![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие стоматологии в России
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 1 курсе по специальности «стоматология» К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема №11: «Развитие стоматологии» Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции) № протокола ……………. «___»____________ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава к.м.н. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составители: ст. преподаватель Сабанова А.О. к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.
Красноярск 1. Тема занятия: Развитие стоматологии. 2. Значение изучения темы: Раскрыть цели и задачи. Учебное значение изучаемой темы: Выявить важнейшие направления в развитии стоматологии. Профессиональное значение изучаемой темы: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям. Личностное значение изучаемой темы: Становление и развитие стоматологии, как специализированной помощи населению. 3.Цель изучения темы: узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием стоматологии. Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о развитии данной отрасли науки. Знать: основные научные открытия в области стоматологии от её истоков до современности. Уметь: Сделать сообщение, доклад по теме занятия. Иметь представление о выдающихся деятелях стоматологии, становлении её как науки. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
5. Основные понятия и положения темы:
Стоматология (stomatologie; от греческого stoma - рот и logos - учение) - Вручение о болезнях органов полости рта и челюстно-лицевой области, методах их диагностики, лечения и профилактики. Как клиническая дисциплина она имеет несколько направлений: терапевтическая стоматология, хирургическая, ортопедическая, стоматология детского возраста и др. Первые сведения о болезнях зубов к первобытному обществу: палеопатоло-гия представляет достоверные свидетельства кариеса зубов и повреждений лицевого черепа у первобытного человека.
Искусством, врачевания занимались врачеватели-эмпирики-асу. Представители другого направления назывались ашипу (заклинающий). Обе традиции сохранились почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту. Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами, заклинатель-ашипу, напротив, прежде всего со сверхъестественными силами: " рукой" конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами. Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В отличие от асу в ритуале врачевание ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Лшигпрбананала обнаружено собрание заклинаний табличек под общим названием " Когда в дом больного заклинатель идет". Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется " психотерапией", ако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельное! и - лекарственное лечение. Почти в каждой рекомендации к лекарственным средствам были указаны ^рекомендации к применению. Например " растолки траву шалфей и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб. Упомянутое заклинание - " Заговор против зубной боли" – представляет собой высокохудожественное литературное произведение древней Месопотамии и заслуживает того, чтобы привести его полность
Когда Ану сотворил небо, Небеса сотворили землю, - Земля сотворила реки, Реки сотворили протоки, Протоки сотворили болота, Болота червя сотворили. Отправился червь к Шаману, плача, Перед богом Эа текут ого слезы, " Что ты выделишь мне в пропитанье Что ты выделишь мне для сосания? " Спелые фиги И сок абрикоса". На что мне фиги И сок абрикоса Среди зубов позволь поселиться Сделай челюсть моим жилищем Кровь из зуба сосать я буду, Буду глотать я корни зуба". Зацепи острые, ухвати за корень! Сам себе, червь, избрал ты такое! Да сразит тебя Эа Рукой могучей! "
В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь о применении обезболивающих паст (содер- жащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которыми заполняли дупло больного. Неудачный исход врачевания ашипу объяснял вмешательством сверхъесте- ственных сил: " такова воля бога" или " болезнь не ушла, потому что больной не точно выполнил предписанный ритуал приема лекарств" и т.п. Таким образом престиж ашипу всегда оставался высоким. Репутация эмпирика-асу была более \язвима; его неудачи относились не столько на счет богов, сколько па счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции. Врачевание в древнем Египте (III - I тысячелетне до н.э.). В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов - " он, который заботится о зубах". Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего 'и Нового царства. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличие " червя, который растет в зубе". Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, то есть оказывали местный лечебный эффект, однако не останавливали дальнейшего развития заболевания. Древние египтяне не лечили кариозных зубов, не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов. " На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые явились причиной обширных заболеваний челюсти. Даже у фараонов, при некоторых служили " главные зубоврачеватели Великого дома" не обнаружено следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Классический период (V - IV вв. до н.э.).
В " Гиппократовом сборнике" приведены также описания заболеваний зубов и десен (от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости) и полости рта (гингивит, стоматит, болезни языка). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные средства, строгая диета), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т.д.). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан. В тоже время при лечении; вывиха и перелома челюсти древние греки достигли большого совершенства: они ^устанавливали кость на место и связывали зубы золотой проволокой. В " Гиппократовом сборнике" описаны и состояния, связанные с прорезыванием зубов (ли- хорадка, понос, судороги, кашель) приведены рекомендации по устранению дур- ного запаха изо рта.
В древнем Риме (царский период VIII - XI вв. до н.э.). Врачеватели этруски достигли удивительных успехов. Так, до нас дошли многочисленные протезы-зубные, выполненные из костей животных и скрепленныепри помощи золотого моста. В " Каноне медицины" Ибн- Сины представлены обширные сведения о прорезывании зубов, их росте и строении в различном возрасте, описаны многочисленные симптомы заболеваний зубов и полости рта, известные в то время методы " их лечения (от применения порошков и мазей до прижиганий и сверления тонким 1'сверлом") и советы по уходу за зубами и полостью рта. В русских средневековых рукописных книгах по врачеванию (лечебниках и травниках) болезням зубов также уделялось значительное внимание. Народные врачеватели зубов (зубоволоки) широко использовали лекарственные средства растительного происхождения (камфора, настои трав, припарки из семян и др.), укрепляли зубы проволочными " шинами", умели накладывать пломбы на " чрево-точенье" в зубах.
Развитие стоматологии в России Начиная с 1654 года (когда в Московском государстве была открыта первая лекарственная школа) будущим лекарем стали преподаваться и навыки зубоврачевания. Это было связано с тем, что значительная часть лекарей направлялись на службу в армию, где требовались знания и по оперативному зубоврачеванию, и по -борьбе с цингой. В качестве противоцинготных средств в военных гарнизонах всем чинам раздавались солод, пиво, винные уксус, сбитень. В 1672 году, когда в российской армии под Астраханью возникли массовые заболевания цингой, князю А.А. Голицыну была послана специальная царская грамота, в которой предписывалось изготовить в Казани " двести ведер сосновых вершин намоча в вине, да в нижнем Новгороде изготовить сто ведер и послать в Астрахань и давать то вино служившим людям от цинги". Впервые право заниматься зубоврачеванием в России получил француз Франсуа Дюбрель в 1710 году. В том же году в России было введено звание " зубного врага". Навыки зубоврачевания стали преподаваться в более широком объеме в курсе хирургии. Как самостоятельная область медицины зубоврачевании выделилось лишь в конце XVII - начале XVIII вв. В значительной степени этому способствовала деятельность французского хирурга Пьера Фошар. Он прошел путь от цирюльника до хирурга и приобрел широкую популярность как частнопрактикующий зубной врач. П. Фошар описал около 130 заболеваний зубов и болезней роговой полости, изучал причины их возникновения и особенности течения. На -основе своих исследований он составил одну из первых классификаций болезней зубов. Его капитальный труд " Зубная хирургия или лечение зубов" (1728) явился первым руководством, в котором систематизировались научные и практические знания по зубоврачеванию. П. Фошар внес также существенный вклад в зубоврачевание: он усовершенствовал небные обтураторы, применяя колпачки из золота и фарфоровые покрытия для искусственных зубов; ему принадлежит идея использования специальных пружин для удержания во рту полных съемных зубных протезов Он занимался исправлением дефектов неправильного роста зубов и челюстей и по праву считался основателем ортодонтии - раздела стоматологии, посвященном) профилактике и лечению зубочелюстных аномалий при помощи ортопедических средств. Как научно-медицинская специальность - зубоврачевание развивается в России в начале XIX столетия. В первой половине XIX в. зубоврачеванием занимались главным образом лекари, которые имели право лечить все болезни и выполнять все операции без исключения. Первым дипломированными зубными врачами были иностранцы, получившие право на практику в России после того, как держали экзамены при Медицинской Канцелярии.Но приезжали они в Россию ради лёгкого заработка, а зубоврачеванию обучались у таких же неопытных дантистов, в основном за границей. В 1809 году впервые начинает издаваться «Российский медицинский список», содержащий сведения о специалистах в области медицины, в том числе и зубоврачевании (всего в нём числилось 18 дантистов).Первым в них значился Илья Лузгин, его и считают «первым зубным врачом России» К началу XIX века, врачи всех специальностей получали образование в Университетах, поэтому многие русские лекари хорошо знали как челюстно-лицевую хирургию, так и практическое зубоврачевание. Уже в 1810 г в России законом была установлена «программа испытаний на звание «зубного лекаря»», вместо прежнего «зубной врач». Подготовка их проходила путем ученичества у практикующего дантиста или зубного врача. Право на самостоятельную зубную практику приобреталось после соответствующих экзаменов при Медико-хирургической академии или при медицинском факультете Университета Академии. Такая система зубоврачевания существовала на протяжении всего XIX столетия. Особую роль в развитии медицины, частности стоматологии, в первой половине Х1Х в. Сыграли С-Петербургская медико-хирургическая академия и Московский университет.
Огромное значение в развитии стоматологии имели первые в России научные медицинские школы: анатомическая – П.А.Загорского и хирургическая щкола И.Ф.Буша. Эти школы воспитали целую плеяду талантливых учёных, прославивших отечественную медицину. Большой вклад в развитие стоматологии внесли И.В.Буяльский, Х.Х.Саломон, П.А.Наранович и др. Огромное значение для развития стоматологии имела деятельность И.Ф.Буша, который уделял внимание преподаванию заболеваний зубов и полости рта, а также обучению студентов челюстно-лицевой хирургии. Интересно и изложение им вопросов этиологии, клиники и лечения кариеса зубов. К причинам возникновения кариеса он относит как общие заболевания организма, так и местные воздействия. При лечении пульпита И.Ф.Буш рекомендует выжигание раскалённой иглой пульпы зуба пользоваться пломбированием.Описывает верхушечные периодонтиты, расшатывания зубов, освещает вопросы ортопедической стоматологии: съёмное, несъёмное, сложное протезирование. Велики заслуги И.В.Буяльского, анатома и хирурга, в области стоматологии. Им впервые была введена операция резекции верхней челюсти по поводу новообразования. Кроме этого он производил пластические операции- восстановление нижней губы из кожи подбородка, также разработал много стоматологического инструментария. Важное значение для стоматологии имело первое оригинальное руководство по оперативной хирургии на русском языке Х.Х.Саломона.где были описаны челюстно-лицевые операции. В 1829 г. вышла в свет «Дантистика или зубное искусство» Алексея Михайловича Соболева, которая явилась энциклопедией новейших для того времени знаний в области зубоврачевания (терапевтической и хирургической стоматологии, ортопедии и ортодонтии, профилактики заболеваний зубов). Вторая часть этой книги под названием «Детская гигиена» посвящена профилактическим мероприятиям и рекомендациям по уходу за детьми разного возраста, направленным на укрепление здоровья детей в целом и зубно-челюстной системы в частности. В предисловии к ней автор говорит, что дентистика- это наука, один из разделов медицины, тесно связана с другими медицинскими науками и подчинена тем же законам развития. В задачу этой науки входит профилактика и лечение заболеваний зубов и полости рта. Значительной работой, охватывающей преимущественно хирургические разделы стоматологии был труд, опубликованный в 1856г. профессором И.П. Заблоцким - Десятовским. Однако все эти авторы не касались зубоврачевания в узком смысле этого слова и в 1884 г. Московский зубной врач И. Арнштейн напечатал «Практическое руководство по изучению болезней зубов».В 1881 году в С-Петербурге Ф.И.