![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2 курсЕ по специальности «лечебное дело» К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема №1: «история медицины как наука и предмет преподавания. Основные цели, задачи и исторические источники» Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции) № протокола ……………. «___»____________ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава к.м.н., доцент Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составители: ст. преподаватель Сабанова А.О. к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.
Красноярск 1. Тема занятия: История медицины как наука и предмет преподавания. Значение изучения темы Учебное значение изучаемой темы: Знать определение истории медицины, как науки и предмета преподавания. Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям по дисциплине «История медицины». Личностное значение изучаемой темы: Понимать важность изучения предмета. 3. Цель изучения темы: Понять основные этапы развития медицины. Для достижения данной цели необходимо: Иметь верное представление о периодах эпох, знать пять периодов общественно-экономических формаций. Знать: Общую методику преподавания истории медицины и проведения занятий, ознакомиться с правилами подготовки рефератов. Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия. Иметь представление об основных этапах развития медицины в связи со сменой общественно-экономических формаций. Иметь навыки: рассуждения о изучаемой эпохе в контексте развития медицины. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Основные понятия и положения темы 1. История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций с общей историей культуры народов. При изучении истории медицины можно увидеть как происходило эволюционное развитие. Она показывает как в ходе трудовой деятельности людей возникали и развивались практическое умение и навыки лечения. Кроме того, изучение прошлого врачебной науки показывает о болезни и здоровье. История медицины делится на частную и общую, где содержатся отдельные сведения о ее прошлом. 2. Задачей истории медицины является изучение главной закономерности и основных узловых проблем развития медицины в целом. 3. На сегодняшний день по дисциплине " История медицины" положена принятая в советской исторической науке периодизация, согласно которой всемирная история делится на 5 периодов: 1. История первобытного общества - приблизительно 2 млн. лет тому назад - 2. История древнего мира - 4 тысячелетие до н.э. - середина 1 тысячелетие н.э. 3. История средних веков - 475-1640 г.г 4. История нового времени - 1640 - 1917 г.г. 5. История новейшего времени - с 1917 г. Эти периоды отражают развитие и смену 5 общественно-экономических формаций - первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической (последняя спорная).История медицины основана на фактах и событиях. 4.КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СТОЧНИКОВ. 1.Первоисточники 2. Вторичноисточники Существует семь групп исторических источников: 1. Основной (письменность) 2. Вещественные или материальные 3. Этнографические 4.Устные(фольклёрные) 5.Лингвистические 6.Фотодокументы 7.Кинодокументы Письменные источники -это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями. Вещественные(материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человеком от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия. Устные (фольклорные) источники – это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности. Лингвистические источники – отображение в речевой форме реальной исторической деятельности. Кинофотодокументы источники - фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно. Фотодокументы - отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события. 6. Контрольные вопросы: 1. Что изучает предмет - История медицины? 2. Перечислите основные задачи Истории медицины? 3. Расскажите о периодизации, согласно которой следует делить Всемирную историю? 4. Что отражают данные периоды? 5. Назовите классификация исторических источников? 6. Сколько групп исторических источников существует? (перечислить). Подробно рассказать о каждом из исторических источников?
7. Рекомендуемые темы УИРС: 1. Влияние учения М.В. Ломоносова на развитие медицины. 2. С.Г. Зыбелин и его вклад в медицинскую науку и практику. 3. Д.С. Самойлович - выдающийся ученый - эпидемиолог. 4. Жизнь и деятельность Н.М. Максимовича-Амбодика. 5. М.Я. Мудров и значение его трудов в развитие клинической медицины. 6. Материалистические взгляды и врачебная деятельность И.Е. Дядьковского. 7. И.В. Буяльский и его вклад в развитие анатомии и хирургии в России. 8. Н.И. Пирогов - выдающийся русский хирург и ученый. 9. Вклад И.М. Сеченова в развитие мировой и отечественной физиологии. 10.Научно-практическая деятельность С.П. Боткина. 11.Г.А. Захарьин и его вклад в терапию. 12.Ф.Ф. Эрисман и его заслуга в развитии общественной гигиены в России. 13.Н.В. Склифосовский - известный русский хирург и ученый. 14.История врачебной этики. 15.Основы медицинской деонтологии. 16.Хирургия древних цивилизаций. 17.Великие открытия в медицине. 18.Медицина средневековья. 19.Медицина в эпоху Возрождения. 20.ВОЗ. 21.Врачи-декабристы. 22.Здравоохранение в Енисейской губернии и Красноярском крае. 23.Земские врачи. § Земская санитарная организация. § Чехов и земские врачи. § Зубоврачебная помощь в земской медицине. § Земская хирургия. § Москва - центр земской хирургии. 24.Красный крест. 25.Лауреаты Нобелевской премии (медики и физиологи: Я. Флеминг, И. Павлов, И. Мечников, Е. Чазов, В. Рентген, Р. Кох и др.). 26.Медицинские общества и ассоциации. 27.Медицинские кодексы и декларации. 28.Научные заблуждения в медицине (исторические аспекты). 29.Из истории обезболивания. 30.Медицина Египта, Индии, Месопотамии, Рима, Греции. 31.История арабской, скифской и византийской медицины. 32.Народная медицина. § Тибетская медицина в лечебном питании. Народная медицина Хорезма. § Авиценна и народная медицина. § Русская народная медицина. 33.История медицины в России. § Больницы в дореволюционной России. § Оспопрививание в России: решение Екатерины II. § Медицина в Московском государстве. § Создание Российской Академии медицинских наук. § Первая детская больница России (Николай I, 1834). § Медицина в древней Руси. § Пироговские съезды. § Коллекция уродов в первом музее России. § Развитие системы общественного призрения в России. § Врачевание в средневековой Руси: период язычества. § К вопросу изучения голода на Украине (1932 - 33 гг.): в историко- § медицинском аспекте. § Больница на Божедомке (из истории борьбы с туберкулезом). § Под опекой Петра I (первые отечественные врачи). § Гуманный подвиг русских врачей: Мессина, 1908. § Женщины-врачи России. § История медицинского образования. § История здравоохранения и медицины в Сибири. 34.История медицины Китая и Тибета. 35.Милосердие и благотворительность. § Этапы развития милосердия и благотворительности в России. § Милосердие вечности (о методах тибетской медицины). § Принципы благотворительности и московского купечества. § Российские сестры милосердия. § Великая княгиня милосердия. § Благотворительность, финансы, бизнес. § Пастыри у постели больного. 36.Медицина и религия. § Врач, больной и православная церковь. § Посты и медицина. § Православная церковь и охрана здоровья населения. 37.Медицина и писатели. § О медицинской деятельности А. Радищева в Сибири. § Ранение и смерть А.С. Пушкина. § Чем болели литературные герои? (Болезни крови в художественной литературе). История болезни Гете. § История болезни И. Крылова. § Работы Ф. Шиллера как врача: его медицинская диссертация и болезнь. § Н.И. Пирогов и общественная медицина. § А.С. Пушкин и его медицинское окружение. § Медицина в жизни и творчестве М.А. Булгакова. § Медицина в жизни и творчестве А.П. Чехова. § Ф. Достоевский и медицина. § Н. Гоголь: скорбный лист, его врачебное окружение. А.П. Чехов - врач, писатель, философ. § О болезни Льва Толстого. § Лев Толстой о медицине и медиках. § Смерть С. Есенина - факты и домыслы (судебно-медицинский анализ). 38.Медицина и искусство. § О некоторых аспектах исторической взаимосвязи медицины и искусства. § Загадка смерти Моцарта. § Медицинские темы в экспозиции Государственного Эрмитажа. § Русские медики в произведениях искусства. § Объекты врачевания в зеркале искусства. § Врубель: болезнь гения. § Современный взгляд на историю заболевания Бетховена. § Медицинские термины и их связь с искусством и литературой. § Чем болел великий Ван Гог? § К истории болезни Ф. Шаляпина. § Тайна картины Рембрандта " Вирсавия". 39.Медицина и известные личности в истории и науке. § Иван Грозный глазами психиатра. § История болезни Петра I. § Чем болел Наполеон? § Александр Македонский: от чего умер полководец. § Миклухо-Маклай как врач. § О болезни Иммануила Канта и Гегеля. § Гитлер: болезнь Паркинсона и история. § История болезни М. Ломоносова. Список литературы Обязательные для подготовки к занятию литературные источники: Библиотека КрасГМА: Сорокина, Т.С. История медицины [Текст]: учебник для медицинских ВУЗов / Т.С.Сорокина.- М.: ПАИМС, 2004.-215 с; Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники. Библиотека КрасГМА Лисицин, Ю.П. История медицины [Текст]: учебник для медицинских ВУЗов /Ю.П.Лисицин. – М.: Медицина, 2004.- 270 с; Электронные версии учебников, учебных пособий и лекционного материала можно получить в методическом кабинете кафедры ОЗиЗ и на сайте www.krasgma.ru. Литература для подготовки рефератов: 1. Аронов Г.Е., Грандо АА., Мирский М.Б.. Сорокина Т.С., Шилинис Ю-А, Жуковский Л.И., Коган В.Я. Выдающиеся имена в мировой медицине — Great Names in the World History / Под ред. проф. А.А.Гракдо. — Киев: РИА «Триумф», 2002. — 495 с. (на русск. и англ. языках). 2. Бидлоо H.Л. Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре. — М.: Медицина, 1979. - 592 с. 3. Бородулин В.И. Очерки по истории отечественной кардиологии. — М., 1988. 4. Вересаев В.В. Собрание соч. в 5-и т. — М„ 1961. 5. Власов П.В. Обитель милосердия. — М.: Моск. рабочий, 1991. — 303 с. 6. Грандо А.А., Грандо С.А. Врачебная этика / Medical Ethics. — Киев: РИА «Триумф», 1994. - 255 с. 7. ГрибановЭ.Д. Медицинавсимволахи эмблемах.—М.: Медицина, 1990.— 206с. 8. Грибанов Э, Д. Советские медали (медицина, здравоохранение. Красный Крест и другие). — М.: Легпром Павлов. 1849—1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. К 150-летию бытиздат, 1991. — 224 с. 9. Григорьян Н .А. Иван Петрович со дня рождения. — М.: Наука, 1999. — 312 с. 10. Грязер,. Гуго. Драматическая медицина. — М.: Молодая гвардия, 1962. —208 с. 11. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. пособие.— Ч. 1: Период до 1917 г. - М., 1960. - 400 с. 12. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Уч. пособие. — Ч. 2: Медицина в СССР. - М.; Изд. ЦОЛИУВ, 1971. - 90 с. 13. Каневский Л.0„ Лотова Е.И., Идельчик Х. И. Основные черты развития медицины в России в период капитализма. — М., 1956. 14. Крюи, Поль де. Охотники за микробами. Борьба за жизнь. — М., Наука, 1987.-432с. 15. Конюс Э.М. Истоки русской педиатрии. — М., 1946. 16. Кузьмин М.К. Медицина России в Отечественную войну 1812 года: Лекции 4 и 5. - М.: Изд. 1 ММИ, 1964. - 74 с. 17. Кузьмин М.К. Мужество, отвага и героизм медицинских работников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; Лекция. - М.; Изд. 1 ММИ, 1965.-61с. 18. Лисицын Ю.П„ Изуткин A.M.. Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. — М.: Медицина, 1984. - 279 с. 19. Медицина // БМЭ. - 2-е изд. М.. 1960. - Т. 17. - Стб. 47-512. 20. Медицина // БМЭ. - 3-е изд. М., 1980. - Т. 14. -Стб. 1-947. 21. Микиртичан Г-Д., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. - СПб.: СПбГПМА, 1998. -156 с. 22. Миронов C.П.. Перов Ю-Л„ Цветков В.М„ Ястребов В. М. Кремлевская медицина (от истоков до наших дней). — М.: ППО «(Известия», 1997. — 294 с. 23. Мирский М.Б. Медицина России XVI—XIX веков. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 1996. - 400 с. 24. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. — М.: Наука, 2000. - 798 с. 25. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 1999. - 476 с. 26. Ноздрачев А.Д., МарьяновичА.Т., Поляков EJ\... Сибаров ДА., Хавинсон В.Х. Нобелевские премии по физиологии и медицине за 100 лет. — СПб.: Гуманисти-ка, 2002. - 688 с. 27. Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. — М.: Изд-во «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2002. — 304 с. 28. Российский Д.М. История отечественной медицины (Библиография). — М.: Медгаз, 1954. - 948 с. 29. Сорокина Т.С. Медицина в рабовладельческих государствах Средиземноморья. - М.; Изд-во УДН, 1979. - 96 с. 30. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир. — 2-е изд., переработ, и дополн. — М.: Изд-во УДН, 1987. — 170 с. 31. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Новое время (1640—1917). — М.: Изд-во УДН, 1987. - 160 с. 32. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. вузов РФ / 2-е изд., переработ, и дополн. — М.: ПАИМС, 1994. — 384 с. 33. Сточик A.M. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: Вып. 1. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины. - М.: МГП «Эрус», 1992. - 29 с. 34. Сточик A.M. Избранныелекции по курсу истории медицины и культурологии: Вып. 2. - М.: МГП «Эрус», 1992. - 88 с. 35. Сточик А.М.. Затравкин С. Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. 2-е изд., доп. — М.: Шико, 2000. — 464 с. 36. СточикА.М.. Пальцев МА.. Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой третиXIX века. 2-е изд., доп. - М.: Шико, 2001. - 338 с. 37. Сточик A.M., Пальцев МА.. Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете.— М.; Медицина, 2002. -175 с. 38. Троянский Г.Н., БелолапотковаА.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов и преподавателей стоматологического факультета. - М.: ВУНМЦ, 2000. - 176 с. 39. Ульянкина Т.И. Зарождение иммунологии. — М.: Наука, 1994. — 319 с. 40. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов; под ред. и примеч. П.Е. Заблудовского. — М.; Медицина, 1968. — 359 с.
|