Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индустрия фейерверков и петард в китае






В прежние годы в индустрии петард и фейерверков Китая доминировали мелкие мастер­ские, находящиеся в семейном владении. В сущности, это была низкотехнологичная отрасль с широким использованием ручного труда. После 1949 года на смену семейным мастерским пришли государственные предприятия. Расширение производства и государственное финан­сирование позволили автоматизировать некоторые процессы. Однако ключевые процессы, такие как составление огневой смеси, смешивание цветовых ингредиентов и закладка бик­фордова шнура, по-прежнему выполнялись вручную квалифицированными рабочими.

Сами фабрики состояли из небольших цехов, удаленных один от другого на некоторое расстояние с тем, чтобы в случае возгорания не взорвалась вся фабрика. Во имя все той же безопасности цеха обычно размещались вблизи источника воды и в малонаселенных сельских районах, чтобы не подвергать жителей шумовому воздействию и риску взрыва.

В результате направленных на внедрение рыночной экономики реформ, начатых в 1979 году, большинство фабрик было расформировано и снова превращено в семейно управляемые единицы. Предполагалось, что приватизация повысит заинтересованность ра­ботников, поднимет производительность и, как следствие, увеличит количество выпускаемых изделий. Однако это изменение одновременно затруднило внедрение технологических инно­ваций. На большинстве предприятий не существовало ни подразделений, занимающихся ис­следованиями и разработками, ни возможностей обеспечить этот вид деятельности человече­скими и капитальными ресурсами. Те ограниченные ресурсы, которые имелись в наличии, полностью уходили на разработку новых разновидностей фейерверков. Даже в Лиояне на бо­лее чем 400 тысяч работников, занятых в производстве фейерверков, насчитывалось лишь че­тыре дипломированных инженера со специальным образованием. Те примерно 40 исследова­тельских отделов, которые были созданы в Лиояне и Кантоне, страдали от недостатка финан­сирования и отсутствия необходимого оборудования.

По сути, большинство изготовителей фейерверков были обычными крестьянами, которые обучились своему ремеслу, наблюдая за работой старших. Они приходили в мастерскую по про­изводству фейерверков, когда была работа, и возвращались возделывать свои поля, когда работы не было. В Лиояне, например, только 4-5 фабрик работали круглый год. Остальные пятьсот с лишним мастерских принимались за работу, когда поступали заказы. Так как общины, зараба­тывающие производством фейерверков, проживали компактно и занимались своим ремеслом из поколения в поколение, в нескольких географических точках (в том числе и в Лиояне) скон­центрировалось большое количество квалифицированных изготовителей фейерверков.

Хотя Лиоянь славился своими фейерверками по всему Китаю, ему пришлось столкнуться с растущей конкуренцией внутри страны. В той же провинции Хунань находился еще один крупный центр производства фейерверков — Лилинь. Лилиньские фейерверки, в отличие от лионяньских, не были столь же прославлены и не блистали разнообразием, зато брали низ­кими ценами. В соседней провинции Цзянси фейерверки городов Пинсенг и Ваньцай вовсю конкурировали с лионяньскими как по цене, так и по качеству, особенно на сегменте низких и средних цен. На рынке дорогостоящих изделий, особенно в сегменте крупных промышлен­ных фейерверков, и на экспортном рынке на долю рынка Лиояня претендовал город Донгуан в провинции Гуандун, который имел ряд преимуществ, в частности, географическую бли­зость к Гонконгу и более высокий уровень менеджмента и маркетинга.

Чтобы начать производство фейерверков, требуется сравнительно небольшой первона­чальный капитал. На создание фабрики со всем необходимым оборудованием для производ­ства больших промышленных фейерверков потребовалось бы 1 млн. юаней (в 1999 году об­менный курс составлял приблизительно 8, 3 юаня за 1 долл.). А для создания небольшой се­мейной мастерской по производству петард и фейерверков достаточно меньше 100 тыс. юаней. Поэтому после того, как правительство приняло программу поощрения частного биз­неса, небольшие мастерские стали расти, как грибы после дождя.

Трудовые затраты в этом районе довольно низки. Квалифицированные рабочие, занятые в основных процессах, зарабатывали в среднем от 800 до 1000 юаней в месяц, зарплата неква­лифицированного рабочего составляла еще меньше — от 300 до 400 юаней в месяц. Следова­тельно, трудовые затраты не превышали 20% от общих издержек. Для небольших частных мастерских этот показатель держался на уровне 10%.

Основное сырье для фейерверков — порох, цветовые ингредиенты, бумага, бикфордов шнур и специальная глина. Достать эти материалы несложно. Цены и поставки стабильны. Единственной проблемой в поставках могло стать качество, поэтому основные производите­ли стремились налаживать со своими поставщиками долгосрочные взаимоотношения, что га­рантировало стабильное качество материалов. Мелкие мастерские нередко закупали самое дешевое низкокачественное сырье, что довольно часто приводило к фатальным результатам.

Появление небольших компаний обострило конкуренцию. Частные мастерские отлича­лись гибкостью и быстро реагировали на изменения рыночного спроса. У них очень низкие административные издержки. В отличие от государственных предприятий и некоторых фаб­рик, находящихся в коллективной собственности, они не вкладывают средств в социальное обеспечение, здравоохранения, пенсии и жилищное строительство, не ведут исследований и разработок. Не обращая внимания на законы о защите интеллектуальной собственности, они копируют дизайн популярных товаров и продают их гораздо дешевле. Вызванное такой по­литикой снижение цен превратилось в серьезную проблему для всей отрасли. Так как уровень прибыли падает, некоторые мастерские вынуждены нанимать более дешевую неквалифициро­ванную рабочую силу и использовать дешевое оборудование и материалы, чтобы сократить из­держки. Результаты могут быть губительными. Со страниц газет не сходят сообщения о травмах и повреждениях, вызванных низким качеством фейерверков, а также о несчастных случаях на фабриках. Это заставляет органы власти ужесточать контроль за производством фейерверков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал