Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. по дисциплине: «Правовое регулирование охраны труда»
Реферат по дисциплине: «Правовое регулирование охраны труда»
на тему: «Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательного медицинского осмотра»
Выполнила: Студентка 4 курса очного отделения специальности «Юриспруденция» Группы ЮУ - 081 Образцова А.С.
Проверила: Старший преподаватель Белова О.А.
Урюпинск 2011 г.
Введение
Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ " Об основах охраны труда в РФ"). Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими. Конституция РФ в главе " Основы конституционного строя" провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. Рассмотрим недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательного медицинского осмотра.
Обязанности, возложенные на работодателя статьей 212 Трудового кодекса РФ в связи с прохождением работниками медицинских осмотров, прямо корреспондируют с их правами, а именно: 1) работодатель обязан обеспечить проведение предварительных, периодических, внеочередных медицинских осмотров за свой счет; 2) работодатель должен сохранить за работником на время прохождения им осмотра: - место работы (должность); - средний заработок. Однако есть еще ряд действий, которые работодатель должен выполнить в силу требований Трудового кодекса РФ. Частью второй статьи 212 Кодекса установлено, что работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований). Как именно должен действовать работодатель в этом случае определяется в статье 76 ТК РФ: работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; работник отстраняется от работы (не допускается к работе) на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. Направление работников (группы) на периодический медицинский осмотр по общему правилу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В приказе (распоряжении) приводится список направляемых на осмотр работников и указывается срок прохождения медицинского осмотра. Фактически - это первый приказ (распоряжение) о недопущении работников к работе на время прохождения медосмотра. Зачем он нужен, поясним далее. Как правило, еще при заключении договоров с медицинскими организациями стороны (работодатель и медицинская организация) определяют сроки, необходимые для проведения медицинского осмотра, а также порядок информирования работодателя о явке работников на медосмотр. Если по истечении установленных сроков работодателю не представлены медицинские итоговые акты или же не внесены записи в личные медицинские книжки, а из сведений, представленных медицинской организацией, следует, что работник не явился на осмотр, работодатель принимает решение либо об отстранении работника от работы либо об учете указанного дня как прогула, если работник не представит документов, подтверждающих наличие уважительных причин, воспрепятствовавших его явке в медицинскую организацию. Для оформления отстранения причина непрохождения медицинского осмотра имеет важное значение. Так, если работник в установленные приказом (распоряжением) о направлении на медицинский осмотр сроки не явился на медицинский осмотр в связи с временной нетрудоспособностью, срок прохождения медицинского осмотра продлевается (при этом, как правило, приказ (распоряжение) об отстранении от работы не издается). Если работник не по своей вине не может пройти медицинский осмотр в установленные сроки (например, по причине временной нетрудоспособности одного из врачей), работодатель может продлить действие первого приказа (распоряжения) о направлении на медосмотр, а может издать приказ (распоряжение) об отстранении от работы, при этом обязательно указав причину непрохождения работником медицинского осмотра. Если же работник отказывается от прохождения медицинского осмотра или не имеет уважительных причин, то издается приказ (распоряжение) об отстранении от работы (при этом из него должно следовать, по какой причине работник не прошел медицинский осмотр), а также начинается процедура проверки для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Для начала остановимся на приказе (распоряжении) о направлении работников на медицинский осмотр. Его издание нельзя назвать обязательным в том случае, если направление на медицинский осмотр осуществляется по всем правилам (с выдачей бланка направления на руки работнику) и при наличии утвержденного графика медицинских осмотров (речь идет о плановых периодических осмотрах). С момента выдачи направления на медицинский осмотр и до момента, указанного в графике проведения медицинского осмотра или согласованного с медицинской организацией, работник должен выполнять свою обязанность. Именно эти документы впоследствии рассматриваются в качестве распоряжения работодателя о прохождении работником медицинского осмотра, а также служат основанием для учета времени, затраченного на осмотр. Если же требования по оформлению направлений и составлению графика не выполнены в полной мере, то приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр необходим работодателю, во-первых, для того, чтобы иметь подтверждение о выполнении своей обязанности об обеспечении прохождения работниками медицинских осмотров и недопущении работников к работе на время прохождения осмотра, а во-вторых, для отсчета времени прохождения осмотра. Приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр понадобится и в случае незапланированного (внеочередного) направления работников на медицинский осмотр по требованию территориального органа Роспотребнадзора или по решению органа местного самоуправления (например, в случае вспышки инфекционных заболеваний, эпидемии, пр.). Издав приказ (распоряжение) о направлении на медицинский осмотр, работодатель имеет возможность контролировать его исполнение работником (работниками). Если по истечении установленного срока работодатель по вине работника так и не получит заключительный акт по итогам медицинского осмотра, то он обязан отстранить работника от работы и вправе применить к нему дисциплинарное взыскание. Если работодатель не желает воспользоваться своим правом на применение к работнику дисциплинарного взыскания за отказ или уклонение от прохождения медицинского осмотра, то он все равно должен формально выполнить свою обязанность по отстранению работника от работы - издать специальный приказ (распоряжение). В приказе (распоряжении) об отстранении от работы необходимо перечислить обстоятельства, послужившие основанием для отстранения, а также документы, которые подтверждают наличие таких оснований. Так, если работник уклоняется от прохождения медицинского осмотра, подтвердить этот факт может справка из медицинской организации, в которую был направлен работник. Документальным основанием для отстранения работника от работы может выступать, например, докладная записка непосредственного руководителя работника или лица, ответственного за прохождение работниками организации медицинских осмотров. Это может быть и требование (предписание) службы охраны труда организации, которой предоставлено полномочие требовать от работодателя отстранения от работы лиц, не прошедших медицинские осмотры (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14). Здесь необходимо отметить, что для отстранения принципиальное значение имеет сам факт непрохождения медицинского осмотра в установленные сроки. Поэтому, если работодатель ограничится в приказе (распоряжении) только констатацией основания отстранения - непрохождением медицинского осмотра - его обязанность, предусмотренная статьей 76 Трудового кодекса РФ, будет считаться выполненной. Указание в приказе (распоряжении) срока, на который отстраняется работник, с одной стороны, приведет к увеличению документооборота (если и по его прошествии работник не пройдет медицинский осмотр, придется издавать новый приказ), с другой стороны, - он даст работодателю возможность все-таки привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Чаще всего в приказах (распоряжениях) об отстранении от работы срок отстранения определяется не конкретной датой, а наступлением определенного события - прохождением медицинского осмотра. Хотя это, по сути, правильно (поскольку в соответствии с частью второй статьи 76 Трудового кодекса РФ работник отстраняется от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы), рекомендуем работодателям не ограничиваться формулировкой в приказе (распоряжении) " до прохождения медицинского осмотра", а ввести дополнительные уточнения (определить конкретный срок, в течение которого работник должен пройти медицинский осмотр). Поскольку приказ (распоряжение) об отстранении издается по факту непрохождения работником медосмотра, работодателю должно быть известно, по чьей вине - лично его, работника или медицинской организации - не пройден медосмотр. Вина работодателя в том, что работник вовремя не прошел медицинский осмотр может заключаться в несвоевременной выдаче работнику направления на медосмотр; работник не был освобожден от исполнения своей трудовой функции или же медицинской организации не были своевременно перечислены денежные средства за осмотр. Наконец, в том, что работник своевременно не прошел медицинский осмотр, может быть виновна и медицинская организация - в связи с отсутствием одного из профильных врачей, введением карантина, пр. В этом случае в соответствии с частью третьей статьи 76 Трудового кодекса РФ работнику производится оплата за все время отстранения от работы как за простой, то есть в соответствии со статьей 157 Кодекса. Названная статья различает порядок оплаты простоя, произошедшего по вине работодателя, от простоя, произошедшего по причинам, не зависящим от работодателя и работника: в первом случае время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника; во втором - не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Если работник не прошел медицинский осмотр по вине медицинской организации, работодатель вправе привлечь это учреждение к ответственности и тем самым компенсировать затраты на оплату работнику времени отстранения. Если же работник не прошел медицинский осмотр по своей вине, то в соответствии с частью третьей статьи 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы заработная плата ему не начисляется. Эти крайне принципиальные моменты по выплатам работнику за время отстранения должны найти отражение в приказе (распоряжении) об отстранении - бухгалтерии необходимо иметь документальное основание для приостановления начисления заработной платы или же для начисления ее по правилам статьи 157 Трудового кодекса РФ. В приказе (распоряжении) об отстранении можно решить вопросы о переводе или перемещении на должности (рабочие места) отстраненных других работников (на время отсутствия первых). При этом крайне важно, чтобы эти работники имели право на выполнение обязанностей или работ отстраненных. Приказ об отстранении от работы в связи с непрохождением медицинского осмотра может быть составлен по следующему образцу: ЗАО " Авангард" ПРИКАЗ 06.03.2006 N 420-к Москва Об отстранении от работы В связи с непрохождением периодического медицинского осмотра работников секции " Мясные деликатесы" по вине службы охраны труда в сроки, установленные графиком проведения медицинских осмотров в 2006 году, приказываю: 1. Отстранить от работы на срок до прохождения медицинского осмотра (до 14.03.2006): - заведующего секцией " Мясные деликатесы" Парамонову Татьяну Сергеевну; - продавца продовольственных товаров секции " Мясные деликатесы" Кузьмичеву Ирину Владимировну; - продавца продовольственных товаров " Мясные деликатесы" Волкову Ольгу Семеновну. 2. Службе охраны труда (Сомову) незамедлительно подготовить направления на медицинский осмотр работников, указанных в пункте 1, и обеспечить прохождение осмотров в установленные сроки. 3. Бухгалтерии (Ивановой) работникам, указанным в пункте 1, на время их отстранения начислять заработную плату в размере 2/3 от среднего заработка. 4. Отделу кадров (Корнеевой): - подготовить документы для привлечения начальника службы охраны труда Сомова Сергея Петровича к дисциплинарной ответственности; - на время отсутствия работников, указанных в пункте 1, переместить в секцию " Мясные деликатесы" работников смежных секций; - ознакомить работников, указанных в пункте 1, с настоящим приказом. Генеральный директор Тихомиров И. В. Тихомиров Подпись расшифровка подписи Приказ (распоряжение) визируется исполнителями (в приведенном образце - работниками указанных структурных подразделений) и под расписку доводится до сведения каждого работника, направляемого на медосмотр. Для того чтобы оперативно воздействовать на работника, отказывающегося от прохождения медицинского осмотра или игнорирующего свою обязанность по прохождению медицинского осмотра (уклоняющегося от осмотра), работодатель может воспользоваться своим правом на применение дисциплинарного взыскания и, одновременно, отстранить работника от работы. В этом случае готовится сводный приказ (распоряжение) - об отстранении работника от работы и о применении к нему дисциплинарного взыскания. Издание такого приказа (распоряжения) возможно в том случае, если в первый день после окончания отведенного на осмотр срока есть возможность получить от работника объяснение, предусмотренное частью первой статьи 193 Трудового кодекса РФ. Напомним, что в соответствии с этой нормой работодатель до применения дисциплинарного взыскания должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания, если он оформлен соответствующим актом. В том случае, если работодатель выполнил указанные требования, издание сводного приказа (распоряжения) будет правомерным. При повторном неисполнении работником своей обязанности по прохождению медицинского осмотра, работодатель может воспользоваться своим правом на применение крайней меры дисциплинарного воздействия - увольнения по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ. В отношении контингентов работников, подлежащих медицинским осмотрам II группы (по отдельным профессиям, производствам и организациям, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работников личными медицинскими книжками. Как уже отмечалось в § 2 главы 1 настоящего пособия, новая форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402. Согласно указанному Приказу изготовление бланков личной медицинской книжки осуществляет Федеральное государственное учреждение здравоохранения " Информационно-методический центр " Экспертиза". Оно же обеспечивает бланками книжки и голографическими марками к ним центры гигиены и эпидемиологи, которые и выдают книжки по итогам медицинских обследований. В личной медицинской книжке указываются: - фамилия, имя и отчество лица, получающего книжку, и наименование организации (работодателя); - отметки о работе на протяжении трудовой деятельности, переводы к другому работодателю в период действия итогов обследования; - отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях; - отметки о профилактических прививках; - заключение врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования; - результаты обследования на туберкулез, на носителей возбудителей кишечных инфекционных заболеваний; - результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога; - результаты исследований: на гельминтозы, на носительство возбудителей дифтерии, на носительство патогенного стафилококка. Кроме того, в личной медицинской книжке проставляются отметки о прохождении работником профессиональной подготовки и аттестации, обязательных для рассматриваемой категории работников в силу статьи 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. на 31.12.2005). Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержден Приказом Минздрава России от 29.06.2000 N 229. Работники, не имеющие личной медицинской книжки установленной формы, не прошедшие медицинские осмотры и не прошедшие профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, не могут быть допущены к работе, которая связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Личная медицинская книжка выдается работникам отдельных профессий и должностным лицам в соответствии с установленным порядком оформления документов: 1) представление работодателем в территориальный центр госсанэпиднадзора и на транспорте (водном и воздушном) заявки на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации; 2) заключение договора с работодателем на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации; 3) регистрация и выдача личной медицинской книжки (без голограмм); 4) прохождение предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров в территориальных лечебно-профилактических учреждениях (по договорам); 5) профессиональная гигиеническая подготовка (обучение) и аттестация - контрольное тестирование, собеседование, компьютерный экзамен, заполнение тестовых карт или опросных листов в территориальных органах Роспотребнадзора; 6) внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование. По общему правилу оформленная личная медицинская книжка выдается работнику, но должна передаваться на хранение работодателю. Наличие книжек на работников указанных выше профессий, производств и организаций является одним из объектов проверки инспекторами Роспотребнадзора. В исключительных случаях допускается передача личной медицинской книжки на руки работнику - в том случае, если работник выполняет свою трудовую функцию на отдаленных точках (например, продавцу мелкорозничной точки), на транспортном средстве (например, водителю). При увольнении и переходе к другому работодателю личная медицинская книжка остается у владельца (работника) и предъявляется по месту новой работы. Отсутствие личной медицинской книжки дает территориальному органу Роспотребнадзора право не допускать работника проверяемой организации к работе (отстранять от работы), а также для применения к организации штрафных санкций.
Заключение На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации разрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов все необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ. Условия конкретного трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, перечисляются компенсации и льготы, положенные работающим в тяжелых условиях, на вредных или опасных производствах. Ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя. Закон об основах охраны труда (ст. 14) устанавливает обязанность работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей. Закон об основах охраны труда регулирует также вопросы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения и профессиональной подготовки по охране труда.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.ssga.ru/ 1. Трудовой кодекс РФ с изменениями, внесенных Федеральным законом №90-ФЗ от 30.06.2006 г. 2. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. 3. В.И. Зотов. В.И. Курдюмов. Безопасность жизнедеятельности на производстве.
|