Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микеланджело, росписи Сикстинской капеллы






В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Осуществленная на протяжении четырех лет, в труднейших условиях, так как Микеланджело работал один, без помощников, она была поистине титаническим подвигом, под стать деяниям самих микеланджеловских героев. Общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. м, а число фигур достигает нескольких сот.

До Микеланджело капелла имела лишь настенные росписи: зеркало свода оставалось незаполненным. Церковь была построена по проекту Дживанино Дольчи в 1473-1481 гг.

Над плафоном Микеланджело работал одновременно с исполнением Рафаэлем Ватиканских росписей в 1508-1512 гг.; композиция «Страшный суд» на алтарной стене датируется 1535-41 гг.

С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным. Но подлинная основа содержания росписи совершенно очевидна — это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты.


Микеланджело. Сотворение Адама. Фреска плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Фрагмент. Микеланджело. Пророк Исайя. Фреска плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Фрагмент.
Микеланджело. Отделение неба от земли. Фреска плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Фрагмент.

В сикстинском плафоне Микеланджело пришел к полной зрелости своего мастерства. В общей композиции плафона он решил труднейшую задачу, грамотно соединил логическую последовательность изображений и декоративное единство гигантской росписи. Изобразительный язык Микеланджело за несколько лет работы в капелле пережил некоторую эволюцию: более поздние фигуры крупнее по размерам, усилилась их патетическая выразительность, усложнилось их движение, но характерная для Микеланджело повышенная пластичность, чеканная ясность линий и объемов сохраняются в них в полной мере.

 

 

Особенность Микеланджело как художника:

· хорошо изучил строение человеческого тела;

· создавал монументальные титанические образы

· создатель художественных архетипов

· развивает две важнейшие художественные тенденции: 1) построение большого монументального комплекса в целом, его ритма, расположением и сочетанием композиций в общем ансамбле; 2) пространственно-пластическая организация одного произведения (формальный художественный язык)

· строил композиции, лишая их пространства и придавая им сходство с рельефом.

· сходство со скульптурой имеют также образы плафона Сикстинской капеллы. Микеланджело переходит от скульптуры к живописи и от живописи к скульптуре, проводя единую мысль.

· Одним из первых Микеланджело разработал образность так называемых «маргинальных» фигур (изображение, находящееся «на полях», в периферийной сфере художественного ансамбля, «живая рама»), исполненных им как в живописи, так и в пластике. Эти безличные фигуры-обрамления впоследствии стали художественным архетипом маньеризма и барокко.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал