Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Князь третий 2 страница






9 Страна Утренней Росы — это Корея.

10 Полагаю, речь идёт о вершине горы Бештау в Пятигорье. Имя в переводе с кабардинского значит «пять гор», однако это только созвучие. Во-первых, окрестные горы можно считать по-разному, и само название всех гор славянское — Пятигорье. Гора же ранее именовалась Бусовой, потом Бус-тау. И имелся в виду Бус древних легенд, ибо Бус — тронное имя многих славянских князей.

11 Ярсак Храбрый — это Аршак I, свергший с иранского престола династию Селевкидов, происходящую от Селевка, полководца Александра Македонского. Ярсак (Аршак I) основал династию Аршакидов в 248 году до н.э. Потомок его Ярбан, он же по иранским и армянским источникам Артабан, или Артеван V (213-226 гг.), царь из парфянского рода, последний представитель арийской династии Аршакидов, был убит Арташиром I, сыном жреца Папака Сасана, который потом и стал первым из иранских царей Саса- нидов. Замечу, принятые ныне в исторической литературе огласовки имен условны, ибо исходят из источников иноземных, не исключено, что славянское прочтение ближе всего к изначальному.

12 Средний палец руки. За него, как и за среду, отвечает Велес.

13 Карандар (в других источниках Картир, Ки- дэр, Кирдэр) — жрец, известный уже при первых Сасанидах, но достигший вершины величия и власти при Вахрамее И. Ему присвоили почётный титул «Кирдэра, спасшего душу Вахрама» (Кирдэри- бохтруван-Вахрам), и назначили его «мобадом и судьёй всей империи». Он также стал верховным жрецом священных огней Анахид-Ардашир в Ис- тахре, то есть во главе храма, который был наследственным святилищем Сасанидов. Фактически правил империей во время бесконечных войн Вахра- мея, учреждал культ Зурвана, как отца доброго бога Ахурамазды и злого бога Аримана, последнему также возжигал огни, в том числе в Иверии, в Мцхете.

 

 

ВТОРОЙ князь

Корсь-яр

П. Деяния Вахрамея, Морияра и гибель Корс-яра

1) Династия князя Дажень-яра идёт от Спаса Велияра (время правления 10—60 гг, н.э.), Бана-аса (115—137 гг.) и Вересеня Старого (155— 300 гг.). Война началась с воцарением Вахрамея в 276 году. Гибель царя Берендея и вокняжение Гредня (284-305 гг.).

АВ старые годы князем Арийских земель был Вересень-яр, а по прозванью Бус-ас, внук из внуков князя Бана-аса, возлюбившего более всех великого предка Будая. И был это Старый Вересень-яр из рода Спаса Велияра1.

2Под закат же жизни своей великий князь Ве- ресень-яр оставил кормило власти и златой трон Кияр-града сыну своему Дажень-яру, ибо был тот его сын любимый, и был он сильный воин, стремительный в походах как орел крылатый.

3И братьям его он также положил властвовать, Корс-яру, в царстве Арийстане Армейском, а братьям-близнецам Яранаку и Марану в Парн- стане Семиреченском, старшему же, Сака-яру, в царстве Сакистане Кушанском2 за морем Волынским в Пятиречье.

4А тогда любимцы небес и наследники царства Ария Старого имели битвы великие с родом Сак- саянским, захватившим арийский золотой трон. И потому те, кто вознёсся гордо в злодеяниях своих, встревожились, а дерзкие в заблуждениях лишились ума, ибо по проклятию Дыя, они

 

 

 

стали как змеёныши, пожирающие старого змея, породившего их.

бИ так кровью началось правление рода Сакса- ниянского, и продолжился сей род в кровосмешении, ибо Ярсак Чёрный взял в жёны сестру свою, а отпрыск их — собственную дочь8. А может ли родиться добро от гнилого корня, подобного корню лжебога Астиньи, колдуна и отравителя злобесного, отпрыска брата и сестры — Денницы с Вечерницей?

вВозможно ли ждать благ и милостей от того, кто, словно Индра-царь, пролил родную кровь, и не будет ли также и он повержен сыном своим? Ибо от зла новое зло исходит, и там, где лилась кровь, жди новых кровопролитий.

7И было так, что по лютости и хитрости Каран- джеля взошёл на арийский золотой трон Вахра- мей Вахрамеевич4, поправший отца и растоптавший права на трон брата его. И восстали тогда на князя и дракона цари арийские, и возвысили над ними Меч Правый. И так рати царя Вахра- мея наголову разбили®. Он же, оставив во власти змея-жреца царство Парсийское, сам бежал через царство Дадианское6 за Аланские ворота7.

8И бежал он далее, как летит лист от порыва бури, как тень ночная бежит от сияния дня, ибо доблестный и славный князь Дажень-яр собрал алан и альвов и, вознеся очи к небу ясному, воззвал к Солнцу Суряному. И так с тридцатью тысячами воинов напал он на Вахрамея и изгнал его от гор Белых на полночь за Великую Ра-реку.

93десь же Вахрамей укрылся в Берендейской земле, ибо жена его, вилисса Марлинка, была из дочерей Берендея-царя. А тот князь Берендей правил у нас, и взял он под защиту дочь любимую. И так собрали князья Вахрамей и Берендей силы великие — пеших воинов из парсов и берендеев, конницу гуннов, и выставили их против ратей аланских; и стояли они друг против друга по берегам Ра-реки семь лет. И не было меж ними ни войны, ни мира.

10А затем Вахрамей на пиру, уподобившись в злодействе Дыю, коварно отравил князя нашего Берендея. Да будет проклят вовеки сей злодей, вливший яд ехидны в вино дружбы!

иИ хотел он поставить над берендеями царём своего сына — Морияра8, который также по матери был внуком Берендея. Но надежды его были тщетны, ибо уподобившийся ехидне будет гоним и попран, поскольку и втайне содеянное зло вызывает в ответ возмездие, возвратившееся по коло, также и горы на крик отвечают лавинами, сметающими тех, кто возвысил голос свой.

 

 

 

 

12И потому то новое коварство берендеев взъярило, и поставили они над собою царем не Мория- ра, а сына Берендея — князя Гредня9. И так рати берендеев отложились от Вахрамея и соединились с ратями Дажень-яра. Союз же тот был скреплён браком Даженя и царевны Милиды, дочери Асеня Мудрого, сына князя берендеев Гредня.

13И вот пришло сокрушение войску Вахрамея, ибо Асень Мудрый и князь Дажень-яр с ратями великими, словно волны бушующего моря, натекли на них. И так изгнали внуки Дажьбога тьму от Ра-реки, и бежали Вахрамей и сын его Морияр на полдень в пески чёрные Куманские в страну дальнюю Маргиянскую в проклятый от богов Мар-град10.

2) Морияр по воле змея Каранджеля толкает Марана на убийство брата Яранака (около 285 г.). Тот захватывает трон Парн-стана, завладевает серпом Мары и кольчугой Сварога.

., А ещё в той полуденной стороне за песками Куманскими близ Скопских гор был богатый доблестями Нижний Асов-град11. Князем же в Ас-граде был прославленный Яранак-царь. А в соседнем Мар-граде в Маргияне правил брат его Маран — оба близнецы, сыновья Вересеня. И подрастали у князя Яранака дети малые, как оленята у кня- зя-оленя — Ярий и Сурияр12.

2И тот Яранак, князь в Нижнем Ас-граде, обладал святыней асов, кольчугой, свитой Сварогом, которая отражала всякое оружие. А брат его Маран возвеличивал Марену и Мориана, и обладал кордом-серпом Мары, отправлявшим к Роду даже бессмертных. И тот Маран, одержимый жаждою власти, возжелал взойти на златой трон Арианы.

3Проведав о том, Вахрамей силою Марабеля призвал дракона Каранджеля, дабы тот помог ему заключить с Мараном тайный союз против его брата Яранака.

4И тот Каранджель являлся в мечтах и во сне Марану и обещал ему золотой трон ариев, ежели тот восстанет на братьев своих, сынов Вересеня. И плёл он искусно речи зломысленные, будто паук паутину, и шипел змеёй в самые уши царя. Скрепить же союз тот предложил обменом серпа Мары на меч-крест Каранджеля, сразивший Ярбана. «Зачем-де тебе старый и ржавый серп? Разящий

 

 

 

меч — вот оружие воинаї Он прорубил путь к трону Ярсаку, так и ты станешь владыкой Арианы!»

6Маран же колебался, как ковыль на ветру, и отказывался, не желая смерти братьев, и менее всего — Яранака, близнеца единокровного. Но блеск меча ослепил царские очи, и дрогнуло его слабое сердце, и принял он дар Каранджеля.

вИ был день Седыев, когда Велес на пиру был отравлен сыном Седуни, и затем заключён в Пановы пещеры, оттого в тех пещерах и явились груды заклятого золота.

7И точно так Каранджель лютый, явившись не мечтою, но естеством, обратился сам в виночерпия и отравил вино, посланное на пир Вахрамеем. И так Яранак выпил из кубка, поднесённого братом Мараном, и, испустив вздох последний, бросил взгляд с укором убийце своему...

 

8И тут же дракон брата-близнеца Марана выдал за убиенного царя: «Теперь-де уже брата всё равно не вернёшь от Мары! Ты же, царь, займёшь его трон, который по праву твой!»

дИ рёк дракону Маран в печали великой: «Напали на брата моего губители, и не увидит никто более лица моего, ибо рвался я к царствованию, чего не следовало ни желать, ни делать... Именно из-за надменности этой я и покрыл себя проклятием, и стал убийцею брата...»

10Но тут льстивыми речами затуманил Каран- джель ум Марана, кланяясь и называя его владыкою Яранаком, и обещая власть над всей Арианой: «Лишь ты силён волею, и не остановить тебя, а значит, власти над миром лишь ты достоин!»

ПИ сей Маран-царь приклонил свой слух к тем змеиным речам, и занял трон брата-близнеца, и никто не узрел той подмены. И обменялся Маран одеждой с убитым братом, и так Яранака признали за Марана-царя. И тут же было объявлено, что коварный Вахрамей послал отравленное вино, дабы убить Яранака и Марана и завладеть их царствами, но волею богов Яранак остался жить.

12И потому лже-Яранак, заняв место царское, завладел святынями асов, и высохли слезы в его очах, и гордо возвысил он выю, приняв имя и власть брата Яранака. И пошёл он на Мар-град с ратями асов, как будто мстя Вахрамею за гибель брата любимого. Вахрамей же с ратями парсов утёк на полночь в Морок-град, что в горах Зарайских.

13И ещё один обман сотворили они по сговору, — сын Вахрамея Морияр объявил, что он отложился от отца и со своими ратями перешёл на сторону

лже-Яранака: «Меня-де царь Вахрамей Вахраме- евич преследует, ибо он обезумел и обвиняет меня в смерти своего отца Вахрайея!»

14И так Маран стал владыкой Мар-града в чёрных песках Куманских и завладел священным серпом Мары, перерезающим нити жизней и судеб людских.

3) Маран под видом брата Яранака вступает в союз с Корс-яром, имея коварные планы. Морияр принимает имя Митрияр и женится на Сурьяне Асбараковне (около 286 г.).

^ те годы царь Корс-яр, владыка Арийстана близ Арарат-горы, счастливо одарённый всеми благами земными и • воспетый певцами во всех краях, гордо возвысился над всеми своей доблестью и решил укрепить свою власть над всем Парсийским царством.

2Но жрец-змей Карандар, люто правивший от имени Вахрамея, рёк ему, что он-де ему поклонится, но пусть тот вначале одолеет Вахрамея- царя, укрывшегося в краю маров. И тогда двинул Корс-яр рати свои к Скопским горам.

з Вахрамей же стал жертвы приносить Каран- джелю, и повернул в перстне своём Марабель- камень. И вновь явился на зов его змей Каран - джель, покорный Марабелю. И затем отправился к лже-Яранаку по воле Вахрамея. И стал дракон вновь лже-Яранака подговаривать: «Надо нам и Корс-яра сгубить! А коли нельзя его в прямом бою сразить, значит, нужно хитростью и зельем извести. Кто же сделает это, станет всей земли Арийской владыкой».

4И так пошли лже-Яранак, а с ним Морияр, на новое коварство по наущению Каранджеля.

 

 

5И вывели они свои рати навстречу Корс-яру, и рекли ему: «Мы-де вместе будем сражаться против Вахрамея!» И поверил тому Корс-яр и заключил в объятья лже-Яранака, как брата любимого, а Морияра принял с честью великой.

вИ был тот Морияр красив и бел лицом, и вёл речи благомысленные. И многие сердца тем покорил, и так стал Корс-яру другом задушевным, а сблизившись с царем, получил от него новое имя: Митрияр, что значило Солнце Правды. И тот отдал ему в жены племянницу свою, Суряну Асбараковну13, что родила ему дочь прекрасноликую и названную Заремирой.

уА отец его, царь Вахрамей, укрылся за неприступными стенами Морок-града в Маргияне, и войне той не было конца, и войска ариев, измученные жаждой и болезнями, насланными Марой, повернули обратно в земли свои.

4) Маран и Морияр смертельно ранят Корс-яра крестом-мечом Каранджеля. Затем Морияр убивает Марана серпом Мары, дабы скрыть преступление (15 июля 287 года).

ХИ вот случилось так, что великий князь Кореяр отправился в горный край к подножию Ара- рат-горы. И намеревался он провести там праздник Обретения креста Сварожича с песнями гусляров и плясками юных дев. Но и этот благомысленный муж впал в объятия льстивых речей и обмана поправших заповеди Сварожьи.

2И так в летние знойные дни сей вождь Арийской земли взял с собою друзей льстивых Мори- яра и лже-Яранака и иных бояр и дружину верных ариев, а также воинов-союзников асов из Низ-града и парсов из Парсиян-стана. И поднялись они на склоны высоких гор, где царь стал гулять по усыпанным цветами лугам, наслаждаясь в душе покоем.

3И отошёл Корс-яр от ближних людей в горы, дабы с помощью брата утвердить крест на вершине холма. И был он без щита, имея при себе лишь меч свой, и с ним пошли, как носители креста, злодей Морияр и предатель Маран, выдававший себя за Яранака.

4И сей предатель нёс крест-меч, дар Каранджеля, данный ему Вахрамеем, и был тот по виду крестом, но в нём было сокрыто лезвие тайное, являвшееся из длинного конца, как из ножен, и было то лезвие отравлено Морияром. Сам же предатель-брат под объярью нёс кольчугу заветную.

5И когда шли они по лугу зелёному среди цветов, Корс-яр, который был мудр, по страху

 

 

в глазах брата разгадал коварный его умысел и хотел было скрыться среди скал. Но убийца заранее уже был наготове, и внезапно нанёс храброму князю удар, и ранил его, ибо тот был без лат.

вИ всё ж убийца не сумел сразу одолеть брата. И тут, зарычав как лев, Корс-яр выхватил меч и ударил врага, но отразила удар кольчуга заветная Сварога, и тут сила покинула царя, предав его в руки тех, кто был им обласкан. Морияр же, видя, что задуманное свершилось, ибо яд проник в рану царя, сам нанёс удар в спину Марану кордом Седыя, серпом Мары, дабы тот в страхе не выдал его, ибо у служителей Мары нет верных союзников.

 

7И так серп Мары пробил кольчугу Сварога, защищавшую лишь от оружия смертных. И лишился Маран не только жизни, но и прежней славы, ибо слава его обратилась в паутину, и всё величие его царства было развеяно. А тело его было брошено в глубокое ущелье и разорвано на клочки, ибо склевали его хищные птицы и растащили лютые звери.

5) Болезнь и смерть Корс-яра. Спасение от преследований детей Яранака Парнского — Ярия в Ромее и Сурияра в Алании (287 г.).

Догда ближние бояре унесли царя Корс-яра с воплями и плачем во дворец. Но в нём ещё было дыхание, и он ещё жил, страдая больше от яда, проникшего в рану. И, созвав бояр, царь поручил им сына своего малых лет Триедара, и раздал каждому сокровища и титулы, и определил каждого правителем в своём уделе, а род лже-Ярана- ка велел истребить.

2И в то время как истреблялся род Яранака, один из их родственников по имени Бусодар успел спрятать детей — Ярия и Сурияра, сыновей князя Яранака.

3И сам перенёс одного из них, Сурияра, через перевалы в Кияр-град, к дяде его Дажень-яру. А жена Бусодара по имени София, что исповедовала веру крещенскую, младшего брата Ярия тайно унесла в пределы ромеев, где тот был укрыт при дворе августа Востока и крещён именем Ягорий14.

4И случилось это провидением Вышнего, по примеру сыновей его Овсеня и Коляды, кои

в годы стародавние, изначальные, в корзинке из тростника были спасены от дракона-царя в водах Смородины, дабы вывести роды ариев от тьмы заблуждений и неверия.

5И так подобный Коляде и спасённый от меча ненависти и мести младой Ярий, поименованный ромеями также Георгием, был сохранён для спасения всех Арийских земель, как избранная стрела, прибережённая в колчане, пронзённый которой, враг невидимый был затем истреблён.

6И возрос Ягорий и стал потом близок семье августа и владыки Восточных провинций Ромеи, и прославился там, как великий воин и полководец.

^ брат его Сурияр был избран Судьбою ещё во чреве матери как благовестник и святитель для спасения всего Востока, всех земель Синьских и вплоть до Восточного моря-океана и островов Великой Радовесты, где Солнце восходит на небеса хрустальные от златых чертогов Сиян-горы.

6) Морияр бежит от преследований и захватывает Альванию. Кончина Корс-яра и лунное затмение (14 июля 288 г.).

1Морияр же, опасаясь раскрытия заговора, взял с собой часть рода своего — около тридцати тысяч всадников — и утёк в горы Альванские. Оттуда он хотел течь дальше к гуннам, дабы сойтись с лютыми врагами ариев.

2Но тут его настиг гонец с грамотой от Корс-яра: «Сын брата моего, не уходи от меня со злобой, ибо не виню тебя в смерти своей. Если даже ты не желаешь жить у меня, то всю ту страну Горную Ру

 

сию, где тебя догонит сия грамота, бери себе во владение, сколько сумеют пройти ноги твои».

дА послание дошло до него у подножия Ланкийских гор. Прочтя его, он исполнился буйной радости. Затем, увидев, как хороша и плодородна та страна, остался здесь править. Он построил там город, и назвал своим именем — Морабан15, и поставил там капище Мориана Сивого, именуемого также ложно Ариманом, а истинно — Яримаром. И сам князь Морияр короновался именем бога смерти и разрушения Морианом, ибо владел он серпом Мары.

4С наступлением же весенних дней он двинулся к лезгам, в северную часть своей страны. И он затаил в своём сердце желание истребить их древний род, идущий от Кийсака-царя и альви- нов. И так он любезно пригласил к себе двенадцать мужей местной знати на гибельный обед, и подмешал в их пищу яд. А затем приказал отрубить головы ещё шестидесяти боярам.

6Вот что сотворили присные Каранджеля в те годы чёрные. И да будут прокляты дела их во веки веков!

вИ так по смерти Корс-яра немало смут и междоусобиц произошло в Арийстане, ибо знатные бояре стали спорить за власть и златой трон ари- ев. И вся страна Арийская наполнилась плачем, и воплями, и тяжёлыми стенаниями, ибо оплакивали все смерть князя.

7И тогда призвали великого певца Дарьяна, владевшего божественным словом, искусного в игре на гуслях и славного провидца. И сочинил он и исполнил на тризне по Корс-яру песню- плач, которую и ныне в память о нём поют.

 

7) Поминовение Дарьяна по князю ариев Корс-яру.

1Ты был солнцем для нас и сиянием дня,, но настала власть

лютой ночи!

И ты к звёздам летишь

с языками огня!

Слёз ручьи застилают очи!

2Так и мы в печали сгораем, ибо пал с небес царь-орел, славы дивной угас ореол,

мы пред ним главу преклоняем!

3И так солнце зашло

и померк лунный свет!

И у Белых гор и в Тавриде

ветры северные трубят,

Где же царь Ясно Солнце?

Ответа им нет!

Гунны рубят гранатовый сад! 4Венценосцы, цари

на всём белом свете поминают Корс-яра

на тризне и пире, ведь никто не останется

вечно в сём мире, дым от тризны ветер развеет...

5Но остался дар предков — златая корона. Возвратится величье

арийского трона!

 

Пояснение:

1 Здесь перечисляются цари династии арийских царей Кушанской империи (древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии в I - IV вв. н.э.). Спас Велияр — исторический Сотер Мегас (10-60 гг.); по-гречески его имя значит: Великий Спаситель, и он современник Христа. Не исключено, что цари из рода Белояров в IV веке смешивали его с Христом, ибо это одно имя и одно время. Следующий упомянутый царь: Бан-ас, почитавший Будая- сака. Это Канишка I (115-137 гг.), основатель Кушанской империи. При нём, и именно благодаря ему, буддизм стал мировой религией (махаяной). Будду из рода Шакья (т.е. скифо-сакского или шак- ского рода) в «Золотом сказании» именуют Будай- саком. Утверждается, что род сакских-кушанских правителей, а значит и русколанских князей, восходит к Будде Шакья Муни.

2 Сака-яр — это кушано-сакский (скифския) царь Шака (300-330 гг.).

3 Ярсак (он же Ардашир, сын Папака из рода Са- сана) женился на своей сестре Денак, дочери Папака. А сын их Шапуг I (242-272 гг.) объявил собственную дочь, Адур-Анахид, своей «Царицей цариц». Жрец Карандар (Кирдэр) рассматривал этот обычай, как и святой, и был уверен в том, что приверженцы других религий «уловлены дьяволом», о чём и объявил в своей наскальной надписи в Некш-и Рустам: «с помощью богов... многие единокровные браки были заключены...»

4 Вахрамей Вахрамеевич — царь Персии, родился в 230-е годы, был коронован после смерти отца

Вахрамея I в 276 году, убит в 293 году. В отечественных исторических источниках его чаще всего именуют Варахраном II.

Этот царь у разных народов и в разные эпохи именовался: Вахрам (по-среднеперсидски), Бахрам (по- новоперсидски), Вахтанг (у грузин), Вахагн (у армян). Заметим, Варахагн — парфянский бог-драко- ноборец (подобный армянскому Вахагну). Имя его происходит от имени иранского бога Вертрагны. В святилище на горе Немруд в Коммагене (Заевфра- тье), южнее Малатии, он назван Артагнесом. В Ведах Индии ему соответствует Вритрахан Индра («вритрахан» означает «поражающий демона Врит- ру»). Славянское соответствие — Индрик-зверь, поразивший в Битве Трёх Родов на Волге своего отца Вритью (также и Вахрамей II поражает отца Вахрамея I). Потом, из-за проклятия пролитой родной крови, Индрика поражает сын его Волк Огненный Змей (в истории царей так же поражает своего отца Вахрамея его сын Морияр).

Славянское имя Вахрамей считается ныне производным от имени Варфоломей (Бартоломей, букв. «Сын Птолемея»). Вспомним в связи с этим также кровавую Варфоломеевскую ночь. В русских сказках и былинах он так и именуется Вахрамей Вахра- меевич (или Афромей Афромеевич). В русском эпосе это «поганый», т.е. языческий царь, который обольстил и увёз жену Ивана Годиновича либо Ми- х хайла Потыка. Оба богатыря казнят жён за измену одинаково сурово; сходство это доказывает, что это один и тот же сюжет, примыкающий то к одному, то к другому из этих богатырей. Иван Годинович в эпосе заместитель Дажьбога, а его жена — заместитель Марены. Обратим внимание, в «Золотом сказании» жену Дажень-яра («обретённого» Дажьбога) княгиню Навну Моравну похищает Морияр, который тоже Вахрамеевич (см. об этом далее).

5 Вероятно, это произошло в 276 году, когда, воспользовавшись смертью сасанидского царя Вахра- мая I, свои права на престол заявили Аршакиды- Ярсаки, и, прежде всего, Дажень-яр. Греко-римские историки в 276 году отметили нападение алан на побережье Колхиды.

6 Дадианским царством с незапамятных времён и до XVIII века называли Менгрельское царство, также и Иверию (Грузию) по древнему княжескому роду Дадиани.

7 Аланские ворота — это Дарьяльское ущелье и перевал на Северном Кавказе.

8 Морияр, сын Вахрамея от берендейской царевны. Он же известен как царь и креститель Грузии — Мириан III. А в «Золотом сказании» он же выступает и как гуннский князь (шаньюй), известный под именем Морхой (принял также и китайское имя Муюн). Время правления царя Мириана III по грузинским и армянским летописям — с 284 по 361 год. А нападения на китайские провинции шаньюя Му- юна китайскими летописями отмечены в течение пятидесяти лет: с 282 по 333 год. По данным грузинской летописи «Картлис цховреба», будущему крестителю Грузии Мирвану III было в год смерти его отца (каковым был Варахран П), т.е. в 293 году, — 40 лет. Но в хронике неверно утверждается, что отец Мирвана (Мириана) правил Ираном с 266 г. (на самом деле — с 276-го).

Итак, Морияр родился в 253 году. Правил до 361 года, умер (был убит) в 368 году, т.е. в 115 лет. Такими же долгожителями, почитавшимися в народе бессмертными, в ту эпоху были многие цари.

А Дажень-яр прожил около 140 лет, Германарех — 110 лет (согласно Иордану), да и сам Бус Белояр, по сокровенной традиции, прожил после Воскресения ещё одну жизнь в Индии, как раджа Викрама- дитья. Согласно традиции Бус и далее продолжил путь по земле: его видели в середине V века под Киевом (ср. «Книга Велеса» Бус IV 2), затем в Британии времён короля Артура и Мерлина. Полагают даже, что после он явился в Америке у инков. Разумеется, доверять ли сим сведениям, либо как-то иначе их толковать, — это дело веры. К примеру, в современном буддизме Далай-лама XIV почитается перерождением предыдущего Далай-Ламы XIII, являющегося, в свою очередь, очередным перерождением самого Будды.

9 Здесь упоминается династия, правившая в Бе- рендейском княжестве, а также в Боспоре, известная и по «Книге Велеса» (Бус II 1: 11), а именно: Берендей (? — 284), внук его Волганя (сын Вольги) завоевал Боспорское царство и правил там, полагаю, под именем Фофрос или Тотрос (286-308), Волжское царство берендеев унаследовал брат Вольги — князь Гредень (284-315), другой брат Радим Сидень правил в Боспоре, после гибели Вольги, под именем Радам-сад с 309 по 319 годы. От имени Гредня Берендеевское княжество получило также имя Гред- нецкое, затем Городецкое, под сим именем оно существовало до XIII века. После Гредня правили с 313 по 335 Асень Мудрый, сын Гредня, и его племянник Волгар Находчивый, судя по всему, один из них известен и как боспорский царь Рескупорид VI (318— 335), затем берендеями правили братья Сильномир на Волге и Млад Асень в Боспоре (335-368). После княжество перешло под власть гуннов Буримира, имевшего и берендеевские корни. Буримир правил гуннами с 333 года, а берендеями с 368 по 380 год. Далее берендеи входили в Булгарское царство, после падения коего была восстановлена независимость. Потом городчан-брендеев поглотило соседнее Нижегородское княжество, но правили берендеями на Волге всегда и свои князья из рода Асецей. Замечу, что большая часть приведённых сведений поздняя, т.е. они легендарны или предположительны.

10 Кумские степи и пустыни — это Каракумы. Маргияна — то же, что Маргиана (древнее царство на территории Туркменистана). Заметим, название Маргиана — греческое, персы называли её Маргуш, в Авесте она упоминается как Моуру. Одно это имя говорит, что русколане читали и греческие книги, которые были известны и читаемы со времён власти Селевкидов. Столица Мар-град — это городище Мерв близ современного города Мары в высохшей дельте реки Мургаб.

11 Скопские горы — это хребет Копетдаг. Нижний Ас-град — древняя Ниса, столица Парфии (Парн- стана) в черте современного города Ашхабада, столицы Туркмении. Ашхабад — также старое название сего места, назван по становищу Ашхабад (буквально — «город асов»). Впервые заметил это историк и писатель В. Щербаков, считавший, что именно он описан в скандинавских сагах. Однако в традиции — это только Нижний град асов (Ниса), а верхний и древний — на севере, на прародине. Были в иных землях и другие «грады асов».

12 Ярий и Сурияр, сыновья Яранака, известны в кавказских летописях как Григорий и Сурен Пах- лавики, сыновья Сурена Пахлава из Парфии (Парнстана). О Ярии (Григории, Григориев, Георгии), будущем крестителе Армении, говорится следующее: «Григор происходит из парфянского царского рода. Григор Партэв, Григор Парфянин, был отпрыском Сурена Пахлава, брата парфянского царя Арташеса» (Мовсес Хоренаци, кд. II, §§ 27, 28). В некоторых списках «Истории Тарона» Зеноба Глака о братьях сказано: «А другой младенец по имени деда был назван Суреном», далее: «И окрестили его Григором, которого мать и отец называли Анакшат-Сурен».

13 Давид Багратиони (1767-1819), грузинский царевич, сын Георгия XII, писатель и историк, великий просветитель, в своей книге «История Грузии» писал: «Приняв иверский престол, Мириан вступил в супружество с Абесурою, дочерью царя Ас-Пагура. И сие происшествие было началом поколения ивер- ских царей, называемого Хосроянским». Итак, согласно «Истории Грузии» после войны с Трдатом (Триедаром) Мириан III (Морияр) отдал дочь свою персу Ферузе (в других источниках его зовут Перо- зом, а в «Золотом сказании» он — Сурьяр Парнский). Затем Абе-Сура, то есть Сурьяна, дочь иверийского царя Асбарака-Аспагура (Аспурга), умерла, и Морияр (он же — Мирин, Михряр, Мораван) женился на Навне (Нанэ, Нине).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал