Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация налогов. Основные категории налогоплательщиков.
Существует несколько классификаций видов налогов. Виды налогов по объекту: прямые; косвенные. Виды налогов по субъекту: центральные; местные. В России существует трехуровневая система: федеральные налоги; региональные налоги; местные налоги. Виды налогов по принципу целевого использования: маркированные; немаркированные. Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Виды налогов по характеру налогообложения: пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода); прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается); регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает). Виды налогов в зависимости от источников их покрытия: - налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог; налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов; - налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг): НДС; акцизы; экспортные тарифы; - налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты: налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу; целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории; налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений; сборы за парковку автомобилей; - налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. 25. Характеристика налога на добавленную стоимость: экономическое содержание и основные условия установления налога. НДС относится к числу наиболее распространенных и общепризнанных видов налогов. Главное назначение НДС – фискальное. Он используется как стабильный и один из самых больших источников доходов бюджета, скрытый в цене товара. Положительное влияние НДС на потребление содействует как импорту, так и экспорту только до тех пор, пока по мере применения этого налога постепенно не произойдет эквивалентное его влияние на процессы ценообразования соответствующее «компенсационное» изменение обменных курсов, а в результате и цен на ввозимые и производимые в стране товары. Регрессивный характер НДС ощущают особенно низкооплачиваемые слои населения, хотя их потери несоизмеримы с теми дополнительными услугами и материальными благами, которые государство сможет представлять этой категории налогоплательщиков, благодаря поступлениям в бюджет от НДС. НДС – косвенный налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Хотя юридическим плательщиком НДС выступает продавец товара, в конечном итоге он оплачивается потребителем товара, поскольку суммы данного налога включаются в его цену. Поэтому его называют налогом на потребление, в то время как прямые налоги – налогами на приобретение. НДС является одним из эффективных рычагов предотвращения инфляционного обесценения бюджетных средств, так как прямо связывает налоговые поступления с ростом цен. Он успешно сочетается, исходя из интересов государства, с либерализацией цен и инфляцией. При росте цен налоговые поступления от НДС растут, несмотря на неизменные ставки. Путь дифференциации ставок налога НДС дает государству значительную свободу маневра потребительского спроса. С помощью НДС регулируется сфера потребления. Дифференцированные ставки налога используются с целью понижения его регрессивности. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. 2) передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Аналогичным образом определяется налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет аванса или частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу. Для различных видов операций существуют свои особенности определения налоговой базы по НДС. Налогом на добавленную стоимость товары (работы, услуги) облагаются по ставкам 0, 10 или 18 процентов. 26. Характеристика налога на прибыль организаций: экономическое содержание и основные условия установления налога. В экономике любого государства налог на прибыль играет существенную регулирующую роль благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученной налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены, регулированию ставки, так как государство может наиболее активно влиять на экономику, стимулировать или ограничивать инвестиционную активность в различных отраслях и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. При превышении допустимого предела налоговых изъятий из прибыли снижается деловая активность хозяйствующих субъектов и инвестиционная деятельность, развивается теневая экономика. Снижение налоговых ставок стимулирует развитие деловой активности, приводит к повышению поступлений в бюджет за счет обоснованного увеличения налоговой базы вследствие роста производства. Важнейшим направлением налоговой политики государства должно быть снижение налоговой нагрузки на экономику, налога на прибыль, что нашло отражение в законодательстве, что должно способствовать благоприятному инвестиционному климату, росту самофинансирования производства, поощрению деятельности мелких и средних фирм, быстрому обновлению производимой продукции, внедрению технологических новинок. Превышение допустимого предела налоговых изъятий из прибыли, как следствие: - снижается деловая активность хозяйствующих субъектов; - снижается инвестиционная деятельность; - развивается теневая экономика. Снижение налоговых ставок, следствие: - стимулирует развитие деловой активности; - повышение поступлений в бюджет за счет обоснованного увеличения налоговой базы вследствие роста производства. Налог на прибыль организации относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Непосредственно связан с размером полученной налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены, регулированию ставки. Элементы налогообложения: - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Не являются плательщиками налога на прибыль организации, уплачивающие: - единый налог на вмененный доход; - единый сельскохозяйственный налог; - налог на игорный бизнес; - организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения; - организации, являющиеся иностранными организаторами олимпийских игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением 22 олимпийских игр. Базовая налоговая ставка установлена в размере 20%. При этом налог, исчисленный по ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% — в бюджеты субъектов Федерации. 27. Характеристика единого социального налога: экономическое содержание и основные условия установления налога. Страховые взносы - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонды социального и медицинского страхования РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Плательщики страховых взносов: - Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой (работающие " на себя", не осуществляющие выплат иным лицам). Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые: в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг; по договорам авторского заказа; в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом обложения признаются: выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц. Не относятся к объекту обложения выплаты и иные вознаграждения, начисленные: в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав); в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства; добровольцам благотворительных организаций. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. Определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. С 1 января 2012 г. база для начисления страховых взносов установлена в сумме не более 512000 рублей. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год. Общий размер страховых взносов для большинства плательщиков, в том числе применяющих УСН и ЕНВД, в 2012 г. составит 30%: в Пенсионный фонд РФ – 22%; в Фонд социального страхования РФ - 2, 9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5, 1%; Законодательством предусмотрены пониженных страховые взносы в отношении отдельных категорий граждан. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа следующего за календарным месяцем, за который начисляется данный платеж. 28. Характеристика налога на имущество предприятий и организаций: экономическое содержание и основные условия установления налога. Расчет среднегодовой стоимости имущества. Региональный налог, устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится на соответствующей территории. Главное назначение налога с точки зрения экономики - стимулирование организации к эффективному использованию имеющихся в их распоряжении имущества (ускорение оборачиваемости оборотных средств, полная эксплуатация основных фондов, снижение ресурсов, материалоемкости, сокращение не используемых запасов сырья и материалов); С точки зрения финансов - обеспечение бюджетов регионов стабильными источниками дохода; Налогоплательщики - Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.). Объект налогообложения - Движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе как основные средства. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество. Не являются объектами налогообложения: земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы; имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, если оно используется для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Налоговая база Определяется самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества. Учитывается по его остаточной стоимости. Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ - по инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговый период - календарный год. Отчетные периоды - I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не могут превышать 2, 2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Авансовые платежи по налогу на имущество уплачиваются три раза в год, по итогам каждого отчетного периода - I квартала, полугодия и 9 месяцев. Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. Авансовые платежи в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляются по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженной на соответствующую налоговую ставку. По общему правилу в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации-налогоплательщика. Для того чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества, нужно сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода. Полученную сумму необходимо разделить на число месяцев налогового периода, увеличенное на единицу. 29. Акцизы и таможенные сборы: экономическое содержание, плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты, налоговые льготы. Акцизы – разновидность косвенных налогов, но наделенная рядом специфических черт. Во-первых, акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог). Во-вторых, объектом налогообложения является оборот по реализации только товаров, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги). И в-третьих, акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость – в сфере производства и обращения. Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Налогоплательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. 2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность; 3) передача лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам. 4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров. 5) передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; 6) передача лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов. 7) ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; 8) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. 9) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина и др. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. При реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется: 1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); 2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки; 3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. 4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Налоговым кодексом установлены единые на территории РФ ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные. Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости). Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества. Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен. Налоговый период устанавливается как квартал. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле: А=НБ*Cm, А — сумма акциза; НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении); Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции). Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле: А=НБ*Cm + R*Рмах, А — сумма акциза; НБ — налоговая база в натуральном выражении; Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции; R — доля в процентах; Рмax. — максимальная розничная цена подакцизных товаров. Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные законодательством налоговые вычеты. Например, при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на территорию Российской Федерации и иные территории и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретшего статус товара Таможенного союза, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. 2. К таможенным сборам относятся: 1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции); 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) таможенные сборы за хранение. Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа. Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации. Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения. Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа. Ставки таможенных сборов устанавливаются Таможенным кодексом РФ. Например, за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения. Таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении: ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию), товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита; идр.
|