![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интонация и ее компоненты
Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности. Следует различать силу звука и громкость. Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия. На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Хорошо поставленный голос отличается полетностью. Полетность — это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.
Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д. Основные компоненты речевой интонации следующие: 1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях; 2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты; 3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах); 4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи). Работая над выразительностью, включает понятие логическое и фразовое ударение. Группа слов, представляющая единое смысловое целое, имеет ударение на одном из своих членов. Это единство выделяется как отрезок речи между двумя паузами. В предложении Вот эту к_н_и_г_у | положи на _п_о_л_к_у_ – две фразы (два такта). Фразы отделены короткой паузой |. В каждой фразе одно из слов притягивает ударение. В первой фразе это слово – книгу, во второй – полку. Это фразовое ударение (здесь подчеркивается слабо пунктиром). От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. От фразового ударения следует отличать логическое ударение. В этом же предложении мы можем выделить словосочетание на полку голосом и силой выдыхания больше, чем мы выделяем в первой фразе слово книгу. Сочетание на полку звучит сильнее, «выдвигается вперед» в смысловом отношении. Говорящий придает этому слову особое значение. Это слово – «ключ» ко всему предложению, самое весомое по смыслу. В нашем примере (во второй фразе) логическое ударение совпало с фразовым ударением, так сказать, «перекрыло его» как более сильное. Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. По воле говорящего (или его замыслу) логическое ударение может принять любое слово в предложении.
Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?) Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?) Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?) Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)
В каждом простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Иногда встречаются предложения, в которых выделяются не одно, а два и более логических ударений, например: Тихо стало на широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, где гречиха цвела. Логическое ударение очень важно как компонент интонации, К. С. Станиславский называл логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в предложении. «В выделенном слове, – говорил он, – скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»1
Важнейшими компонентами интонации является мелодика речи - движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации, где-то в середине фразы – после кульминационного пункта – будет перелом тона, например
Кульминационный пункт – ударный слог слова при условии, если на это слово падает логическое ударение. Все остальные слова звучат в более низком регистре. Мелодика может быть нисходящей, восходящей, монотонной с незначительными подъемами и падениями, и т.д. Темпо-ритм речи. Смысл сказанного воспринимается в непрерывном потоке речи. Слушающий истолковывает высказывание, вникает в смысл речи, пользуясь фразировкой (делением на фразы). Работая над выразительностью, включает понятие логическая и психологическая пауза. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Предложение отделяется паузой. Эта смысловая (логическая) пауза обозначается одной чертой /, а длительная пауза – двумя чертами ||. Соблюдая логические паузы, говорящий произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно. В то же время пауза объединяет предложение. Длительность пауз может быть разной, от короткой до длительной Если пауза затягивается, то она, по словам К. С. Станиславского, перерождается из бездейственной логической в активную психологическую, наполняется внутренним содержанием, заостряет внимание и будит воображение слушателя (эта пауза будет обозначаться буквой [П]). Психологическая пауза — это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обусловливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Паузировка очень важно для осмысления читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей. Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Чтобы темп стал выразительным средством высказывания или чтения, нужно уяснение цели высказывания, характера событий и людей, а также предполагаемые реакции слушателей.
Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи. К. С. Станиславский даже не отделяет темп и ритм и называет это речевое понятие темпо-ритмом. Ритм – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении. Ритм этого четверостишия основан на повторяемости количества ударных и безударных слогов в сопоставимых отрезках речи: Нам все нелегко доставалось, Но главное – духом не пасть. Со всеми врагами сражалась Рабоче-крестьянская власть. Схема ритма этого произведения (^ безударный, – ударный слог): Не следует смешивать ритм с размером стиха: размер обозначает основные особенности единицы стиха – стопы. Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. Тембр — выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами Эмоциональная окраска речи – и есть тембр. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэта — вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения. Выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятельствам. Особым средством выразительности является и жест. Особым средством выразительности является и жест. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу раскрыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Наиболее ценен психологический жест. Он стремится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя психологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Может предшествовать слову, сопровождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя. Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста. 1 Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ' над буквой, над е знак ударения не ставится. 2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром, логическое – одной чертой, психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением; эмфатическое ударение обозначается буквой [Э] перед словом. 3 Паузы обозначаются так: короткая – вертикальным пунктиром (|), средняя – одной вертикальной чертой (|), длительная – двумя вертикальными чертами (||). 4. Слитное произнесение обозначается дугой ^ над словами. 5. Мелодика предложения обозначается следующим образом: подъем (повышение) голоса обозначается стрелкой вверх над ударной гласной слова (/) падение (понижение) голоса обозначается стрелкой вниз над ударным слогом (\), монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная (нормативная) мелодика вопросительного, повествовательного и восклицательного предложений не обозначается, на нее указывают знаки препинания 6. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки. [, ]? 7. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т. п. Текст для детальной разметки обычно пишется на одной стороне листа с полями справа и слева. В конце делаются (словесно) заметки, касающиеся подтекста и приемов чтения или рассказывания.
|