Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внушение и программирование человека

В последнее время в печати и телепередачах появилось много информации о всевозможном психическом воздействии на людей, приводятся примеры воздействия, как на сознание, так и на подсознание, рассматриваются разные варианты пси-технологий. Как видно из имеющейся информации, желающих повлиять на сознание человека, на его психику, целенаправленно руководить его действиями предостаточно. Как противостоять такому широкомасштабному воздействию на человека, как научиться, не допускать любое информационное влияние? Это очень важно для каждого человека, чтобы не стать марионеткой в руках хитроумного кукловода.

Почему люди, даже, порой специалисты по этим вопросам, не ощущают чужеродного воздействия на их волю, на их желания, на их разум? Ответом на этот вопрос будет то, что человек не знаком с процессами своего внутреннего мира и с алгоритмом его формирования и тем более – не ориентирован на контроль своего внутреннего состояния. И более того, каждый человек глубоко убеждён в том, что его внутренний мир полностью подчиняется только одному ему и им контролируется. Но самое главное, он не знает, каков должен быть его эталон и как его сохранять и отслеживать в различных ситуациях. А если не знаешь эталон своего внутреннего мира, то любое отклонение от него будет восприниматься как естественное состояние. И поэтому человек не замечает момент начала воздействия, внушения.

И пока он будет пребывать в состоянии незнания себя, он не может владеть своими внутренними процессами (мыслями, чувствами, желаниями, волевыми актами). И в этом случае всегда найдётся кто-то, кто будет умело этим пользоваться. Так что леность и невежество человека в вопросах познания себя являются хорошей почвой для всевозможных манипуляций с ним. Например, если не соблюдать основы гигиены, то всегда есть опасность получить какую-то желудочно-кишечную инфекцию.

Аналогично и с мыслями, и эмоциями человека: незнание того, как они рождаются в человеке, как распространяются между людьми, способствует заражению человека чужими мыслями и разного рода психо-эмоциональными состояниями. Некритическое, неосознанное отношение человека к своим мыслям, ощущениям является почвой для манипуляций сознанием человека.

Следует заметить, что исследования по бесконтактному воздействию на сознание человека ведутся давно. По результатам исследований разрабатываются и апробируются различные методы этих воздействий. И далее вырабатываются уже определённые пси-технологии.

В начале прошлого века академик В.М. Бехтерев проводил исследования в этой области. Именно в его трудах описывались опыты по коллективному внушению эмоций на расстоянии. В.М. Бехтерев отмечал особую роль человеческой мыслительной и психо-эмоциональной деятельности в социальной жизни, а также её влияние на каждого человека.

Как отмечал В.М. Бехтерев: «везде оно ( внушение) влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу помимо личной ее сферы или по крайней мере без соответствующей ее переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния». Как установил В.М. Бехтерев, такое воздействие становится возможным в том случае, если у человека отсутствует критическое отношение к своему психо-эмоциональному состоянию. Такое отношение вызывает потерю здравой логики и критического отношения к происходящему и далее вызывает потерю ориентации во времени и в пространстве. «Таким образом, внушать — значит более или менее непосредственно прививать к психической сфере другого лица… другие психофизические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы по возможности не было места критике и суждению….» (В.М. Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни» СПб., 1903.).

На основе своих опытов В.М. Бехтерев делает вывод, что внушение, возможно « без участия активного внимания внушаемого лица». Следует заметить, что при любом отклонении от ровного психо-эмоционального состояния человек становится доступен любому внушению и информационному воздействию. Угнетённое или повышенное психо-эмоциональное состояние снимает полностью у человека контроль возникающим мыслям в голове. И он становится неспособным разобраться какие мысли его, а какие навеяны внешним окружением. В таком же состоянии при вербальном общении слова имеют глубокое воздействие на психическую сферу и закладываются в подсознание человека или вызывают соответствующие им действия.

В неровном, эмоциональном состоянии внешняя информация (слова, эмоции, жесты, знаки, символы, общее движение) принимается сразу к действию без какой-либо критики. Наглядным и показательным примером этому может быть поведение болельщиков во время соревнований и после них. А люди, как правило, постоянно находятся в неровном психо-эмоциональном состоянии и поэтому всегда попадают под влияние какого-либо внушения, информационного воздействия.

Кроме того, когда у человека в основе его общения, с окружающим миром ведущим является рефлекторное сознание (слабость активного внимания – по Бехтереву), то он действует, не задумываясь и не анализируя происходящее. Его разум как бы «отдыхает», все действия и реагирования на внешние изменения происходят по сложившимся рефлексам, в соответствии с ощущениями, заложенными в памяти.

Таким образом, у такого человека путём комбинаций различных условий для вызывания каких-то ощущений можно спровоцировать определённое, желаемое действие, которое он будет совершать бессознательно, по рефлексу, как само собой разумеющееся. И человек даже не заметит, что его определённые действия были специально кем-то срежессированны. Человек будет искренне убеждён в том, что он действовал, принимал то или иное решение по своей воле, в соответствии со своим желанием.

Всё человечество больно эгоцентризмом. Эгоцентризм и порождённое им дуалистическое восприятие мира свойственны практически каждому человеку. Эти два явления имеют распространение на всей Земле ввиду того, что во всех изначальных идеях, принятых людьми, есть разделяющие моменты. И людям очень трудно объективно воспринимать всё происходящее вокруг.

Представим, что к человеку поступает какой-то поток информации из окружающего мира, но, ввиду того, что у человека из-за изначально принятых идей создаётся специфичная система взглядов, она стеной встаёт на пути потока идущей к человеку информации (рис. 1а). Человек воспринимает только ту информацию, которая резонирует с изначально принятыми идеями и знаниями, исходящими из неё, т.е. созвучна им.

 

Рис. 1. Схема субъективного принятия информации человеком

 

Изначальные идеи, система взглядов человека представляет собой барьер для полного принятия информации. Он отфильтровывает и пропускает только ту информацию, что соответствует субъективному пониманию и восприятию человека. В результате такого выборочного восприятия, объёмный поток информации деформируется сознанием человека в плоский поток субъективного восприятия информации (рис. 1б). Далее этот плоский поток (личностное, эгоцентричное видение) информации разделяется дуалистическим восприятием человека на положительную (с точки зрения данного человека) и отрицательную информацию (рис. 1в).

В соответствии с таким разделением происходят разные психические реакции человека. На положительную, с точки зрения человека, информацию он реагирует спокойно, добродушно, а на отрицательную – агрессивно, с раздражением (рис.1г). В результате такого принятия информации, разделения её на положительную и отрицательную и как следствие этого диаметрально противоположного реагирования, человек принимает решения по выбору своих действий и своих взаимоотношений с окружающим миром. Эти решения и намерения создают программы по их реализации, основанные на принятии или непринятии информации и реагировании человека (рис. 1д).

Исходя из этих результатов и программ, человек строит свои взаимоотношения с окружающим миром, принимает решения и организует соответствующую деятельность. Построим график принятии человеком информации в плоской системе координат. Ось ординат будет отражать время (t), а ось абсцисс – информацию (Ī), получаемую человеком в плоскости его субъективного восприятия, Точка «о» будет делить ось информации на положительную и отрицательную, с позиции данного человека. Принимаемую человеком информацию можно на этом графике представить в следующем виде (рис. 2).

Рис. 2. Схема принятия человеком информации с позиции эгоцентризма и дуализма

 

Из графика наглядно видно, как человек разбивает принимаемую информацию на положительную и отрицательную; на одну информацию у него одно реагирование, на другую – диаметрально противоположное, т.е. одна информация вызывает одни действия человек а, другая – противоположные. Это можно записать как +, -, +, +, -, -, -, +, -, +, -, — или, заменив + на 1, а – на 0, можно получить такую запись: 1 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 0. А кто знаком с двоичной системой счисления, тот сразу увидит, что это похоже на какую-то программу. Получается, что человек подобным восприятием мира (эгоцентричным, дуалистическим) сам себя программирует на определённые действия, создаёт специфичную, субъективную плоскость восприятия информации из объёмного полного потока.

Действия человека, его психическая реакция ввиду его эгоцентричного и дуалистического сознания вполне прогнозируемы. А чем более прогнозируемы действия человека, тем более он подвержен программированию. И зная предпочтения человека, его мировоззрение, его сложившийся тип психики, можно путём подачи определённой информации вызвать у него вполне предсказуемые действия. Степень реагирования, конечно, будет напрямую зависеть от типа мировоззрения, доминирующего у человека. И если доминирует разрушающий тип, то реакция может быть не только бурной, но очень агрессивной.

Так что можно сделать вывод, что основой для программирования действий человека или сообщества людей будет их эгоцентризм и дуалистическое восприятие мира. И это очень хорошо «работает» в организации различных конфликтных ситуаций какими-то политическими действиями или «политтехнологиями». Наша современная история изобилует примерами всевозможных массовых программ, и, как правило, они направлены на разрушение стабильности какого-то сообщества людей или государства.

Следует заострить внимание на том, что чем более предсказуемы действия человека, сообщества людей или какого-либо этноса, тем более они программируемы и более легко управляемы специально даваемой им информацией. Это явление напрямую связано с работой мозга человека, с доминированием у него левого полушария. При такой доминанте человек постоянно всё проверяет разумом, своим мыслительным процессом, прокручивает и просчитывает различные варианты, но самое главное – он не получает целостного образного понимания чего-либо. Естественно, людей такого типа легко программировать на определённые действия.

Если в каком-либо сообществе или в определённом этносе доминирует мировоззрение разрушающего типа, то специально подобранной информацией можно вызвать целенаправленную всёвозрастающую агрессию, которая вызовет рефлекторные, инстинктивные действия людей. И люди будут всё крушить, ломать, грабить, не отдавая себе отчёта в своих действиях. Агрессия, как психическая зараза, сделает людей слепыми и глухими, бесчувственными и неспособными предвидеть последствия своих действий.

Эти пси- и политтехнологи уже хорошо отрабатываются в различных регионах мира. Если люди не захотят разобраться со своим внутренним миром, с процессами, идущими в головном мозге, то это за них сделает кто-то другой. И тогда люди не заметят, как станут просто марионетками в чьих-то руках.

Можно противостоять этому внешнему программированию или информационному воздействию лишь в том случае, если у человека целостное сознание. И он чётко отслеживает и контролирует все изменения своего внутреннего мира и вовремя восстанавливает их до эталонного состояния. И по ходу этого процесса, осознавая, что вызвало то или иное отклонение от гармонии, он выявляет свои внутренние ошибки и исправляет их. Человек в этом случае противостоит любому внушению, программированию и нейролингвистическому воздействию, т.к. целостное сознание даёт ему объективную, непредвзятую информацию о происходящем.

Целостное сознание и осознанное поведение человека помогают ему в понимании себя, окружающего мира, а самое главное – показывают человеку те «камни преткновения», которые мешают ему в эволюционном преобразовании. Практически невозможно такого человека запрограммировать или как-то воздействовать на него, чтобы вызвать бессознательные действия и рефлекторные реакции. Ведь, по сути, всё информационное воздействие, программирование предсказуемых действий человека основано на его пороках (отклонениях от гармоничного восприятия мира), на его эгоцентричных желаниях и на невежестве в познании себя. По этой причине информация о необходимости изменения человеком своего внутреннего мира, информация о реальных процессах внутреннего мира человека широко не используется.

Человек станет свободным от любого информационного воздействия только тогда, когда избавится от эгоцентризма, основанного на субъективном восприятии мира, и от дуализма, двойственного разделения мира. А их ещё нужно захотеть в себе увидеть, а потом встать на путь полного искоренения этого в себе, не допускать их проявления ни в большом, ни в малом событии.

Ярощик Н.П. к.п.н., член корреспондент МАНЭБ

Ярцев В.В. доктор философии, академик МАНЭБ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вводная встреча | Загребельный Павел
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал