![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение и развитие советской медицины ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
С 1917г. начинается советское здравоохранение. 25 октября 1917г. - создание медико-санитарного отдела при военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (во главе с врачом - большевиком К.И, Барсуковым). С ноября 1917 г. - создание медико-санитарных отделов на местах. Ноябрь-декабрь 1917 г. - организация врачебных коллегии при отдельных Народных комиссариатах (внутренних дел, государственного призрения, просвещения, путей сообщений и др.). 24 января 1918 г. - учреждение Совета врачебных коллегий как высшего органа управления здравоохранением республики (председатель - врач-большевик А.Н. Винокуров). 18 июня 1918 г. - Всероссийский съезд медико-санитарных отделов (основной вопрос " Задачи и организация Народного комиссариата здравоохранения"). Задачи определялись как борьба за сохранение здоровья трудящихся, борьба с эпидемиями, борьба за единство медицины, национализация аптек и больниц, борьба с саботажем среди врачей. Очень болезненно воспринял революцию И.П. Павлов. В телеграмме В. И. Ленину он написал; " Я не социалист и не коммунист и не верю в ваш опасный социальный эксперимент. Академии Иван Павлов". Николай Александрович Семашко (1874-1949) - врач-большевик, первый народный комиссар здравоохранения (1918-1930), организатор и теоретик советского здравоохранения, основатель и руководитель первой в стране кафедры социальной гигиены I МГУ (с 1922 г.), директор Института социальной гигиены и организации здравоохранения (ныне имени Н.А. Семашко). Под его руководством перестроена система высшего медицинского образования. Инициатор первого издания Большой Медицинской Энциклопедии и главный редактор этого издания (1927-1936). Его труды: " Очерки по теории организации советского здравоохранения", " Советская биологическая наука и здравоохранение" и др. Зиновий Петрович Соловьёв (1876-1928) - врач-большевик, один из крупнейших теоретиков и организаторов советского гражданского и военного здравоохранения, первый заместитель народного комиссара здравоохранения РСФСР, начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии (с 1920 г.), организатор и руководитель кафедры социальной гигиены (1923 г.)П МГУ, создатель всесоюзного пионерского лагеря " Артек". Его труды: " Пути и перепутья современной медицины", " Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа", " Профилактическая задача лечебной помощи", " Научные основы военно-санитарной службы" и др. В.И. Лениным были подписаны более 100 декретов и постановлений, касающихся здравоохранения. * Основные организационные принципы социалистического здравоохранения заключены в таких положениях, как: государственный социалистический характер, профилактическое направление, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие населения в здравоохранении. Государственный характер определяется такими положениями, как: бесплатность, общедоступность медпомощи, плановость и комплексность (раскрыть суть с позиции сегодняшнего дня). Для развития медицинской науки имело открытие ГИНЗа (1920) - государственный институт народного здравоохранения, ВИЭМа (1932) - Всесоюзный институт экспериментальной медицины, АМН СССР (1944), ряда НИИ и высших учебных медицинских заведений. В Г923-1926 гг. была проведана первая в мире массовая диспансеризация трудящихся Москвы (В.А. Обух). Сегодня имеет значение тезис " охрана здоровья здоровых людей". Как известно, в первые годы советской власти не все крупные учёные-медики приняли революцию. Без колебаний стали поддерживать новый строй И.Ф. Гамалея, Д.К. За-болотный, М.П. Кончаловский, Н.Н. Бурденко, В.М. Бехтерев, Е.И. П.Н. Павловский. В СССР появился ряд самобытных научных школ. Особое место имела научная физиологическая школа И.П. Павлова. Кстати, одно из постановлений Совнаркома (1921) касалось школы И.П. Павлова " Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников". Иван Петрович Павлов (1849-1936) - великий русский физиолог, академик (1907), создатель ряда новых направлений в физиологии, лауреат Нобелевской премии (1904). И.П. Павлов занимался многими проблемами физиологии и медицины. Особое место в его деятельности имеет физиология сердечно-сосудистой и пищеварительной системы и высших отделов Ц.Н.С., которые по праву считаются классическими. И.П. Павлов ввёл в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента. До вершины успеха был доведен им принцип нервизма, в соответствии с которым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем. В области изучения физиологии сердечно-сосудистой системы И.П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л.А. Орбели и А.Д. Сперанского. Предложил целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках - перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез и др. В 1897г. И.П.Павлов опубликовал научный груд " Лекции о работе главных пищеварительных желез" за который ему была присуждена Нобелевская премия. Приобретенные рефлексы им были названы условными, а прирожденные - безусловными. Создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым высшая нервная деятельность осуществляется высшими отделами Ц.Н.С. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой. Павлов выделил опосредованную сигнализацию - речь и назвал её второй сигнальной системой, считая её продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека. Он выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры головного мозга - роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для её нервных элементов (обосновал сон, гипноз). Продолжатели и ученики И.П. Павлова: К.К. Быков, А.Д. Сперанский, И.П. Разёнков, П.С. Купалов, П.К. Анохин и мн. др. И.П. Павлов всецело и до конца дней был предан науке. Это ему могут принадлежать слова Сократа " Познай самого себя". Когда ему в 1927 г. в возрасте 70 лет делали операцию по удалению камней желчного пузыря, то он практически сам участвовал в опыте. Умирая в 1936 году, он говорил, что чувствует. Потом уже выяснилось, что и здесь, в этом последнем своём наблюдении Иван Петрович был прав.
6. Контрольные вопросы: 1. Дайте общую характеристику периода (новейшее время). 2. Перечислите основные открытия в микробиологии. 3. Что вы можете рассказать о новых методах диагностики и лечения? 4. Расскажите об успехах в области хирургии с позиций решения трех проблем: борьба с болью, борьба с инфекцией, борьба с кровотечением. 5. Что вы знаете о работах проведенных по трансплантологии? 6. Перечислите основные черты идеализма в медицине. 7. Назовите теории идеалистического направления и дайте им краткую характеристику. 8. Расскажите о первых организаторах и теоретиках советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьёва. 9. Перечислите основные организационные принципы социалистического здравоохранения и как вы их понимаете. 10.Укажите основные направления научной деятельности И.П. Павлова и его заслуги. 11.Вы познакомились с деятельностью физиологической школы И.П. Павлова и рядом других. Можете ли вы теперь дать критерии для понятия " научная школа"? 12.Что вы можете сказать о проблемах медицины сегодняшнего дня?
|