Важинский открыл первую в России частную зубоврачебную школу, обучение продолжалось 2, 5 года. Чтобы получить звание зубного врача с правом выписывать лекарства, окончившие эту школу должны были выдержать специальные экзамены в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета. В связи с этим зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. В Москве первая зубоврачебная школа была организована в 1892 г. Ильей Матвеевичем Коварским. В 1898 г. в России функционировало девять зубоврачебных школ, к 1916 г. их было более 20. Преподавание в зубоврачебных школах велось на широкой научной основе с обязательным изучением анатомии, химии, физики, физиологии, гистологии, общей хирургии, фармакологии. Специальные дисциплины преподавались по учебнику Ивана Ивановича Хрущева «Полный зубоврачебный курс» (1896 г.), в котором с глубоким знанием теории и практики были изложены все разделы стоматологии. В 1891 году был издан закон «О преобразовании обучения зубоврачебного искусству. Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание «дантист» присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах (которое существовало в течение всего XIX столетия), звание «зубной врач» — обучавшимся в частных зубоврачебных школах. Специальных учебных заведений для подготовки зубных техников еще не было. Их продолжали причислять к ювелирному цеху. С 1885 г. на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н. В. Склифосовского была создана первая доцентура по одонтологии. В Петербурге первая доцентура по зубным болезням была открыта в 1892 г. в Военно-медицинской академии. В том же году в Петербурге была организована первая в России самостоятельная кафедра одонтологии: ее основатель Александр Карлович Лимберг (1856 — 1906 гг.) начал читать самостоятельный курс лекций по одонтологии в Клиническом институте усовершенствования врачей. Несмотря на расширение подготовки зубоврачебных кадров, обеспеченность населения страны стоматологической помощью оставалась низкой. Так, в 19С при общей численности населения России 140 млн человек, в стране был 221 специалист по зубоврачеванию, т. е. один врач приходился на 60 тыс. человек. Развитию зубоврачевания в России в немалой степени способствовала деятельность научно-практических зубоврачебных обществ. «Первое общество дантистов в России» образовалось в Петербурге в 1883 г. (основатель — Фома Игнатьевич Важинский). В том же году было создано «Санкт-Петербургское общество дантистов и врачей, занимавшихся зубоврачеванием» (основатель - Александр Карлович Лимберг); позднее оно стало называться «Санкт-Петербургским зубоврачебным обществом». Первое «Московское одонтологическое общество» было организовано в 1891 г. В него входили Михаил Михайлович Чемоданов, Гилярий Иванович Вильга, Илья Матвеевич Коварский, Павел Георгиевич Дауге. Научные зубоврачебные общества создавались в Киеве, Одессе, Тифлисе, других городах страны. Они сплачивали вокруг себя зубных врачей, способствовали прогрессу науки, организовывали и проводили научные съезды зубных врачей (первый состоялся в 1896 г. в Нижнем Новгороде). В 1899 г. было создано «Российское одонтологическое общество». Первое в России периодическое издание по зубоврачеванию «Зубоврачебный вестник», основанное Андреем Павловичем Синицыным, выходило в свет с 1885 по 1917 г. Кроме него, выпускались журналы «Одонтологическое обозрение» (с 1899 по 1915 г.) и «Зубоврачебное дело» (с 1906 г.) Открытие первых русских школ положило начало качественно новому периоду в истории подготовки зубоврачебных кадров.
6. Контрольные вопросы: 1. Расскажите о врачевании стоматологии в древней Вавилонии и Ассирии? 2. Расскажите о врачевании стоматологии в древнем Египте? 3. Расскажите о врачевании в классический период средневековья? 4. Расскажите о врачевании стоматологии в древнем Риме? 5. Расскажите о развитии стоматологии в России в ХУ11 веке. 6. Как продолжалось развитие стоматологии в России в ХУ111 веке? 7. Развитие стоматологии в России в Х1Х веке? 8. Каков вклад в развитие стоматологии таких учёных, как И.Ф.Буш, И.В.Буяльский, П.А.Загорский? 9. Кого считают первым зубным врачом России?
|