![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественного прогресса. Человек перед лицом глобальных проблем.⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Теория прогресса появляется в эпоху нового времени и характерна для теорий единого человечества. Предпосылки теории прогресса (по С. Булгакову) 1. Человечество движется в некоторых заданных координатах к конечной цели 2. Наличие разумного плана истории, одновременно внур. для человечества и внешн. над человеческого 3. Предсказуемость истории (знание законов, объяснение програссивн развития человечества) 4. Проблема отдельного человека (его участие в прогрессе человечества) Критерии прогресса: -моральное развитие – история человечества это становление морально развитого, совершенствующегося человека -права и свободы человека (Т. Гоббс) -просвещение и образование (XVIII в Вольтер, Дидро) -развитие свободы (Гегель, Маркс) -Научно – техническое развитие (Тоффлер, Белл) Глобальные – это те проблемы, которые затрагивают все человечество и должны быть решены всем человечеством. Проблемы: экология, терроризм, ядерная угроза, демографическая, проблема энергетического кризаса, проьлема сырьевого кризиса. Пути решения: -наличие единой политической воли; -финансово – налоговая политика; -новые формы экономического хозяйства; -новая идеология; -отказ от антропоцентризма; -отказ от технократического подхода в природе как к источнику ресурсов; -отказ от экономики с искусственным культивированием потребностей; -отказ от современной западной системы ценностей 57. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений. До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качествеединственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение квопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государстваосновывается на понимании истории как естественноисторического процесса сменыобщественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существованияклассов соответствует определенный тип государства. Тип государства означаетконкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности исоциального назначения.Общественно-экономическая формация, (или строй) — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства. Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая — коммунистическая — должна наступить в будущем и является окончательной.
|