Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях
В конце XIX — начале XX в. со всей очевидностью обнаружилось, что учебные заведения России не подготовлены к введению гимнастики как учебной дисциплины. Неподготовленность выражалась в отсутствии квалифицированных преподавательских кадров и соответствующей материальной базы. Поэтому многочисленные приказы, инструкции, циркуляры Министерства народного просвещения об обязательном введении гимнастики в учебных заведениях практически оказались пустыми декларациями. В тех учебных заведениях, в которых проводилась гимнастика, она была главным образом военной. Эта направленность, по сути дела, была программной установкой официальной педагогики. Так, в утвержденной инструкции для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях говорилось, что “...упражняя мальчиков в самых простых движениях и построениях, принятых в русских войсках, гимнастика знакомит детей с первоначальными основаниями воинской дисциплины...”. Инструкция требовала обучать учащихся упражнениям по правилам, предписанным “Уставом по строевой пехотной службе”. Военные строевые приемы занимали около половины всех учебных часов, предназначавшихся для физического воспитания в учебных заведениях Министерства народного просвещения. Методические разработки по гимнастике исходили, как правило, от военных, имеющих смутное представление о физическом воспитании детей. Военная направленность вышеприведенной инструкции обнаруживается даже в рекомендациях по беговым упражнениям и ходьбе, которые, по словам инструкции, следовало выполнять так, “как это делается в войсках”: “Ходьба, которою заканчивается бег, может с большею пользою... быть заменена церемониальным маршем в строгом порядке и, если возможно, с музыкою или пением”. Преподаватели гимнастики в учебных заведениях состояли из отставных унтер-офицеров. Революционные события 1905 —1907 гг. и реакция правительства на них в еще большей степени усилили милитаристскую направленность физического воспитания в учебных заведениях. Прогрессивные идеи отечественных ученых-педагогов, их обоснованные доводы о несовременности зарубежных систем гимнастики (немецкой, шведской, сокольской и др.) игнорировались официальной педагогикой. Причина этого явления заключалась прежде всего в том, что передовые и демократически настроенные российские специалисты в области физического воспитания хотели видеть в нем эффективное средство решения широкого круга задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Физическое воспитание рассматривалось ими как необходимый компонент всестороннего развития личности. Официальная же педагогика рассматривала физическое воспитание лишь как средство решения чисто утилитарных потребностей и видело в нем прежде всего военно-физическую сторону развития молодежи. Поэтому взгляды П. Ф. Лесгафта, И. Я. Гердта, В. В. Гориневского, Е. М. Дементьева, В. И. Игнатьева, Е. А. Покровского и других не устраивали государственных чиновников Министерства народного просвещения. Из зарубежных же систем пропагандировались и рекомендовались к применению лишь те, в которых речь шла о военно-физической направленности физического воспитания подрастающего поколения. В России того времени единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему, в русских дореволюционных школах не существовало. В 1912 г., по данным Министерства народного просвещения, в 855 средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в 296 — шведская, в 415 — немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П. Ф. Лесгафта. Причем с 1911/12 учебного года Министерство народного просвещения рекомендовало в учебных заведениях своего ведомства проводить сокольскую гимнастику. В России это было связано с пропагандой панславянской культуры из-за значительного ухудшения отношений с Германией. Кружки сокольской гимнастики создавались в средних и высших учебных заведениях многих крупных городов России. Из Чехии были приглашены специалисты — “соколы”, доставлено значительное количество гимнастических снарядов и оборудования для организации учебных занятий. Большими тиражами издавалась учебно-методическая литература по этой гимнастике. Однако в России создавались и функционировали учебные заведения нового типа, организованные на принципах частной и общественной инициативы, т. е. негосударственных. К числу таких школ относятся гимназии К. И. Мая, М. Н. Стоюниной, Н. и А. Медведниковых, М. Д. Могилянской, школа Е. С.Левицкой, училище В. Н. Тенишева, Петербургское коммерческое училище в Лесном и др. В отличие от государственных учебных заведений, где уроки физического воспитания часто вообще не проводились, в опытных школах эти занятия являлись обязательными, а в некоторых ежедневными. Объем обязательных уроков был не менее 4—6 ч в неделю. Опытные школы, как правило, имели собственные программы физического воспитания. В гимназии М. Н. Стоюниной, например, физическое воспитание проводилось по системе П. Ф. Лесгафта, который сам руководил занятиями. Для училища В. Н. Тенишева свою программу физического воспитания разработал петербургский педагог П. Н. Бокин. В Первом киевском коммерческом училище физическое воспитание строилось по программе врача А. К. Анохина. В качестве основных средств физического воспитания детей он предлагал подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Программы учебных заведений нового типа подчеркивали важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. Так, Анохин рекомендовал дважды в год проводить контрольное тестирование физической подготовленности и состояния здоровья детей. На каждого ученика заводилась медицинская карта, в которой фиксировались показатели здоровья и физического развития. В то время уже ставился вопрос об индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей. Так, русский врач В. В. Рудин, указывая на важность индивидуального подхода к занимающимся физическими упражнениями, предлагал брать за основу не возраст, а индивидуальные данные физического развития ребенка. Разделив учащихся в своей школе — Школе правильного физического развития — на четыре антропометрические группы (“хорошо развитых”, “средне развитых”, “слабогрудых”, “слабосильных”), Рудин составил для каждой из них специальную программу физических упражнений с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Шестилетние наблюдения за ходом физического развития учащихся, занимавшихся по этим программам, дали, как считал Рудин, “осязательные результаты”. Он в то время высказывал оригинальную мысль, что оценка по физическому воспитанию не должна оцениваться “баллами по предметам физических упражнений, а производиться антропометрически”. Опыт врача В. В. Рудина и его школы в Мологе вызывали большой интерес педагогической и медицинской общественности. По поводу деятельности этой школы врач-гигиенист А. С. Вирениус писал: “Городок с какими-нибудь тремя-четырьмя тысячами жителей, с минимальным образовательным цензом создал вдруг нечто, напоминающее Древнюю Грецию и Рим: создал здание для телесных упражнений... Тут вы находите все, о чем лишь мечтают столичные гигиенисты и что оказывается возможным разве в роскошных военных корпусах и в богатейших турферейнах...”. В программах опытных школ, условия которых позволяли использовать внеурочные формы работы по физическому воспитанию, стали планироваться различные экскурсии и походы. Почти все опытные школы имели просторные гимнастические залы, несколько площадок для проведения игр на открытом воздухе, а в некоторых школах имелись даже свои бассейны. О подходе к решению задач физического воспитания в учебных заведениях подобного типа можно судить по записям в памятной книжке Тенишевского училища: “Училище придает большое значение правильному физическому воспитанию учащихся. Достижению этой цели служат: безусловно гигиеническая обстановка, постоянный врачебный надзор, ежедневные независимо от времени года в течение часа посреди учебного дня игры на свежем воздухе, горячий завтрак, правильное распределение и чередование занятий и поддержание бодрого настроения учащихся”. Таким образом, прогрессивные идеи в области физического воспитания детей нашли свое применение в практике деятельности передовых для конца XIX — начала XX в. опытных частных школах России. Конечно, для столь огромной страны, как Россия, таких учебных заведений было крайне мало, но многое из этого богатейшего наследия не утратило своей ценности и значимости и в наши дни. Большое значение для развития физической культуры в дореволюционной России имело возникновение нового типа физкультурных организаций (в отличие от спортивных кружков) — общественных физкультурно-спортивных организаций. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей физического воспитания детей. Таких организаций к 1914 г. в России было около 360. На примере деятельности одной из них — Общества телесного воспитания “Богатырь” — ознакомимся с содержанием их работы по организации физического воспитания с населением страны. Создание этого общества началось в 1902 г., когда попечитель Петербургского учебного округа выдал преподавателю военного училища К. Г. Алексееву свидетельство на право открытия в Петербурге школы гимнастики. Заниматься в школе разрешалось учащимся военных и гражданских учебных заведений. Учебная программа школы говорит о понимании Алексеевым задач физической культуры. Вот перечень учебных дисциплин, которые проходились в школе: педагогика, анатомия, физиология, гигиена, первая помощь, история и теория физического воспитания, гимнастика, подвижные игры, фехтование, танцы, борьба, бокс, плавание, гребля, коньки, лыжи, велосипед, легкая атлетика, туризм, труд землекопа, плотника, столяра. В отчетах упоминается, что “...осуществить эту программу было невозможно из-за недостатка материалов, средств и преподавателей...”. По этой и другим причинам число занимающихся, достигшее сначала 150, стало падать, особенно после введения платы за обучение — 1 руб. в месяц (месячное жалованье рабочего в то время было около 30 руб.). В 1903 г. школа участвовала в международной выставке “Детский мир” и была награждена серебряной медалью. В 1904 г. школа ходатайствовала о разрешении провести всероссийский съезд деятелей в области физического воспитания и открыть курсы для подготовки преподавателей, но правительство разрешения на это не дало. К. Г. Алексеев пришел к выводу, что без поддержки влиятельных лиц ему будет невозможно преодолевать возникающие трудности, связанные с функционированием школы. Через князя Тарханова (который сочувствовал начинаниям Алексеева) Алексеев получил поддержку начальника Главного управления военных учебных заведений барона Ф. Е. Мейендорфа, который поручил инспектору управления генералу А. В. Полторацкому оказать школе помощь. В результате усилиями К. Г. Алексеева и его высокопоставленных помощников в 1904 г. было создано Общество телесного воспитания “Богатырь”. Сначала Общество занималось устройством детских игровых площадок и организацией детских праздников, а в 1909 г. открыло в Петербурге одногодичные курсы гимнастики и игр. Начиная с 1910 г. деятельность Общества проходит в рамках созданного им двухгодичного Гимнастического института. Организации института предшествовало следующее: в 1910 г. А. В. Полторацкий и морской врач В. Н. Песков (организатор и председатель Шуваловской школы плавания) были командированы на летние курсы шведской гимнастики в Стокгольм. Ознакомление с деятельностью гимнастических институтов в Стокгольме и Копенгагене сделало их в дальнейшем сторонниками шведской системы физического воспитания, сочетающей в то время гимнастику с играми и спортом, а также слейдом (корригирующим трудом). Таким образом, благодаря усилиям Полторацкого и Пескова был организован Гимнастический институт с двухгодичным обучением. Представляет интерес, что меценатом его стал шведский “нефтяной король” Нобель, удовлетворенный тем, что была принята шведская система. Он подарил институту все оборудование зала со шведскими гимнастическими снарядами, сделанными по его заказу на лучшей спортивной фабрике, командировал из Швеции преподавателей гимнастики для проведения занятий и консультаций российских специалистов. Обучение в институте было платным: стоимость обучения — 25 руб. в год, а для посещающих гигиенические группы (группы здоровья) — 3 руб. в месяц. Институт был популярным учебным заведением в Петербурге. К 1914 г. он выпустил свыше 200 специалистов физического воспитания с правом преподавания в средних учебных заведениях. Программа института содержала все теоретические предметы, преподаваемые еще в школе Алексеева, а также основные спортивно-педагогические дисциплины. Для женщин было предусмотрено преподавание пластики и танцев. Часто организовывались туристские поездки, особенно в Финляндию. По инициативе преподавателя института И. Я. Гердта, который заведовал филиалом «Богатыря» под Петербургом, здесь были лыжная станция, летняя и зимняя площадки для детей, а в 1914 г. организованы курсы преподавателей физкультуры для сельских школ, где занимались 80 человек. К сожалению, в 1923 г. институт был ликвидирован, но многие «богатыри» внесли значительный вклад в дальнейшее развитие советской системы физического воспитания. Эта форма физкультурно-спортивной работы в дореволюционной России не отличалась массовостью: общественные физкультурно-спортивные организации охватывали всего около 40 тыс. человек, главным образом представителей привилегированных классов.
|