Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-эстетические принципы акмеизма






На формирование эстетической программы акмеизма повлияла статья поэта М.Кузмина «О прекрасной ясности» (1910).

Кузмин обозначил следующие стилевые принципы «прекрасной ясности»:

· логичность и стройность художественного замысла;

· стройность композиции;

· четкость организации всех элементов художественной формы

«Прекрасная ясность» (кларизм – от лат. clarus – «ясный») ориентировала художников слова на б о льшую нормативность в поэзии и эстетику разумной гармонии.

В дальнейшем акмеизм теоретически был обоснован в статьях Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»(1913), С.Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913), О.Мандельштама «Утро поэзии» (опубл. В 1919).

Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов были М.Кузмин, И.Анненский, А.Блок – то есть поэты, сыгравшие важную роль в становлении символизма. Можно сказать, что акмеисты унаследовали достижения символизма, но нейтрализовали его крайности.

В статье «Наследие символизма и акмеизм» (январь 1913, «Аполлон») Н.Гумилев назвал символизм «достойным отцом» акмеизма, но подчеркнул, что новое поколение поэтов выработало новый, «мужественно - твердый и ясный взгляд на жизнь».

Акмеизм провозгласил:

· освобождение от символистских порывов к идеальному (по мысли Гумилева, акмеизм – попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое);

· освобождение от многозначности и текучести образов: по мнению акмеистов, действительность самоценна (акмеисты не приняли главную тенденцию символизма воспринимать реальность как искаженное подобие высших сущностей);

· земной мир значителен сам по себе и достоин художественного исследования.

С Городецкий утверждал, что борьба между акмеизмом и символизмом «есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес, время».

Проповедь «земного мироощущения», стихии естества – одна из граней поэзии акмеизма. Отсюда его второе название – адамизм.

 

Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму он поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы. (С.Городецкий «Адам»)  

 

Поэты, которые провозгласили себя акмеистами, обладали ярко выраженной творческой индивидуальностью. Акмеизм был, пожалуй, еще более неоднородным течением в поэзии, нежели символизм.

Акмеисты разделяли взгляды символистов на природу искусства, абсолютизировали роль художника. «Преодоление» символизма происходило не столько в сфере идей, сколько в области поэтической стилистики. Можно сказать, что если символизмособая форма романтизма, то акмеизмклассицизма.

Главное место в иерархии ценностей акмеизма занимала культура. «Тоской по мировой культуре» назвал Осип Мандельштам акмеизм. Для символистов культура – средство преображения жизни, для футуристов – мера материальной полезности, для акмеистов культура – цель для себя самой (поэтому у акмеистов сформировалось особое отношение к категории памяти – особенно у Гумилева, Ахматовой и Мандельштама). В эпоху «сбрасывания с парохода современности» классиков литературы акмеисты выступали за сохранение культурных ценностей, ибо для них мировая культура была тождественна общей памяти человечества

Символизм был проникнут «духом музыки», а акмеизм ориентирован на перекличку с пространственными искусствами: живописью, скульптурой, архитектурой. Акмеисты тяготели к «трехмерному» миру, отсюда их увлечение предметностью, деталью.

Предметная деталь освобождается в поэзии акмеизма от чрезмерной метафизической нагрузки, но зато служит способом передачи внутреннего мира лирического героя (жест, движение, описание вещей). Подобная манера «материализации» переживаний характерна для многих стихотворений Ахматовой.

В своем творчестве настоящие поэты всегда выходили за рамки формальных школ, к которым принадлежали. Так, Н.Гумилев эволюционировал в сторону религиозно – мистического поиска (последний сборник «Огненный столп», 1921), А.Ахматова всегда была связана с русской классической традицией, и в дальнейшем ее ориентация на психологизм и нравственный поиск еще более усилилась, поэзия О.Мандельштама, проникнутая тоской «по мировой культуре», сосредоточилась на философском осмыслении истории и приобрела особенную выразительность через расширение ассоциативных связей образного слова (а это качество очень высоко ценили символисты).

 

 

Для справки.

Георгий Викторович Адамович родился в Москве 19 апреля, умер 21 февраля 1972 г. в Ницце. Учился на историко – филологическом факультете Петербургского университета. Первое выступление в печати относится к 1915 году. В следующем году в издательстве «Гиперборей» вышел сборник стихов «Облака», в 1922 г. – сборник «Чистилище».

С 1923 года жил в Париже. В 1923-1928г.г. Г.Адамович – ведущий критик в газете, затем журнале «Звено.

С 1928 по 1939 г. регулярно выступал с литературно-критическими статьями в газете П.Н.Милюкова «Последние новости».

В 1939 г. поступил добровольцем во французскую армию.

Некоторые из многочисленных эссе Г.Адамовича собраны в двух изданных в послевоенное время книгах «Одиночество и свобода» (Нью-Йорк, 1955) и «Комментарии» (Вашингтон, 1967).

Статьи и стихи Адамовича печатались во всех крупных изданиях русского зарубежья.

К суждениям Адамовича о поэзии прислушивались многие.Его мироощущение и эстетические взгляды способствовали формированию особого направления в эмигрантской поэзии, так называемой «парижской ноты».

Стихи Г.Адамовича были собраны в вышедшей накануне Второй мировой войны книге «На западе» (впоследствии поэт Ю.Иваск позаимствует это название для антологии поэзии русского зарубежья).

Как поэт, Г.Адамович был не очень плодовит (написал около ста стихотворений). Это объясняется, в первую очередь, его позицией: считал, что поэзия умерла. На литературы русской эмиграции во многом смотрел пессимистически, полагая, что она оторвалась от «почвы».

Четвертый сборник Г.Адамовича – «Единство»- опубликован в Нью – Йорке в 1967 г.

Стихотворения Адамовича вошли в антологии «Якорь», «На западе», «Муза диаспоры», «Содружество».

 

Иванов Георгий Владимирович родился 10 ноября 1894 г. в Ковенской губернии, умер 27 августа 1958 г. во Франции (Йер).

Г.Иванов обладал многосторонним литературным талантом. После него остались стихи, переводы, роман, рассказы, мемуары, очерки, статьи, рецензии, художественное исследование о жизни последнего императора.

Г.Иванов начинал свой путь в один из благодатных периодов серебряного века. До эмиграции было издано шесть его поэтических сборников.

Первое стихотворение было напечатано в 1910 году, первый сборник «Отплытие на остров Цитеру» вышел в 1912г. По рекомендации Н.Гумилева, рецензировавшего этот сборник, Г.Иванов был принят в Цех поэтов. Ко времени выхода сборника «Горница» (1914), поэт, по словам Н.Гумилева, «дорос до самоопределения».

Затем последовали книги стихов «Памятник славы» (1915) и «Вереск» (1916).Следующая книга вышла в начале нэпа. Это были знаменитые «Сады» - лучший сборник петербургского периода. В них очевиден синтез многих культурных традиций, объединенных личным мироощущением поэта. Стихи сборника певучи, легки, меланхоличны.

Осенью 1922 года Г.Иванов уехал на Запад. Перед отъездом он успел выпустить под своей редакцией «Посмертные стихи» Н. Гумилева, подготовил к печати его же «Письма о русской поэзии», а также свою книгу «Лампада» - собрание стихотворений, состоявшее из старых стихов и из написанных вновь.

Сначала Г.Иванов жил в Берлине, а в 1923 году перебрался во Францию. Здесь началась новая полоса его поэтического творчества. Он прожил в эмиграции 36 лет. На Западе Г.Иванов написал еще четыре книги стихов. Он менялся постоянно и порой столь решительно, что его художественная эволюция создавала простор для мифотворчества.

В 1928 г. вышла первая книга прозы – беллетризованные воспоминания «Петербургские зимы». Затем был написан роман «Третий Рим», героем которого является Петербург перед революционной катастрофой. В «Розах»( 1931) – первом эмигрантском сборнике стихов – смерть является настойчивой, почти навязчивой темой.

В своих стихах 1920-1950г.г. (сборники «Розы», «Отплытие на остров Цитеру», «Портрет без сходства», «Стихи 1943 – 1958») поэт проходит через круг настроений «парижской ноты»: отчаяние, нигилизм, иронию, мистические настроения, лирику дневникового характера, интерес к истории.

Сборник «Портрет без сходства» свидетельствует о том, что поэтическое творчество для Г.Иванова – акт не предусмотренный, не планируемый, спонтанный. Это некая вспышка, всплеск сознания, волшебство. В конце жизни его поэзия – фатальная энтропия, космический лиризм.

Всегда в поэтических поисках Г.Иванову сопутствовали чувство меры, вкус, культура стиха, мастерство, поэтичность. Эмигрантская критика не раз называла Г.Иванова лучшим поэтом литературного зарубежья.

 

Оцуп Николай Авдеевич родился 4 ноября 1894г. в Царском Селе, умер 28 декабря 1958 г. в Париже.

В 1913 году он окончил Николаевскую царскосельскую гимназию. В 1913-1914 годах учился в Парижском университете, слушал лекции у Анри Бергсона. Участвовал в Цехе поэтов (1920 -1921) и печатался в его альманахах.

В 1921 г. вышел первый сборник стихов Н.Оцупа – «Град», переизданный в 1922г. в Берлине.

Эмиграция Н.Оцупа началась в 1922г. Сначала он жил в Берлине, потом переехал во Францию.

В 1926г. вышла вторая его книга – «В дыму», включившая стихотворения 1921 -1926 г.г.

Отдельным изданием в 1928г. выходит поэма Н.Оцупа «Встреча».

Еще через год в Бреславле по-немецки издана его книга, посвященная новейшей русской поэзии, которая была включена в программы некоторых немецких университетов.

В 1930 г. основал журнал «Числа», был его редактором.

В начале войны вступил во французскую армию. Находясь в Италии, был арестован как антифашист. Полтора года сидел в итальянской тюрьме, бежал, но вновь был арестован и направлен в концлагерь. В конце 1942 года совершил побег и с 1943 года участвовал в движении Сопротивления.

Первой послевоенной книгой Н.Оцупа стал его монументальный «Дневник в стихах», который он писал более пятнадцати лет.

Защитил докторскую диссертацию о Н.Гумилеве, занимался преподавательской деятельностью.

В последний год жизни Н.Оцупа вышли три книги: драма на библейскую тему «Три царя», подготовленное им «Избранное» Н.Гумилева, а также «Избранные стихи» Ф.Тютчева с предисловием и комментариями составителя.

Посмертно, в 1961г., изданы книги «Современники», «Литературные очерки» и двухтомник «Жизнь и смерть», представляющий собой наиболее полное собрание стихотворений и поэм Н.Оцупа.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анна Ахматова: В 5 кн. /Состав. И примеч. Р.Тименчика, К.Поливанова, В.Мордерер. – М., 1989.

2. Адамович Г.В. Мои встречи с Ахматовой //Звезда. Л., 1989. №6.

3. Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. Л, 1991.

4. Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания: В 3 кн. М., 1989. Кн.1.

5. Белый А. Начало века: Воспоминания: М., 1990. Кн.2.

6. Белый А. Между двух революций: Воспоминания: В 3 кн. М., 1990. Кн.3.

7. Брюсов В.Я.Новые течения в русской поэзии. Акмеизм//Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894-1924. Манифесты. Статьи. Рецензии. М., 1990.

8. Будыко М. Рассказы Ахматовой // Звезда. Л., 1989. №6. Чуковская Л.К.Записки об Анне Ахматовой. 1932-1941. Т.1. – М., 1997.

9. Виленкин В.В сто первом зеркале. – М., 1987.

10. Воспоминания о серебряном веке /Сост., предисл. и коммент. В Крейд. М., 1993.

11. Гаспаров М.Л. Поэтика «Серебряного века» //Русская поэзия «Серебряного века».1980-1917. Антология. – М., 1993.

12. Гаспаров М.Л.Поэт и культура: Три поэтики Осипа Мандельштама. – М., 1995.

13. Давидсон О. Муза странствий Николая Гумилева. – М., 1992.

14. Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. – Воронеж, 1990.

15. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

16. Из литературного наследия. Стихи и письма. А.Ахматова. Н.Гумилев//Новый мир. М., 1986.№9.

17. Карпов А. О.Мандельштам: Жизнь и судьба. – М., 1998.

18. Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990.

19. Мандельштам Н. Вторая книга: Воспоминания. – М., 1990.

20. Одоевцева И.На берегах Невы. М., 1988.

21. Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М., 1991.

22. Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Г.Соколов. М, 1988.

23. Русская поэзия ХХ века: Антология русской лирики первой четверти ХХ века / Сост. И.С.Ежов, Е.И. Шамурин. М., 1991.

24. Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч.М., 1990.

25. Русские писатели: 1800-1917. Биографический словарь. М., 1989-1994. Т.1-3.

26. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.

27. Хейт А. анна Ахматова: Поэтическое странствие. – М., 1991.

28. Ходасевич В.Некрополь: Воспоминания. М., 1991.

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал