![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2 курсе по специальности «лечебное дело» К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ Тема №7: «медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в русском государстве (конец XVIII – первая половина XIX века)» Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции) № протокола ……………. «___»____________ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава к.м.н., доц. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составители: ст. преподаватель Сабанова А.О. к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.
Красноярск 1. Тема занятия: Медицина в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений в русском государстве (конец XVIII – первая половина XIX века) Значение изучения темы. Учебное значение изучаемой темы: проследить преемственность в разработке важнейших направлений между поколениями врачей ХVIII и XIX века. Профессиональное значение изучаемой темы: подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям. Личностное значение изучаемой темы: Сформировать уважительное отношение к основоположникам отечественной медицинской науки. 3. Цель изучения темы: выявить и вскрыть основные прогрессивные черты отечественной медицины данного периода. Для достижения данной цели необходимо: Сформировать представления об основных этапах развития медицины в конце ХVIII- первой половине ХIX века. Знать: Имена великих учёных, даты важных открытий в медицине XVIII-XIX века. Уметь: Сделать сообщение, доклад по теме занятия. Иметь представление о развитии медицины данного периода. Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Основные понятия и положения темы
Общественно – политическая и экономическая обстановка в России в конце18 века характеризовалась бурным развитием экономики страны, оживлением торговли (в первую очередь морской). В этот период времени Россия ведет многочисленные войны. Появляется большая масса раненых солдат и матросов, которым необходимо было оказание квалифицированной помощи. Получает свое развитие и «гражданская» медицина. Были сделаны первые попытки организовать учет рождаемости и смертности, издается указ об организации «вольных» аптек, открывается «инструментальная изба». Отечественная война 1812г., знакомство передовых русских людей с революционными и материалистическими течениями, способствовали развитию прогрессивных философских, социологических и естественно научных воззрений в России. На формирование воззрений передовых представителей отечественной медицины в этот период оказал влияние А.Н. Радищев. Выдающийся писатель и революционер, один из основоположников русской материалистической философии А.Н. Радищев в трактате " О человеке, его смертности, бессмертий" (1792г.) проводил идеи о причинной обусловленности всех явлений природы, вплоть до мышления человека. А.Н. Радищев доказывал, что человек, как и животное, является порождением природы и подчиняется ее законам. Он отстаивает теорию эпигенеза, согласно которой в процессе постепенного развития зародыша возникают новые образования. По Радищеву, способность к психической жизни, отличающая человека от животного, зависит от " соразмерного сложения" мозга. А. Радищев ждал ответа от анатомии, в которой по его мнению должно быть, в чем существенное различие между мозгом человека и животного. А.Н. Радищев признавал влияние психики на тело. В своем знаменитом сочинение " Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев останавливался на вопросах личной и общественной гигиены, призывал к борьбе с изнеженностью, рекомендовал закаливание, физическое воспитание девушек. А.Н. Радищев описывал венерические болезни и их опасность, выступал против проституции, описал антисанитарные условия жизни крепостных крестьян, отсутствия ухода за грудными детьми. Передовое направление русской философии этого периода (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) возникло и разрабатывалось на основе развития освободительного движения против царизма и крепостничества. Существенное значение в формировании диалектического взгляда В.Г. Белинского на природу имели критические усвоенные им эволюционные теории предшественников дарвинизма в России и Западной Европе. Жизнь рассматривалась им как постоянный процесс, как постоянное движение, изменение, развитие. Пристально наблюдая за развитием естественных наук, он предвидел открытия закономерностей физиологических и психологических процессов человека. В формировании философских взглядов А.И. Герцена решающее значение имело идейное наследие М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева и декабристов. Огромную роль в формировании материализма А.И. Герцена сыграли естественно научные теории XIII и первой половины XIX в. В 1844-1845гг. А.И. Герцен создал свой основной философский труд " Письма об изучении природы", где он развивает материалистические теории, высказывает гениальные мысли о диалектическом развитии в природе, рассматривал вопросы теории познания, естествознания. А.И. Герцен подчеркивал необходимость связь опыта с обобщением. А.И. Герцен считал, что жизнь является особым качеством развивающейся материи. Царизм, подавляя проявления свободомыслия, поощряя распространение мистицизма и наиболее реакционных форм идеалистической философии. В Казанском университете М.Л. Магницкий закрыл анатомический музей и распорядился анатомические препараты похоронить и церковному обряду. Естествоиспытателям и врачам, состоявшим на материалистических позициях, пришлось вести борьбу против идеализма в их специальностях. Особенно резко критиковали идеалистические натурфилософские воззрения И.Е. Дядьковский, А.М. Филомафитский. Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) Создатель русской клинической школы. Система клинического обследования и индивидуального подхода к больным сформулированы в его работе " Слово о способе учить и учиться медицине практической, или деятельному врачебному искусству при постелях больных" (1820). Он впервые в РОССИИ ввел в клинику метод опроса больного (позже развил Г.А. Захарьин). Одним из первых в России применил методы объективного внешнего осмотра (пальпация, перкуссия, аускультация), лабораторные исследования. Мудров впервые в России ввел систему ведения истории болезни, разработал схему клинического исследования. (О ценности истории болезней - пакт вывоза их из Москвы в 1812г.). Руководствовался индивидуализацией лечения больных (" лечить не болезнь, а больного"). Призывал пользоваться комплексной терапией, используя и все природные средства. Широко использовал физические методы лечения - водолечение, движение, физический труд и т.д. Мудров был первым отечественным терапевтом - гигиенистом, а также первым русским клиницистом, выступавшим в защиту тесной связи клиники с патологической анатомией. Он строил учение о внутренних болезнях на представлениях о целостности организма, о связи между организмом и окружающей среды, о влиянии последней на возникновение патологического обследования, опроса и осмотра больного, который он называл практической патологией. В те времена лечение было симптоматическим. М.Я. Мудров настаивал на индивидуализации лечение: " Одна и та же болезнь, но у двух различных больных требует весьма разнообразного лечения" Мудров М.Я.настоятельно требовал тщательного ведения истории болезни. Он пропагандировал среди врачей деонтологические проблемы медицины. В 1831г. в Петербегре организовал помощь холерным больным, заразился холерой и 31 июля умер. Иустин Евдокимович Дядъковский (1184-184}) Клиницист - терапевт, теоретик-патолог, основным методом познания считал опыт, наблюдение и здоровый смысл. Дядьковский рассматривал болезнь как про цесс, охватывающий организм в целом, и в основу своей " системы болезней" положил состояние нервной системы. В диссертации " О действии лекарств на человеческое тело" он писал: " Вся жизнь человеческого тела от начала до конца есть не иное, что как постоянный химический процесс.... Жизнь человеческого тела есть постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних – человеческого тела". Новыми и оригинальными для развития медицины являлись представления Дятьковского о регулирующей роли центральной нервной системы и головного мозга, о целостности организма, учение об обмене как свидетельство единства организма с внешней средой, учение о наследственности и изменчивости под влиянием внешних условий и др. И.Е. Дядьковский русский врач и философ-материалист, профессор патологии и терапии Московский медик - хирургической академии. Он выделялся широтой и разносторонностью интересов. Жизнь он рассматривал как "...постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних - человеческого тела". Болезнь есть нарушение пропорций между внутренними силами человека и окружающей среды, И.Е. Дядьковский считал нервную систему важнейшим в организме, необходимой для " деятельности прочих частей тела", утверждал что главенствующая роль принадлежит высшей нервной системе, которая теснейшим образом соединяется с низшей нервной системой. И.Е. Дядьковский активно боролся за самостоятельность русской науки. А.М. Филомафитский учил своих слушателей, что богатый запас наблюдений и опыта, приобретенного у постели больного " драгоценнее всех отвлеченны умствований натурфилософии". Им создана " Физиология" изданная для руководства своих слушателей. Он утверждал, что жизненную силу нельзя смешивать с душой, что она есть свойство органической материи. А.М. Филомафитский изучил проблемы, связанные с переливанием крови, сущность которых он видел в действии " па нервную систему, а через сию последнюю и на все отправления животно-химического процесса". Он участвовал в изучении наркоза. По специально разработанной программе " спасительное средство" сначала изучалось в лаборатории на животных, а потом на человеке. Обращается внимание на необходимость охраны здоровья народа. Выдающимися представителями медицинской науки в России этого времени были: первый русский профессор медицины С.Г. Зыбелин, анатом и хирург М.И. Шеин, акушер и педиатр Н.М. Максимович – Амбодик. Эпидемиолог Д.С. Самойлович и др. В их трудах нашли отражение вопросы возрастной анатомии, педиатрии. В связи с развитием медицинских учреждений возникает потребность в медицинских кадрах. Для их подготовки были организованы госпитальные школы. В 1707 году была открыта первая школа при первом госпитале в Москве. Позднее были открыты аналогичные школы при других открывшихся госпиталях. Данная система подготовки отечественных медиков полностью себя оправдала. Обучение врачей здесь было практическим, по существу –клиническим и имело значительные преимущества перед схоластическим преподаванием в университетах Западной Европы того времени. В 1764 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт медицинский факультет Московского университета. С приходом руссих ученых – медиков обучение в Университете также как и в госпитальных школах приобрело практическую.
СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В XVIII-НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: *1755-Торжесвенное открытие Императорского Московского Университета. *1791-Предоставление ИМУ права присуждать степень доктора медицины. * 1812-Участие профессоров, преподавателей и студентов медицинского факультета. При Екатерине II в управлении медицинским делом в России произошли изменения. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию. Функции её расшились. В 1755г. во всех губерниях Российской империи были созданы Приказы общественного призрения. Функция: организация сиротских домов, богаделин, больниц и аптек. Учреждены должности уездных врачей. В 1797г. на местах были учреждены местные органы управления медицинским делом – губернские врачебные управы. Общественно – политическая и экономическая обстановка в России характеризовалась развитием капиталистических отношений в хозяйственной жизни, оживлением борьбы за демократические преобразования в стране (декабристы) и наступившей затем реакции в общественно – политической жизни, образовании и медицине. Характерным примером реакционного направления в медицинском образовании явилось решение государственного чиновника Магницкого о захоронении анатомических препаратов, обнаруженных им в Казанском университете. По существу санкционировался откат от клинического обучения к богословию и схоластике. Несмотря на достаточно сложную обстановку, медицина в России продолжала успешно развиваться. Развитие хирургии в России в силу сложившихся исторических традиций до середины XIX в. было тесно связано с немецкой хирургией. На русский язык переводились многие немецкие руководства и учебники хирургии. В первой половине XIX в. ведущим центром развития хирургии в России являлась Петербургская Медико-хирургическая академия. Преподавание в Академии было практическим: студенты производили анатомические вскрытия, наблюдали большое количество операций и сами участвовали в некоторых изних под руководством опытных хирургов. В числе профессоров Академии были П. А. Загорский, И. Ф. Буш — автор первого русского «Руководства к преподаванию хирургии» в трех частях (1807), И. В. Буяльский — ученик И. Ф. Буша и выдающийся предшественник Н. И. Пирогова. В Москве развитие хирургии тесно связано с деятельностью Ефрема Осиповича Мухина (1766—1859) — видного русского анатома и физиолога, хирурга, гигиениста и судебного медика. Будучи профессором Московской Медико-хирургической академии (1795—1816) и медицинского факультета Московского университета (1813—1835), Е. О. Мухин издал «для пользы соотчичей, учащихся медико-хирургической науке, и молодых лекарей, занимающихся производством хирургических операций», свои труды «Описание хирургических операций» (1807), «Первые начала костоправной науки» (1806) и «Курс анатомии» в восьми частях (1818). Он внес существенный вклад в развитие русской анатомической номенклатуры. По его инициативе в Московском университете и Медико-хирургической академии были созданы анатомические кабинеты, введено преподавание анатомии на трупах и изготовление анатомических препаратов из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый его учениками И. В. Буяльским и Н. И. Пироговым). Развивая идеи нервизма, Е. О. Мухин признавал ведущую роль нервной системы в жизнедеятельности организма и возникновении многих заболеваний.
Контрольные вопросы 1. Каким образом складывалась общественно – политическая и экономическая обстановка в России в конце 18 века -первой половине 19 века? 2. Как вы можете оценить материалистические взгляды Радищева А.Н. и его отношение к медицине? 3. Расскажите о влиянии философских знаний Белинского В.Г., Герцена А.Г. на развитие естествознания и медицины? 4. Имела ли место борьба материализма и идеализма в русской медицине? 5. Расскажите о возникновении первых русских школ: а) М.Я. Мудров - создатель русской клинической школы? б) И.Е. Дядьковский - естествоиспытатель и клиницист, его роль в создании неврогенной теории патогенеза? в) А.М. Филомафитский - основоположник экспериментальной физиологии в России? 6. Как происходило развитие теоретической медицины? 7. Какие отечественные научные школы вы знаете, перечислите? а) Остановитесь подробно на анатомической (П.А. Загорский); б) Остановитесь подробно на экспериментальной физиологии (А.М. Филомафитский); 8. Расскажите о развитии клинической медицины, отечественной научной школы: а) Подробно остановитесь на терапевтической (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский).
|