![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация педагогических технологий.
2.2.1.Репродуктивные, описательные технологии. Продуктивные, развивающие технологии. Алгоритмические технологии.
Педагогические технологии могут быть классифицированы также следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Технологии обучения можно разбить на технологии обучения и самообучения (учения). Под технологиями обучения понимается набор операций по формированию знаний, умений, навыков. Технологии воспитания – это набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщенных отношений. Рис.1.Виды технологий (по Колеченко А.К). Существует большое разнообразие технологий обучения. Приведем некоторые из них. Технология Лысенковой – эта технология предназначена для начальных классов. Лысенкова обобщила свой педагогический опыт и пришла к выводу. 1) Предварительная подготовка учащихся к восприятию учебного материала, который будет изучаться несколько позже. Эту подготовку Лысенкова назвала «опережающий момент». Его сущность заключается в том, что при изложении очередного нового материала. одновременно (попутно) учащимся сообщается информация, которая будет изучаться через месяц, полгода, год, позже. Это опережающее обучение характеризуется также темпом обучения, объемом содержания и временем сообщения этого материала. Время на сообщение материала, который будет изучаться позже, имеет небольшую продолжительность порядка 5 минут. 2) В процессе изложения нового материала учитель дает некоторые понятия, определения. 3) Учащиеся на уроке учатся скорости мышления. Класс приводится в активное состояние, проговаривают свои ответы. 4) Развитие перспективы на уроках усвоения нового материала осуществляется с помощью опорных схем. Ученики в процессе усвоения осваивали логику мышления учителя, ее рассуждение и это наглядно демонстрировалось на доске с помощью опорных схем.
2.2.Классификация педагогических технологий по уровню применения, по ведущему фактору психического развития, по характеру содержания и структуры, по организационным формам и др. Современные воспитательные концепции. Технология Вальдорфской школы – разработана Рудольфом Штейнером, в ней заключены основные принципы: · Педагогика – сотрудничества, содружества, основанная на принципах: сотрудничество – свобода самостоятельности; · Процесс обучения строится без традиционных учебных планов и учебных программ, а осуществляется по мере обучения, развития ребенка; · Принцип индивидуального подхода; · Отсутствие отметок; · Вся учебная работа осуществляется на основе игровой деятельности, на основе коллективной деятельности, группы учеников. Ключевыми словами Вальдорфской технологии является свобода, сотрудничество, самостоятельность. По Вальдорфской технологии функции учителя заключаются в организации учебного процесса; в участии в познавательной деятельности. Методической основой этой технологии является воздействие на ученика (внушением, личным примером учителя) [58]. Технология Эльконина – Давыдова – суть заключается в адаптированной деятельности педагога и учащихся, концентрации содержания и высокой организации учебного процесса. По данной технологии учебный план, состоящий из трех основных компонентов (федеральный, муниципальный (школьный) компоненты), наполняется содержанием учебных дисциплин, которые представляют собой в совокупности определенную систему в комплексе. Содержание учебной программы определялось глубиной знаний, уровнем мыслительных процессов учащихся. Процесс обучения строится таким образом: какой уровень знаний (на вербальном или уровне мыслительных процессов). При осуществлении вывода учащиеся, опираясь на различные процессы, применяют методы: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный; частично-поисковый; эвристический; исследовательский. Выбор метода обучения определяется заданным уровнем знаний конкретно на каждом уроке. Сущность системы заключается в организации мыслительной деятельности, т.е. ученик на основе полученных знаний должен организовать свою мыслительную деятельность. Эта технология предполагает индивидуальный подход к обучению учащихся. Здесь необходимо учитывать особенности восприятия (5 органов чувств), особенности усвоения (проговаривание «про себя», вслух). Технология Занкова. Ее сущность заключается в рациональной организации учебного процесса с внедрением новых средств, форм, методов, которые предопределяют следующие аспекты. 1. Комплексный подход: не может использоваться в чистом виде только одна методика; 2. Содержание (план, программа) должны носить целостный характер. 3. Ведущая роль теоретического знания. 4. Обучение осуществляется на высоком уровне трудности. 5. Продвижение в обучении идет в быстром, ускоренном темпе. 6. Осознание учеником процесса учения. В теории Занкова особое внимание уделяется состоянию учителя и ученика. Они должны иметь возможность обучать, а у ученика должна быть повышенная мотивация. По Занкову мотивация есть наличие познавательного интереса. В учебный процесс должны быть включены все виды деятельности (от игры, диспута, беседы, урока, самостоятельной работы ученика). Это были рассмотрены некоторые распространенные педагогические технологии. Воспитательные технологии, в свою очередь, в основном применяются во внеклассной воспитательной работе. Внеклассная воспитательная работа- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Внеклассная работа – прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. Во внеклассной воспитательной работе наиболее часто применяются следующие технологии: - коллективное творческое дело; - тренинг общения; - шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН); - групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждения ситуаций, разработка проектов); - диалог «педагог - воспитанник»; - «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
2.2.2.Классификация педагогических технологий по уровню применения, по ведущему фактору психического развития, по характеру содержания и структуры, по организационным формам и др. Современные воспитательныеконцепции. (См. Таблицу 1).
Тема 3
|