годы работает как иллюстратор для романов, поэзии, Библии. В 1863 стал академиком. Со временем становится более поверхностным, академическим, ориентируется на вкусы викторианского общества. Портреты Миллема – академические, много детских образов.

- Портрет сына / Пузыри.

 

Хант:

- Канун дня святой Агнессы

 

Бёрн Джонс:

Молодой художник, бросает Оксфорд, увлёкшись идеями прерафаэлитов. Он интересуется Микеланджело. Стилизация, комбинация разных масштабов, яркая декоративная сторона решения, сложные композиции

- Колесо фортуны.

Чёткий анатомический рисунок + стилизация, упрощение образа.

 

Лоуренс Альма Тадема:

Испытал влияние прерафаэлитов. Умеет мастерски передать фактуру. Женские образы, любовные сцены, чувственность.

- Невольные соперницы: Яркие цветы создают цветовой акцент, скульптура вокруг женщин – символ драматизма ситуации.

- Розы Гелиогабала: гости Гелиогабала во время пира тонут, задыхаются в розах. Картина не производит зловещего впечатления, а скорее наоборот, даёт ощущение наслаждения.

 

Джулии Кэмерон:

Фотография в стилистике прерафаэлитов. Техника семиминутной выдержки. Женские образы.

 

Лорд Фридрих …Лиден

1855:

- Мадонна Чимабуэ.

Сцена торжества презентации Мадонны Чимабуэ. Во фризе – все художники треченто. Документальный интерес к средневековью, Возрождению. Намеренное архаизаторство, попытка документального воспроизведения фактов. Создание картины времени. Псевдоисторизм. Более академические, технически совершенные средства. Более холодный колорит, внимание к поверхностной декоративности картины, к ритму, смене пятен, звучанию силуэтов. Эта тенденция нарастает. В дальнейшем это движение совпадает с эстетизмом в искусстве. Приходит к работам-аллегориям, где главное – художественная выразительность, гармония цветов, игра пятен и линий.

Отказ от содержательной стороны. Это сближает его с коллегами. Роль ритма, колорита, общая выразительность. Внимание к внешней стороне – отличительная сторона эстетизма в Англии. Он появляется и в литературе (Оскар Уайльд).

- …(круглая работа)

 

(от лат. prae – перед и Рафаэль) – английские художники и писатели, опиравшиеся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения – до Рафаэля. Братство прерафаэлитов (Pre-Raphaelite Brotherhood – Прерафаэлитское братство) было основано в 1848 в Лондоне и просуществовало до 1853.

Поэт и живописец Данте Габриэль Россетти (1828–1882), живописцы Уильям Холмен Хант (1827–1910), Джон Эверетт Миллейс (1829–1896), Томас Вулнер (1825–1892), Джеймс Коллинсон (1825–1881), Уильям Россетти (1829–1919), Джордж Стивенс (1817–1875) испытав влияние Ф.М.Брауна и Дж. Рёскина, стремились к возрождению «наивной религиозности» средневекового и раннеренессансного искусства.

Старшие прерафаэлиты. Основываясь на идеях искусствоведа и критика Джона Рёскина (1819–1900), провозгласившего принцип «верности Природе», художники объединились под общей идеей противопоставить холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) «живую веру» т.н. примитивов итальянского искусства Треченто и Кватроченто. Прерафаэлиты обращались не только к библейским сюжетам, но и произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери (1265–1321), Уильяма Шекспира (1564–1616), Джона Китса (1795–1821).

В программу Братства входило романтическое неприятие индустриального общества и буржуазной культуры. Их искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности. Подражание художественной традиции итальянского искусства 15 в. обусловило сочетание скрупулезной передачи натуры со стилизацией и сложной символикой.

К первому периоду существования Братства относятся картины на библейские сюжеты: Д.Г.Россетти Девичество Марии (1849), Плотничья мастерская (1850), Ч.Э.Коллинз Думы монахини (1850–1851). Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты – отрешенный, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн: Дж. Э.Миллес Подружка невесты (1851). Особенно много над этой темой работал Д.Г.Россетти, изображая свою возлюбленную Элизабет Сиддал, после смерти которой он идеализировал ее образ, как это делали средневековые рыцари, воспевавшие красоту прекрасной дамы: Д.Г.Россетти Beata Beatrix (1863–1864), Дж. Э.Миллес Марианна (1851), У.Моррис Королева Гиньевра (1855). В пейзаже художники были верны точности в передачи натуры: У.Х.Хант Жертвенный козел (1854), Заблудившиеся овцы (1855), Дж. Э.Миллес Офелия (1852), Слепая девушка (1856), Осенние листья (1856), Артур Хьюз (1832–1915) Апрельская любовь (1856).

Большую роль творчестве прерафаэлитов играла книжная графика (графика в журнале «Герм», который редактировал Д.Г.Россетти, рисунки Д.Г.Россетти для издания «Музыкального учителя» Уильяма Эллингхэма (1855).

После удачной первой выставки прерафаэлитов, состоявшейся в мае 1849, на них вскоре обрушился шквал критики. Несмотря последующее признание их творчества, и на успех дальнейших выставок, Братство прерафаэлитов распадается (по одной версии в 1853, по другой – в 1855). Эстетическая сторона деятельности Братства была унаследована младшими прерафаэлитами.

 

Младшие прерафаэлиты. В 1856 Д. Г.Россетти встречается с Уильямом Моррисом (1834–1896) и Эдвардом Бёрн-Джонсом (1833–1898), и эта встреча становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов, основной идеей которого становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Живопись прерафаэлитов стала развиваться в сторону усложнения плоскостной орнаментики и мистической окраски.

Идеи и практика Братства во многом повлияли на развитие символизма в литературе (У.Патер, О.Уайльда). В свою очередь, идея Уолтера Патера «искусство для искусства» воплотились в творчестве прерафаэлитов.

Стремление получать удовольствие от работы, утраченное в современном индустриальном обществе, продекларированное Рёскином, нашло отражение в картинах на тему труда: Генри Уэллис (1830–1916) Дробильщик камней (1858), Форд Мэдокс Браун (1821–1893) Труд (1852–1865), Уильям Скотт (1811–1890) Железо и уголь (1860).

Д.Г.Россетти остался верен теме «прекрасной дамы»: Синее шелковое платье (1866). В 1858 У.Моррис создает единственное свое станковое произведение Королева Гиневра. В 1889 на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс получил Орден почетного легиона за картину Король Кофетуа и молодая нищенка.

В 1890 У.Моррис основал издательство «Кельмскотт-пресс» (просуществовало до 1898), он оформил все 66 книг, выпущенных издательством, включая шрифты, инициалы, заставки. Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций к ним.

 

Из позднего прерафаэлизма вырос стиль Ar Nouveau, позже ставший международным стилем (в Италии это искусство называется stile Englese (английский стиль), в Австрии – Sezessionstil, в Германии – Jugendstil, во Франции – Ar Nouveau, в России – стиль модерн).

Характерные для стиля Ar Nouveau декоративность, орнаментальность, эротизм, изысканная линия встречаются и у поздних прерафаэлитов.

«Движение искусств и ремесел». Более широкий характер носила деятельность У.Морриса по возрождению английского декоративно-прикладного искусства, она объединила многих мастеров, в т.ч. Ф.М.Брауна, А.Хьюза, арх. Ф.Уэбба, которые стремились воссоздать в противовес машинному ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Главной идеей Морриса было убеждение, что декоративное искусство так же важно, как и изящные искусства, он стремился к единству искусства и ремесла.

Новый аспект деятельности зародился в исканиях младших прерафаэлитов в 1857, когда Россетти получил заказ на роспись центрального зала дебатов Оксфордского союза сценами из Жизни короля Артура Т.Мэлори. Этот заказ дал возможность объединиться семи художникам: Моррису, Россетти, Бёрн-Джонсу, Артуру Хьюзу Спенсеру Стенхоупу, Уолу Принсеру и Хангерфорду Поллену. Проект не был успешен, фреска вскоре частично осыпалась, но всем понравился социальный аспект совместной работы.

В 1860 было закончено строительство знаменитого «Красного дома» (Red House) (арх. Филипп Уэбб) в Бекслихите, получившего название из-за цвета кирпича, из которого был выстроен. Дом стал центром литературного и художественного круга и первым примером соединения функциональных и эстетических задач, положивших начало «Движению искусств и ремесел». У.Моррис и его друзья сами расписывали потолки и стены дома, создавали эскизы мебели, драпировок, витражей и гобеленов. В 1861 появилась фирма «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К». В этом предприятии участвовало семь партнеров: Моррис, Россетти, Бёрн-Джонс, Уэбб, художник Форд Медокс Браун, Питер Пол Маршалл – инженер и художник-любитель, Чарльз Фолкнер – преподаватель математики Оксфордского университета. Первыми заказами фирмы были витражи, обои-шпалеры. В 1866 фирма декорирует Оружейный зал и Зал гобеленов в Сент-Джеймском дворце в Лондоне. В 1867 У.Моррис, Бёрн-Джонс и Уэбб оформляют Зеленую столовую в Южно-Кенсингтонском музее (Музей Виктории и Альберта).

 

К 1875 относятся первые опыты окраски тканей. В том же году происходит реорганизация фирмы, получившей название «Моррис и К», в связи с тем, что Моррис становится единственным ее директором. В 1878 Моррис покупает 5-этажный дом в Хаммерсмите, переименовывает его в Кельмскотт-хаус, устанавливает там ткацкие станки и начинает работу над гобеленами и коврами ручной работы. В 1881 фирма перемещается в «Мертонское» аббатство, на старую фабрику, где устраивают мастерские по производству витражей, красильню, печатное и ткацкое производство. В том же году фирма производит оформление Тронного зала Сент-Джеймского дворца.

 

Возрождение ремесел, вызов традиционной иерархии искусств, акцент на социальное значение способа производства вылилось в основание в 1883 У.Крейном и Л.Деем Гильдии работников искусства, которая становится центром лондонского «Движения искусств и ремесел». В 1888 Уолтер Крейн определил цель «Движения искусств и ремесел»: «превратить художников в ремесленников, а ремесленников – в художников». В 1888 было основано «Общество искусств и ремесел», в том же году состоялась первая выставка. На второй выставке Общества У.Моррис экспонировал гобелены и раскрашенные хлопчатобумажные ткани.

«Движение искусств и ремесел» создало модель для деятельности последующих художественных групп последней четверти 19 в. Искусство прерафаэлитов впитало в себя разные стили и направления и повлияло на художественную жизнь не только 19, но и 20 вв.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал