Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отличие психологического консультирования от психотерапии.
Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: § консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности; · консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что " человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968); · консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; · консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч); · консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; · в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; · консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
К основным стандартам профессиональной этики психотерапевта относятся: * Профессиональная компетентность. Психотерапевт должен заниматься практикой, которая не выходит за пределы его компетентности. Психотерапевт должен постоянно отслеживать уровень собственной профессиональной компетентности. * Уважение личности и отсутствие дискриминации. Психотерапевт не должен допускать дискриминацию пациентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, национальной и религиозной принадлежности и т.д. Психотерапевт должен с уважением относиться к личным ценностям, а также культурным особенностям пациентов. * Взаимность и информированное согласие Условия прохождения психотерапии должны быть ясны пациенту до начала психотерапии; любое их изменение должно обсуждаться с пациентом. * Конфиденциальность. Психотерапевт должен уважать личные права пациента и избегать не оправданного разглашения конфиденциальной информации. Требование к сохранению сведений о личной жизни пациентов в тайне перестает действовать только в тех случаях, когда нарушение конфиденциальности может помочь предотвратить явный вред пациенту, психотерапевту или другим людям, или когда существуют юридически обоснованные обстоятельства, предписывающие раскрытие конфиденциальной информации. * Честность Психотерапевт должен корректно называть свою специальность, обозначать квалификацию и предлагаемые услуги. * Запрет на эксплуатацию пациента психотерапевт должен осознавать свою роль и ответственность во взаимодействии с пациентами и стремиться использовать особенности терапевтических отношений в интересах пациентов. * Социальная ответственность Психотерапевту следует поддерживать законы и социальную политику, которые действуют в интересах пациентов и содействуют психическому здоровью в обществе. При работе в групповой психотерапии важно соблюдать все вышеперечисленные этические правила. Еще одно из важнейших условий эффективности психотерапевтической группы, как и любой психотерапии, – свободное и добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, а также возможность покинуть ее. Только тогда участники могут принять на себя ответственность за результаты своей работы в психотерапевтической группе. Перед началом работы с психотерапевтической группой терапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы. Участники группы должны знать: Цели группы, предлагаемые терапевтом способы работы и важнейшие правила. Образование и квалификацию терапевта. Возможность свободно выбрать, участвовать или не участвовать в предлагаемых терапевтом действиях группы, подчиняться или не подчиняться давлению группы или желаниям других участников. В группе запрещено физическое и психическое насилие по отношению друг к другу. Терапевт обязан заранее предупредить участников о выполняемых в группе исследованиях, участии наблюдателей, о наблюдении за работой группы с помощью зеркала одностороннего видения или записью работы группы. Границы конфиденциальности. Категорически запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе. Одной из важнейших вещей, о которой должны знать участники, является возможный психологический риск, связанный с участием в группе, и способы его снижения. Школы психотерапии различаются по приемам и формам работы. Но при этой разнице их объединяет единый круг проблем, связанных с общими правилами поведения психотерапевта в процессе работы и его подготовленности. Вне зависимости от подхода психотерапевт должен владеть навыками грамотного выслушивания клиента, совместного формулирования проблемы, установления эмоционального контакта и доверия.
|