Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список сокращений






 

БТ — Богословские труды. М.,

ВВ — Византийский временник. М.,

ВДИ — Вестник древней истории. М.,

ПВЛ-L — Памятники византийской литературы IV–IX веков. М., 1968.

ПВЛ-П — Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М., 1969.

BS — Byzantimslavica. Prague.

BZ — Byzantimsche Zeitschnft. Leipzig. Miinchen.

CSEL–Corpus scnptorum ecclesiasticorum latinorum. Wien.

DOP — Dumbarton Oaks Papers. Cambridge/Mass.

GCS — Gnechische christhche Schnftsteller der ersten Jahr-hunderte. Berlin. Mansi __Sacrorum Concilhorum nova et amplissima collectio.

Ed, J. D. Mansi. Pans. PG — Patrologiae cursus completus. Series graeca.

Ed. J.-P. Migne. Pans. PL — Patrologiae cursus completus. Series latina.

Ed. J.-P. Migne. Pans. me der Orthodoxie. — M.— Berlin, 1989.—№ 11, 12, — S. 36–44, 37–42.

114. Из истории византийской гносеологии (К публикации сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита) // Философская и социологическая мысль. — Киев, 1989.— № 12.— С. 93–96.

115. Die asthetischen Anschauungen des Patriarchen Nikepho-ros // Byzantinoslavica. — Prague, 1989.— T. L, Fasc. 2.— S. 181–192.

116. И увидел человек красоту… // Книги не молчат. Из публицистики восьмидесятых. — М.: Детская литература, 1989.— С. 255–258.

117. Умозрения Павла Флоренского — венец православной эстетики // Грани. — Франкфурт / Майн, 1990.— № 157.— С. 258 — 282.

118. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви. — М·: Политиздат, 1990.— Т. I. — С. 68—109.

119. За естетическото значение на Ерминията // Проблеми на изкуството. — София, 1990.— № 2.— С. 55–57.

120. Эстетический лик бытия / Умозрения Павла Флоренского/.— М.: Знание, 1990.— Серия «Эстетика», № 6.— 64 с.

121. На путях «незнаемого знания». К публикации малых сочинений из CORPUS AREOPAGITICUM // Историко-философ- ский ежегодник '90.—М.: Наука, 1990.—С. 195–205.

122. L'esthetique Internationale en Russie au 17ёше siecle. Juraj Kriinic et Nicolai Milescu Spatarul // Synthesis Philo-sophica. — Zagreb, 1990.— T. 9 (vol. 5, fasc. 1). — P. 161–182.

123. Первоосновы эстетики по Лосеву // Символ. — Париж, 1990.— Т. 24.— С. 183–203.

124. Заметки к древнерусской философии искусства // Проблемы русской средневековой художественной культуры (Материалы и исслед. / Гос. музеи Моск. Кремля). — М.: Искусство, 1990.— С. 18–30.

78а. Теория искусства на закате русского средневековья // Зограф. — Београд, 1987.— № 18.— С. 65–74.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Mathew G. Byzantine Aesthetics. London. 1963. Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977 (Итальянское издание: Byckov V. V. L'estetica bizantina. Problemi teorici. Pref. di Andre Guillou. [Bari]. 1983).

 

[2]См.: Бычков В. В. О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. М., 1985, с. 295–303; он же. К вопросу о древнерусской эстетике (Методологические заметки) // Старобългарска литература. Кн. 16. София. 1984, с. 18–25; он же. К методологии изучения средневековой эстетики // Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии. Ч. I, M., 1986, с. 21–24.

 

[3]Tatarkiewicz W. Historia estetyki. II. Estetyka sredniowiecz-na. Wroclaw. Warszawa. Krakow. 1962, s. 8.

 

[4]Подробному анализу развития в позднеантичной культуре идеи творения мира «из ничего» посвящена 1-ая часть монографии: Weiss & #919;. F. Untersuchungen zur Kosmologie des hellenistischen und palastinischen Judentums. Berlin, 1966.

 

[5]Тексты Тертуллиана цитируются по изданию: CSEL, vol 20; 47; PL, t. 1.

 

[6]Тертуллиан имеет в виду, что слово & #954; & #972; & #963; & #956; & #959; & #946; у греков означает и мироздание (космос), и украшение, красу.

 

[7]Ириней цитируется по изданию: PG, t. 7.

 

[8]См.: Balthasar & #919;. U. Herrlichkeit. Eine theologische Asthe-tik. Bd. II, Einsideln. 1962, S. 71–72.

 

[9]Афинагор цитируется по изданию: PG, t. 6.

 

[10]См.: Casel О. Das christliche Opfermysterium. Zur Morpholo-gie und Theologie des eucharistischen Hochgebetes. Graz. Wien. Koln. 1968, S. 339.

 

[11]Подробнее см.: Bytschkow V. Die Liebe als Fundament menschh-cher Existenz // Stimme der Orthodoxie. Berlin. 1989, N 11, S. 36–44, N 12, S. 37–42; Бычков В. В. Идеал любви христианско-византий-ского мира // Философия любви. М., 1990, т. 1, с. 68—109.

 

[12]См. подробнее: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 14–64.

 

[13]О сублимизации византийского искусства см.: Michelis P. А. An Aesthetic Approach to Byzantine Art. London. 1955.

 

[14]См.: Бычков В. В. Эстетика Филона Александрийского // ВДИ, № 3, 1975, с. 58–79; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 82—128.

 

[15]Подробнее об эстетике ранних христиан см.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности. II–III века. М., 1981.

 

[16]См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980; он же. История античной эстетики. Последние века. М., 1988.

 

[17]Киприан цитируется по изданию: CSEL, vol. 3. 32

 

[18]См.: подробнее: Бычков В. В. Эстетические взгляды Климента Александрийского// ВДИ, № 3, 1977, с. 81.

 

[19]См.: Clem. Alex. Paed. II 108, 4; Cypr. De hab. virg. 14. Климент цитируется по: Clemens Alexandrinus [Werke]. Berlin. 1960–1972. Bd 1–3 (in Reihe: GCS).

 

[20]См.: Mehat A. Etude sur les «Stromates» de Clement d'Alexandrie. Paris. 1966, p. 344–345.

 

[21]См.: Justin. Tryph. 36; Clem. Alex. Paed. Ill 3, 3; Tertul. Jud. 14; об отношении к телу и телесной красоте в древнем ближневосточном мире см.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантий-ской литературы. М., 1977, с. 60–64.

 

[22]Стоическая формула: «Красота тела состоит в симметрии частей, в хорошем цвете и физической добротности» (Stoic, veter. fragm. Arnm, III, 392; ср. Ill, 278, 279; 472 etc) была широко распространена как в доплотиновской, так и в средневековой эстетике, Подробнее см.: Grassi & #917;. Die Theorie des Schonen in der Antike.

 

[23]Volker W. Der wahre Gnostiker nach Alexandn-nus. Berlin. 1952, S 114.

 

[24]См. подробнее: Struker A. Die Gottebenbildlichkeit des Men-schen in der christlichen Literatur der ersten zwei Jahrhunderte. Eine Beitrag zur Geschichte der Exegese von Genesis 1, 26. Miinster i. W. 1913.

 

[25]Отчасти такая работа проделана С. С. Аверинцевым в указанной выше работе (с. 109–128).

 

[26]См.: Volker W. Op. cit. S. 17; Osborn & #917;. F. The Philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge. 1957, p. 168–174; Бычков В. В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // ВДИ, № 3, 1977.

 

[27]Ср.: Osborn & #917;. F. Op. cit., p. 170.

 

[28]См. подробнее: Volker W. Das Volkommenheitsideal des Origenes. Tubingen. 1931; Hanson C. Allegory and Event: A study of the Sources and significance of Origines interpretation of Scripture. London. 1959.

 

[29]Подробнее см.: Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина М., 1984.

 

[30]Подробнее см.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 35–47; он лее. На путях «незнаемого знания» // Историко-философский ежегодник '90. М., 1990. С. 195–205.

 

[31]Макарий Египетский цитируется по изданию: PG, t. 34.

 

[32]Немесий — цитируется по изданию: PG, т. 40.

 

[33]Подробнее см.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 14–64, 65.

 

[34]Афанасий цитируется по изданию: PG, t. 25–28.

 

[35]Нил цитируется по изданию: PG, t. 79.

 

[36]См.: Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd III. Freiburg im Br., 1912, S. 209.

 

[37]«Ареопагитики» цитируются по: PG, t. 3.

 

[38]Цит по Сюзюмов М. Я. О трактате Юлиана Аскалонита // Античная древность и средние века. М., 1960, с. 33

 

[39]Цит. по Сюзюмов МЯО трактате Юлиана Аскалонита, с. 34."

 

[40]Феодорит цитируется по изданию PG, t 80.

 

[41]' См.: BuTtmann R. Zur Geschichte der Lichtsymbohk im Altertum // Philologus, Bd 97, Heft 1/2. 1948, S. 1—36; Beierwaltes W. Lux intelligibilis. Untersuchung zur Lichtmethaphysik der Gnechen. Miinchen. 1957; Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1969, т. II. Софисты. Сократ. Платон, с. 417–418; М., 1974; т. III. Высокая классика, с. 241–429.

 

[42]Ср.; Perpeet W. Asthetik im Mittelalter. Freiburg. Miinchen. 1977, S. 65–82.

 

[43]См. Mathew G. Byzantine Aesthetics, p. 5

 

[44]Подробнее см.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 102–107.

 

[45]Э. Китцингер, особо выделяя «анагогический» аспект теории образа Псевдо-Дионисия, подчеркивает, что хотя она создавалась не для сферы искусства, ее применимость к этой области очевидна. Не случайно она была затем активно использована теоретиками иконопочитания. См.· Kitzinger & #917;. The Cult of Images m the Age before Iconoklasm // DOP, 1954, t. 8, & #961; 137–138.

 

[46]Aesthetica interior имеет свой объект не во вне, но в глубинах духовного мира самого субъекта.

 

[47]Подробнее см.: Viller & #924;. Rahner К. Aszese und Mystik m der Vaterzeit. Freiburg. 1939; Lossky V Essai sur la theologie mystique de L'eghse de L'Onent. Pans. 1944; Beck H. — G. Kirche und theologische Literatur lm byzantinischen Reich. Munchen. 1959.

 

[48]О ней подробнее см.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности. II–III века. М., 1981. С. 166–201.

 

[49]Сочинения Нила цитируются по изданию: PG, t. 79.

 

[50]Византийские легенды. Л., 1972, с. 57.

 

[51]Иоанн Лествичник цитируется по изданию: PG, t. 88. 2 Цитируется по PG, t. 26 с указанием далее в скобках параграфа.

 

[52]См.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 208–210.

 

[53]Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина. Сергиев Посад. 1900, с. 62.

 

[54]Там же, с. 60.

 

[55]Творения… Исаака Сириянина, с. 64.

 

[56]Творения… Исаака Сириянина, с. 104–105.

 

[57]Там же, с. 60.

 

[58]Там же, с. 67.

 

[59]Творения… Исаака Сириянина, с. 98.

 

[60]Там же, с. 138.

 

[61]Византийские легенды, с. 66.

 

[62]Там же, с. 74.

 

[63]Там же, с. 74.

 

[64]Там же.

 

[65]Византийские легенды, с. 71

 

[66]Там же, с. 75.

 

[67]Там же, с. 83.

 

[68]См.: Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977, с. 293–294.

 

[69]См.: Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 58; Meier G. Die sieben freien Kunste im Mittelalter. Einsiedeln. 1886.

 

[70]См.: Assunto R. Die Theorie des Schonen im Mittelalter. Koln. 1987, S. 21–23.

 

[71]См.: Abert & #919;. Die Lehre vom Ethos in der griechischen Mu-sik. Leipzig. 1899.

 

[72]Цит. по изд.: Идеи эстетического воспитания, т. I, M., 1973, с. 266.

 

[73]Цит. по изд. Идеи эстетического воспитания, с. 266.

 

[74]Цит. по изд.: Идеи эстетического воспитания, с. 267–268.

 

[75]Подробнее см. Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 27–28.

 

[76]Евсевий Памфил цитируется по: RG, t. 20.

 

[77]Издание текста см.: Le Museon, Т. 38, Paris. 1925, p. 117–136.

 

[78]См.: Мф 25, 1 — 12.

 

[79]См. посвященную этой проблеме статью: Wulff О. Das Raum-erlebnis des Naosim Spiegel der Ekphrasis // BZ, Bd 30, S. 531–539.

 

[80]См.: Spatantiker Gemadezyklus in Gaza. Des Prokopios von Gaza Ecphrasis eiconos. Herausgeg. und erklart Paul Fri-edlander. Citta del Vaticano. 1939, S. 95. Далее цит. по этому изданию, с указанием параграфа в тексте.

 

[81]Spatantiker Gemaldezyklus in.Gaza, S. 50.

 

[82]Филострат [Старший и Младший]. Картины. Каллистрат. Статуи. М., 1936, с. 106.

 

[83]Филострат [Старший и Младший]. Картины. Каллистрат. Статуи. М., 1936, с. 21.

 

[84]Русский перевод С. П. Кондратьева см.: ВДИ, № 4, 1939; цитируется по этому изданию.

 

[85]См.: Wulff О. Das Raumerlebnis des Naos im Spiegel der Ekphrasis, S. 535, 537–539.

 

[86]Ep. XVI — PG, 77, 220.

 

[87]См… Mango с. The Art of the Byzantine Empire 312—1453. New Jersey, 1972, p. 37–39.

 

[88]Ibid., p. 39.

 

[89]Ibid., p. 60–68.

 

[90]См.: Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantini-schen Bilderstreites. Breslau. 1929 (repr. Amsterdam. 1964); Der byzantinische Bilderstreit. Leipzig. 1980; Stein D. Der Beginn des byzantinischen Bilderstreites und seine Entwicklung bis in die 40-er Jahres des. 8. Jahrhunderts. Miinchen. 1980; Suttner E. Chr. Die theologischen Motive im Bilderstreit // La legittimita del culto delle icone. Bari. 1988, p. 53–70.

 

[91]Об иконоборчестве см.: Alexander P. J. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and its Definition // DOP. 1953, N 7, p. 35–66; Der byzantinische Bilderstreit. Giitersloh. 1968; Textus byzantinos ad iconomachinam pertinentes. Ed. H. Hennephof. Leiden. '969.

 

[92]См.: Mansi XIII 36С; Vita Stephani //PG, 100, 445D— 446A, 454D; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1947. Т. I, с. 66–67; Cormack R. The Arts during the Age of Iconoclasm // Iconoclasm. Birmingham. 1977, p. 35–44; Epstein A. W. The «Iconoclast Churces of Cappadocia // ibid., p. 103–111. В храмах допускалась даже светская развлекательная музыка. См.: Mansi XII 978В.

 

[93]Подробнее о нем см.: Thiimmel & #919;. G. Eusebios Brief an Kaiserin Konstantia // Klio. 1984. N 1, S. 210–222.

 

[94]Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 64.

 

[95]См… Ostrogorsky G. Op cit., S. 29.

 

[96]Gero S. The euchanstic doctrine of the Byzantine Iconoclasts and its sources // BZ, Bd 68. 1975, p. 4—22.

 

[97]Иоанн Дамаскин цитируется по. PG, t 94; подробнее о его теории образа см.: Menges & #919;. Die Bilderlehre des heihgen Johannes vom Damaskus. Miinster. 1938.

 

[98]Подробнее см.: Бычков В. В. Из истории византийской эстетики // ВВ, т. 37, 1976.

 

[99]См о них подробнее Бычков В В Эстетика поздней античности, с 263—267

 

[100]«Первообраз (& #960; & #961; & #969; & #964; & #972; & #964; & #965; & #960; & #959; & #957;) же есть то, что изображается, с чего делается снимок» (De fide orth. IV 16).

 

[101]Ср. также: De imag. I 8; 15; II 5; 11; III 2; De fide orth. I 13.

 

[102]См.: Mango S. The Art of the Byzantine Empire, p. 60–68.

 

[103]См.: Mansi XII 963Е; XIII 101А; 244А; 282С; 340Е—341А.

 

[104]См.: XIII 244А; 284А; 338Е — 340А.

 

[105]См.: XII 1062С; XIII 132Е; 232Е; 277В; 361В; 482Е.

 

[106]См. также: XII 978В; 1062В; XIII 482Е.

 

[107]См.: Mansi, XII 266А; 967В; XIII 9DE; 12А; 17А.

 

[108]Трактаты Феодора в защиту иконопочитания цитируются по изданию PG, t. 99

 

[109]См также. Antir III I, 13; 22; 34; 38, 39, 43; 58; III 2 3 3–7; 11.

 

[110]См.: Byikov V. Die asthetischen Anschauungen des Patriarchen Nikephoros // BS, t. 50/2, S. 181–192.

 

[111]См.: Antir. I 20, 24IA; III 39, 444В (Никифор цитируется по изданию: PG, t. 100).

 

[112]См.: Ex. 25, 17–22.

 

[113]Подробнее см.: Бычков В. В. Три тенденции понимания образа в ранней средневековой эстетике // Eikon und Logos, Bd 1, Halle, 1981, или: Бичков В. В. За разбирането на образа в ранната средновековна култура // Философска мисъл, кн. 8. София, 1983.

 

[114]См Apolog 20, 58 8А, Antir III 61, 485

Далее идет изложение по Antir III 35, 428С—433А

 

[115]Подробнее см Бычков В В Из истории византийской эстетики // ВВ, & #964; 37, 1976, с 180 и далее

 

[116]Я оставляю сейчас в стороне собственно художественные аспекты этого синтеза, как составляющие, во-первых, предмет искусствоведческого анализа, а во-вторых, практически не анализировавшиеся самими византийцами.

 

[117]Histona ecclesiastica патриарха Германа цитируется по изданию PG, t 98 с указанием в скобках соответствующего столбца.

 

[118]См. текст в PG, t. 87/III, col. 3981–4001.

 

[119]Его трактаты цитируются по. PG, t. 155; подробнее о его концепции литургического образа см. в последней главе книги.

 

[120]Цитируется по изданию PG, t 91

 

[121]Pseudo-Sophron Jerus. Comment litung 13, 3993S

 

[122]Patriarch German. Hist. eccl. 404C; 408A

 

[123]Ср. Balthasar & #919;. U. von. Kosmische Liturgie Freiburg inv Br. 1947, S 323.

 

[124]О некоторых других аспектах образа у Максима Исповедника см. в интересной, но дискуссионной в ряде пунктов статье В. & #924; Живова «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М., 1982.

 

[125]См.: Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople Oxford. 1958, p. 242–262.

 

[126]Подробнее см.: Byckov V. Anstoteles und emige Probleme der fnihbyzantinischen Asthetik // Proceedings of the World Congres: on Aristotle. Vol. II. Athenai. 1981, p. 31–34.

3 Mathew G. Byzantine Aesthetics, p. 120.

 

[127]О патристической концепции любви см.: Bytschkow V. Die Liebe al Fundament menschicher Existenz // Stimme der Orthodoxie. N 11, 12, 1989.

 

[128]Подробнее в связи с проблемой мученичества см. в работе: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 143–146.

 

[129]Подробнее в связи с проблемой мученичества см. в работе: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 143–146.

 

[130]Латинские переводчики гресческой патристики переводили термин & #960; & #945; & #961; & #940; & #948; & #959; & #963; & #951; в данном контексте как traditio.

 

[131]До наших дней сохранились и исторические сочинения Никифора.

 

[132]Он занимал кафедру константинопольского патриарха почти в течение десяти лет.

 

[133]См The Homilies of Photms Patriarch of Constantinople Engl Transl by С Mango Cambridge / Mas 1958.

 

[134]Wulff О Das Raumerlebnis des Naos lm Spegel der Ekphrasis, j S 539

 

[135]Jbidem

 

[136]«Новизна» здесь имеется в виду, конечно, не абсолютная, но относительная, связанная, прежде всего, с новыми аспектами византийской культуры — социального, культурного и мировоззренческого характера.

 

[137]Weitzmann К Geistige Grundlagen und Wesen der Makedo-nischen Renaissance. Koln. 1963, S. 49.

 

[138]Ibid., S. 51.

 

[139]См… PG, t. 127, col. 702–878.

 

[140]Цитируется по изданию PG, t 127 в переводе О В Бычкова

 

[141]См.: PG, t. 106, col. 942–944.

 

[142]Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche. II. TeiJ. Die Apostelkirche in Konstantinopel. Leipzig 1908, S. 8. издание текста Месарита: S 9—96, в дальнейшем цитируется по этому изданию с указанием глав трактата в скобках.

 

[143]См. также: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 144–165.

 

[144]Подробнее о проблеме пространства и «перспективе» в восточно-христианском искусстве см.: Флоренский П. Собрания сочинений. Т. 1. Статьи по искусству. Париж, 1985, с. 117–192; Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 159, 162.

 

[145]Подробнее см.: Бычков В. В. Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве // Вопросы истории и теории эстетики. Изд. МГУ, 1975, с. 129–145; он же, Византийская эстетика, с. 102–107.

 

[146]О православной символике цветов см также Флоренский & #928; Указ. соч, с 57–62, & #964; IV, 1989, с 552—576

 

[147]Здесь и далее византийские жития цитируются по изданию Византийские легенды Л, 1972, с указанием в скобках стр. этого издания

 

[148]Подробнее о нем см.: Volker W. Praxis und Theona bei Symeon dem Neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantmischen Mystik. Wiesbaden. 1974; Архиепископ Василий (Кривошеий). Преподобный Симеон Новый Богослов (949—1022). Париж. 1980.

 

[149]Симеон Новый Богослов цитируется по русскому изданию: Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 1–2, М., 1890–1892 с указанием в скобках номера слова (по нумерации Дионисия Загорея) и главы с уточнением отдельных цитат по доступным (не всем) автору изданиям греческого оригинала.

 

[150]Слова преподобного Симеона Нового Богослова, Вып. 1. с. 5__6

 

[151]Там же, с. 13.

 

[152]Подробнее см. Архиепископ Василий (Кривошеий). Указ. соч. С 74–84.

 

[153]Подробнее о свете у Симеона см.: Архиепископ Василий (Кривошеий). Указ. соч. С. 197–218.

 

[154]Цит. по: Архиепископ Василий (Кривошеий). Указ. соч. С. 200.

 

[155]Цит. по Архиепископ Василий (Кривошеий). Указ. соч. С. 203.

 

[156]Там же.

 

[157]Там же, с 212.

 

[158]Слова. Вып. 1. С. 12

 

[159]Повесть цитируется по изданию: Никита Евгениан. Повесть о Дросилле и Харикле. М., 1-969 с указанием в скобках Дрос-номера книги и стиха.

 

[160]«Повесть об Исминии и Исмине» цитируется по изданию: — Византийская любовная проза М. — Л., 1965 в переводе С. В. Поляковой с указанием в скобках Исм., номера книги и стр. по данному изданию.

 

[161]Цитируется по изданию· Дигенис Акрит М., 1960.

 

[162]Цитируется по изданию: Михаил Пселл. Хронография, пер. Я. Н. Любарского. М., 1978.

 

[163]Ср.: Алексидзе А. Д. Византийский роман XII в. и любовная повесть Никиты Евгениана // Никита Евгениан. Повесть о Дро-силле и Харикле, с. 143.

 

[164]«Алексиада» в переводе Я. Н. Любарского цит. по изданию: Анна Комнина. Алексиада. М., 1965.

 

[165]На примере Пселла это хорошо показал Я. Н. Любарский в статье «Внешний облик героев Михаила Пселла (к пониманию художественных возможностей византийской историографии)» в сб. Византийская литература. М., 1974, с. 251–253.

 

[166]О специфических чертах женской красоты у Пселла см в указанной выше статье Я. & #919;. Любарского, 293.

 

[167]О некоторых особенностях ближневосточной эстетики см. в работе- Бычков В. В. Эстетика Филона Александрийского // ВДИ 1975, № 3.

 

[168]Ср. на материале Пселла· Любарский Я. Н. Внешний облик героев Михаила Пселла, с 248; Jax К. Die weibhche Schonhert m der gnechischen Dichtung. Leipzig. 1933

 

[169]Византийские легенды, с. 23–24.

 

[170]Цит. по изданию· Ахилл Татий Левкиппа и Клитофонт Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы, или золоТгой осел. М., 1969.

 

[171]Цит. по изданию. Византийская любовная проза. & #924; — Л., 1965 (перев С. В. Поляковой).

 

[172]Для «Повести об Исмине» некоторые параллели приведены С. В. Поляков в кн. «Из истории византийского романа» М., 1979.

 

[173]Цитируется по там же, с. 245.

 

[174]с. 113; о библейской образности в портрете дочери Стилианы у Михаила Пселла см. Любарский Я. Н. Внешний облик героев Михаила Пселла, с. 257.

 

[175]Текст издан в кн.: Hehodon Aetiopica, ed. A. Colonna. Rome. 1938; цитируется по русскому перев. С. В. Поляковой, изданному в её книге «Из истории византийского романа» с указанием стр. этой книги.

 

[176]См. подробнее: Riedel W. Die Auslegung des Hohenhedes in der jiidischen Gemeinde und der griechischen Kirche. Leipzig. 1898.

 

[177]Даже в библейских текстах они, как правило, не отрицали буквального смысла.

 

[178]См.: Treitinger О. Die ostromische Kaiser — und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im hofischen Zeremoniell. Jena. 1938.

 

[179]Перев. М. Л. Гаспарова цит. по: Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета IX–XV вв & #924; 1978, с. 88.

 

[180]Ср.: Полякова С. В. Из истории византийской любовной прозы. // Византийская любовная проза, с. 127.

 

[181]Об аллегорическом характере византийского понимания искусства (в том числе и живописи) см.: Полякова С. В. Из истории византийского романа.

 

[182]См.: Browning R. A Byzantine Treatise on Tragedy//Acta Universitatis Carolinae. Philosophica et histonca. Vol. 1. Prague. 1963, p. 67ff.

 

[183]См.: PG, t. 136, col. 374–408.

 

[184]Цит. в пер. Л. А. Фрейберг по кн.: Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета, с. 122.

 

[185]Византийские легенды, с 140

 

[186]См Mathew G Byzantme Aesthetics, p 132.

 

[187]См. подробнее. Hunger & #919; Reich 4er neuen Mitte, S. 334 ff; Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета, гл. 1; 4.

 

[188]Цитируется по: ПВЛ-Н 43.

 

[189]Ср · Browning R. Homer in Buzantmm // Viator. Medieval and Renaissance Studies. Vol 6, Berkeley Los Angeles. London. 1975, pp 15–33.

 

[190]Подробнее о нем см. Пападимитриу С. Д. Феодор Продром. Историко-литературное исследование. Одесса, 1905.

 

[191]Ср Любарский Я. Н. Михаил- Пселл. Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М., 1978, с. 130

 

[192]Подробнее см.: Миллер Т. А. Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский // Античность и Византия. М., 1975, с. 140–155.

 

[193]В данном случае & #951; & #948; & #959; & #957; & #942; (наслаждение) удачнее переводить как «сладостность» (ср. Любарский Я. Н. Михаил Пселл, с. 144), лбо у Пселла речь идет о двух видах прекрасного.

 

[194]О сочетании частей речи (пер Т. А. Миллер) // Античность и Византия, 'с. 156.

 

[195]Сравнение Еврипида с Писидой // Античность и Византия, с. 173.

 

[196]О сочетании частей речи // Античность и Византия, с. 156.

 

[197]Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, попросившего написать о богословском стиле (пер. Т. А. Миллер) // Античность и Византия, с. 161–171; в дасьнейшем указания на этот трактат даются в тексте цифрой в скобках, означающей соответствующий параграф.

 

[198]ПВЛ-И 153 (пер. & #932; А. Миллер).

 

[199]1 ПВЛ-И 153 (пер. & #932; А. Миллер).

 

[200]О сочетании частей речи, с. 157.

 

[201]Подробнее см.: Hunger H. Die hochsprachliche profane Li- teratur der Byzantiner'. Bd 1–2. Miinchen. 1978.

 

[202]См.: Nikephoros Blemmydes. Gegen die Vorherbestimmung der Todesstunde. Athen. Leiden. 1985.

 

[203]См.: Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв., Л., 1976.

 

[204]См.: там же, с. 206.

 

[205]Ср.: Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета. IX–XV вв. М., 1978, с. 182.

 

[206]Подробнее о риторике поздних византийцев см.: Hunger & #919;, Aspekte der gnechischen Rhetonk von Gorgias bis zum Untergang von Byzanz. Wien. 1972.

 

[207]Two Poems by Theodore Metochites. By Ihor Sevcenko and Jeffrey Featherstone. Brookline. Massachusetts. 1981, p. 28–30.

 

[208]Ibid., p, 30.

 

[209]См.: Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Указ. соч., с. 235–236.

 

[210]Текст его «Риторики» см.: в: Rhetores graecx. Vol. 3. Ed. Chr. ] Walz. Stuttgart. 1836.

 

[211]Здесь и далее цит. по изданию: Corpus scnptorum histonae Byzantmae. Pars XIX. Bonnae. 1829.

 

[212]Цит. по: Медведев И. П. Указ. соч., с. 68.

 

[213]Медведев И. П. Указ соч., с. 228.

 

[214]Там же, с. 195.

 

[215]Там же, с. 196.

 

[216]Медведев И. П. Указ. соч., с 208.

 

[217]Обзор его сочинений см.· Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев. 1911.

 

[218]Nikephoros Blemmydes. Op. cit., S. 1–2, 12

 

[219]См. Ibid., S 5.

 

[220]См.: PG, t. 142, col. 709–716.

 

[221]Цит. по: История всемирной литературы. Т. 2. М., 1984, с. 359.

 

[222]Георгия Пахимера История о Михаиле и Андроглке Палеологах. // Византийские истории переведенные с греческого при Санкт-петербургской Духовной Академии. Спб., 1862, с. 2.

 

[223]Медведев И. П. Указ. соч., с. 180.

 

[224]Там же.

 

[225]Там же, с. 178.

 

[226](ПВЛ-И 390).

Цит. по· Фрейберг Л. А. Попова Т. В. Указ. соч, с. 181.

 

[227]См.: Krumbacher К. Geschichte der byzantmischen Literatur von Justinian bis zum Ende des ostromischen Rei-ches (527—1453). Miinchen. 1897, S. 495–496.

 

[228]Theodori Methochitae Miscellanea philologica et histo-rica. Lipsiae. 1821, p. 268–269.

 

[229]Ibid., p. 267.

 

[230]Ibid., p. 262.

 

[231]Медведев И. П. Указ. соч., с. 183; ср. так же· с. 225.

 

[232]Там же, с. 217.

 

[233]Медведев И. П. Указ. соч., с. 208.

 

[234]Медведев И. П. Указ. соч., с. 192.

 

[235]Там же, с. 193.

 

[236]Цит. по: Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит). Исследование епископа Алексия, Ректора Казанской Духовной Академии. Казань. 1906, с. 45.

 

[237]Подробнее см.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 142–145.

 

[238]Подробнее о богословской сущности этой полемики см.: Монах Василий (Кривошеий). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы//sk. Т. 8. Praga, 1936; Лосский В. Н. Паламитский синтез // Богословские труды. Т. 8. М., 1972; Меуеп-dorff J. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social Problems. London. 1974; Podskalsky G. Theologie und Philosophic in Byzanz. Miinchen. 1983.

 

[239]Ср.: PG, 150, 1168ВС; 151, 445В и др.

 

[240]См. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. С. 25.

 

[241]См. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. М., 194 1; он же. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского, М., 1990.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.079 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал