Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10. Становление и развитие бихевиоризма






 

1.
Теория Торндайка

2.
Теория Уотсона

3.
Необихевиоризм

4.
Теория оперантного бихевиоризма

 

В начале 20 века психология переживала серьезный методологический кризис, связанный с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности. Выход был либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экспериментальное изучение, либо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей.

Методологический кризис обострялся социальной ситуацией. Первая мировая война вскрыла такие негативные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении.

Ученые не могли игнорировать запросов практики, ставившей задачи обучения и воспитания «нового человека». Эти задачи социализации стали ведущими в США и в России, повлияв на развитие бихевиоризма и российской психологии.

Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий 20 века, не позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета и ее методов. Эта ситуация трактовалась учеными как кризис психологии. Но время показало, что это был кризис роста. Развитие невозможно без поисков нового, без ошибок. Каждый критический период начинается с негативизма, отрицания, которое сменяется периодом строительства, приобретения нового. Но ученые того времени осознавали кризис как распад старой психологии, как тупик в процессе становления новой науки. Период, который мы сейчас оцениваем как время расцвета научного творчества выдающихся ученых, назывался «открытым кризисом».

Т.о., фактически к 20-м годам 20 века психология разделилась на отдельные школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждая из которых имела свой предмет и свой метод исследования.

Первое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией было осуществлено Э.Торндайком (1874-1949).

В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики». Животное должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход – решить проблему. Опыты ставились, в основном, над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Животное могло выйти из ящика и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство – нажав на пружину, потянув за петлю и т.д.

Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений – бросались в разные стороны, царапались, кусали ящик, пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат – затраченное время (в минутах). Полученная «кривая научения» дала основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Этот вывод был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, поведение животного есть результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное в дальнейшем совершало много ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде, но и человек, по мнению Торндайка, решает задачи в «проблемном ящике своей жизни» аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха случайно.

В своих работах «Психология научения», «Основы научения» он изучал зависимость связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. Торндайк вывел четыре основных закона научения.

1. ^ Закон повторяемости (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.

2. Закон эффекта. Из нескольких реакций на одну и туже ситуацию, при прочих равных условиях более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, т.к. оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно – положительное или отрицательное.

3. ^ Закон готовности. Образование новых связей зависит от состояния субъект.

4. Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть, нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк выдели также дополнительные условия успешности научения – легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.

Работы Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения. «Интеллект животных», так назывался его труд, показывающий, что понятие об уме не должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как это считалось прежде. Психические процессы интериоризованы внешними реакциями. Эта гипотеза была подтверждена в экспериментах Уотсона.

^

Теория Джона Уотсона (1878-1958)


Уотсон начинал свою научную деятельность в центре функционализма – Чикагском университете, под руководством Энджела. (Организм действует, используя свои функции – внимание, память, мышление – как единое психофизическое целое. Т.е., фактически нет разницы между сознанием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации к среде). После защиты докторской диссертации стал профессором университета в Балтиморе. Импульсивный и легко увлекающийся Уотсон стремился дисциплинировать себя. Возможно, этим объясняется и его активная исследовательская деятельность, и его концепция научения, игнорировавшая любые эмоциональные контакты с обучаемыми. Тем не менее, собственная неуравновешенность часто мешала ему и в работе, и в личной жизни; она же привела к конфликту с руководством университета. В результате он был вынужден уйти из академической науки и с 1921 г. занимался прикладной психологией.

В книге «Бихевиоризм» он доказывал, что реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Отсюда главная формула бихевиоризма: стимул – реакция. Все, что находится между стимулом и реакцией – психические или физиологические – психология должна устранить из своих объяснений. Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Восприятие заменялось движением глазных мышц, эмоции – телесными изменениями. Исследуя речь и мышление, он просил испытуемых произнести какую-то фразу и измерял движения мышц гортани. Эти мышечные движения появлялись на экране осциллографа и записывались самописцами. Затем испытуемых просили подумать эту же фразу про себя, и на экране появлялись те же линии, только с меньшей амплитудой. Т.о., было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу. Мышление – это та же речевая реакция, сопровождаемая точно такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интенсивности.

Формируется внутренняя речь из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения следующим образом: внешняя речь – шепот – внутренняя речь. Такая внутренняя речь есть мышление. Оно формируется прижизненно, как и все основные психические процессы и свойства.

Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул, т.е. формировать условный рефлекс. Ребенку показывали кролика и одновременно посылали электрический разряд. Впоследствии при появлении кролика ребенок испытывал страх. Потом он менял эмоцию, показывая кролика во время вкусной еды. Этот механизм называется обусловливанием, т.е. формирование условной связи.

Наблюдения Уотсона показали, что в том случае, если реакция страха на кролика не переделывалась на положительную, в дальнейшем сходное чувство страха возникало у детей при виде других похожих объектов. Он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Т.е., можно формировать определенную модель поведения у всех людей: «Дайте мне дюжину …».

Соответственно можно избавить человека от страха путем размыкания образовавшейся условной связи. Такое «упрощение» играет определенную роль в психотерапии. Такими простыми приемами излечиваются многие нервно-психические расстройства: истерические параличи, фобии, половые извращения и тому подобное. В основе лежит обусловливание и «размыкание» условных связей. Больной последовательно воображает себя в одной из предлагаемых ситуаций в течение 15-40 секунд, затем представляет себе другую, успокаивающую ситуацию и достигает состояния релаксации. Затем он представляет себе еще более волнующую ситуацию – и вновь воображает «успокоительную» и так далее. Тем самым происходит торможение реакции страха за счет размыкания связи между ней и объектом, ее первоначально вызывающим.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал