Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие экспортно-импортных процессов как условие усиления интеграции. 1.Интеграционные процессы в рамках стран СНГ обусловлены необходимостью создания единого экономического научно-технического и правового пространства






1. Интеграционные процессы в рамках стран СНГ обусловлены необходимостью создания единого экономического научно-технического и правового пространства, а также восстановления утраченных при распаде СССР взаимосвязей, основанных на разделении труда и тесном кооперативном сотрудничестве. Единое экономическое пространство достигается путем развития международных экономических отношений.
В экономической литературе выделяются 4 уровня развития экономических отношений:

1) Формирование относительно обособленных национальных хозяйств.

2) Интернационализация производств.

3) Транснационализация экономического развития и межгосударственная интеграция.

4) Глобализация хозяйственной жизни.


Первый уровень выступает в виде создания единого национального рынка и развития внешней торговли товарами, производство которых в данной стране превышает спрос или требует меньших издержек.
Второй уровень наступает, когда внешняя торговля становится ориентиром национальной экономики, подчиняется международным, а не внутренним стандартам и правовым нормам. Эта степень интеграции предполагает расширение масштабов движения капиталов, технологий, рабочей силы.

Третий уровень предполагает внутриотраслевое разделение труда; современные разработки; производство, сбыт товаров; стремительный рост взаимных поставок комплектующих изделий, услуг; развитие транснациональных корпораций; межгосударственной интеграции на базе таможенных, валютных и финансовых союзов.

Четвертый уровень характеризуется использованием транснациональных корпораций в качестве основы производства и сбыта глобальных товаров (компьютеров, авиационной, автомобильной, аудио- и видеотехники, средств связи, лекарств, косметики, видеопродукции, массовых напитков и консервов); развитие международных экологических и научно-технических программ; объектов собственности; экономических институтов; информационных сетей; создание надгосударственных органов управления и единых валютных систем.

Опыт интеграции в странах Европейского сообщества. В мировой практике накоплен большой опыт экономической интеграции. Так, в странах Европейского сообщества (ЕС) опыт экономической интеграции обобщен в «Кратком очерке Европейского сообщества», подготовленном в 1992 г. Многие принципы, формы и методы интеграции могут быть использованы странами СНГ.

Интеграция в странах ЕС направлена на сокращение расхода природных ресурсов и более полное использование человеческого потенциала в условиях перехода на новый технологический уровень развития. При этом макроэкономическая стабилизация сочетается с широким применением регулирования рынка товаров, рабочей силы, инвестиций, технологий, информации; с созданием единой транспортной и энергетической инфраструктуры, валютной системы.
Принципы функционирования ЕС в условиях интеграции. К числу основных таких принципов относятся:

- равноправие стран, юридических и физических лиц

- эффективность. Совместная деятельность налаживается там, где она дает более высокую результативность;

- наднациональное право. В случаях принятия обязательных для всех стран решений государства отказываются от части суверенитета в обмен на принцип единогласия;

- диалог. Этот принцип является основой для принятия решений, которые разрабатываются в диалоге с профсоюзами, местными органами власти, предпринимательскими и другими общественными организациями;
- создание независимых органов, обеспечивающих реализацию общих интересов: Комиссия, Европарламент, Совет министров, суд и др.;
- формирование общего бюджета. В него направляется 1, 2 % ВВП. Из него примерно половина используется на поддержание единой сельскохозяйственной политики; третья часть - на структурную перестройку в отстающих регионах.

Для выполнения наднациональных, конфедеративных, а также федеративных функций создаются институты ЕС: Комиссия, Европарламент, Совет министров, Европейский суд. Постановления этих органов обладают преимуществом перед национальными законами, а директивы исполнительных органов ЕС являются обязательными для конкретных стран, фирм и других структурных подразделений.

Комиссия ЕС курирует внешнеэкономические связи, экономику и финансы, сельское хозяйство и другие отрасли; цены (например, на уголь, сталь); управляет фондами социального, технического и регионального развития; выступает с законодательными инициативами.

Европарламент, избираемый путем прямого всеобщего голосования, принимает бюджет ЕС, контролирует работу Комиссии, принимает постановления.

Совет министров ЕС фактически состоит из ряда советов - глав государств, министров финансов, сельского хозяйства и т. д.

Свобода движения рабочей силы, товаров и услуг, капитала, а также конкуренции в странах ЕС. Она достигается путем согласования национальных законодательств. Кроме этого, проводится единая политика охраны труда и окружающей среды. Так, при приеме на государственную службу каждая страна отдает предпочтение своим гражданам. Взаимное признание дипломов основывается на общих стандартах обучения. Граждане ЕС могут открывать фирмы и реализовывать услуги в любой стране, соблюдая установленный в ней минимальный уровень заработной платы и другие нормы трудового права.

Постепенность реализации единой экономической политики. Формирование и реализация единой политики стран ЕС в области движения капиталов, социального развития, научно-технического прогресса, налогообложения, торговли и т. д. осуществляется постепенно. Так, на начальном этапе существования платежного союза конвертируемость национальных валют была ограничена текущими операциями по импорту и экспорту в виде перевода выручки в национальную валюту по рыночному курсу.
Особо следует отметить, что при расширении ЕС на восток предполагаются длительный (более 10 лет) переходный период и ограничение прав стран-новичков на свободное передвижение рабочей силы. Это обусловлено тем, что страны Центральной и Восточной Европы пока не в состоянии эффективно использовать крупные структурные инвестиции. ВВП на душу населения составил в середине 1990-х гг. в Румынии - $1, 1 тыс., в Литве - $1, 3 тыс., в Венгрии - около $3 тыс., в Словении - $6, 5 тыс. Поэтому шансы стран СНГ на вступление в ЕС на ближайшие 10-20 лет являются минимальными.

2. Обычно процесс межгосударственной интеграции проходит два основных этапа. На первом формируется общий рынок, на втором - экономический союз.

Первый этап характеризуется созданием свободной торговли между странами в виде обмена товарами без ограничений; таможенного союза, который предполагает снятие внутренних таможенных барьеров с одновременным установлением общих пошлин и ограничений на торговлю; обеспечения свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. Обслуживание такого союза требует образования платежного союза и специальной межгосударственной надстройки в качестве специальных комиссий, парламента и органов суда.

Второй этап - это переход к полному экономическому союзу. Он основывается на всесторонне согласованной экономической политике и валютном союзе, который предполагает введение единой валюты, регулируемой межгосударственным банком и решениями межгосударственного парламента.

СНГ пока находится на первом этапе формирования общего рынка. Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан создают Таможенный союз. Россия и Беларусь формируют Экономический союз, который отличается более высоким уровнем интеграции.

Для России в современных условиях важное значение имеет развитие экспортно-импортных процессов как со странами СНГ, так и с дальним зарубежьем.
Развитие экспорта как фактор валютных поступлений. Для России особенность экспорта заключается в том, что значительный его удельный вес занимают сырьевые отрасли. В настоящее время они обеспечивают существенную долю валютных поступлений. К числу таких отраслей относятся нефтяная и газовая промышленность, добыча алмазов, производство черных и цветных металлов и т. д. Крупным резервом валютных поступлений за счет экспорта являются поставки вооружений и военной техники. В 1989 г. доля СССР в мировом экспорте вооружений составляла до 43, 96 %. К 1993 г. доля России в этом экспорте снизилась до 11, 57 %. За это время доля США в мировом экспорте вооружений увеличилась с 16, 09 до 49, 29 %. После 1993 г. положение на рынке вооружений стало изменяться в пользу России. В 1994 г. экспорт вооружений из России увеличился до $2, 7 млрд, а в 1996 г. он уже составил $8 млрд. Вырученные средства используются не только для укрепления военно-промышленного потенциала, но и для расширения производства конкурентоспособной гражданской продукции, экспорт которой в последнее время существенно увеличился.

Развитие импорта как фактор повышения уровня конкурентоспособности отечественных товаров.

При определении экономической стратегии России необходимо учитывать перспективы развития импорта. В условиях открытой экономики импорт возрастает. Это способствует, с одной стороны, наполнению рынка разнообразными товарами; с другой - импорт выступает импульсом усиления конкуренции, которая является мощным побудительным фактором технического прогресса, повышения качества продукции, снижения издержек производства путем использования современных технологий.

Вместе с тем нельзя допускать, чтобы импорт привел к исчезновению целых отраслей производства. Так, бесконтрольный импорт товаров легкой промышленности и сложной бытовой техники привел к тому, что доля импорта во внутреннем товарообороте России возросла с 13-15 % в 1980-е гг. до 40 % в середине 1990-х гг.

Вытеснение с внутреннего рынка отечественных производителей произошло не только за счет производства ими товаров более низкого качества по сравнению с иностранными, но и за счет того, что отечественные производители попали в сложное экономическое положение: разрыв традиционных производственных связей с предприятиями, расположенными в бывших республиках СССР; резкое удорожание сырья, транспортных перевозок, энергоресурсов; снижение покупательской способности основной массы населения. Устранение кризисной ситуации, модернизация оборудования позволит многим предприятиям, производящим товары народного потребления, не только снабжать ими внутренний рынок, но и выйти с ними на рынки других стран.

 

Д\з: ЛУ 02 с. 224-225.

Контрольные вопросы:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал