Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России в XIX в. (уставы 1804, 1828 гг.).
В первой половине XIX в. во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за утверждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г. привели к этим перестройкам. Основной причиной реформ просвещения был кризис крепостничества в России. В 1804 г. " Устав учебных заведений, подведомым университетам" положил начало организации государственной системы начального, среднего, высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народного образования. Особенностью нового Устава явилось то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства народным образованием - Министерством народного просвещения, начавшего свою деятельность с 1802 года. Для руководства на местах создаются специальные губернские органы - дирекции народных училищ. Прогрессивными чертами устава 1804 г. были: 1. Установление приемлемости между приходскими, уездными училищами и гимназиями. 2. Объявление школ бессословными. 3. Отказ от изучения закона Божьего. 4. Продолжение реформ Петровского времени. С 1804 г. в России была введена государственная система преемственно связанных между собой школ: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обучения), губернские гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения). Каждое нижестоящее учебное заведение готовило к поступлению в последующее. Обучение во всех школах было объявлено бесплатным. Вся Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет (Петербургский с 1819 г.), управлявший всеми учебными заведениями на территории округа. Ректор университета имел право вмешиваться в дела гимназий. Директору гимназии подчинялись все уездные училища. Директору уездного училища подчинялись директора приходских училищ. В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и общая физика; 2) история (при ней мифология и древности), география и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика и риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование. После Отечественной войны 1812 г., когда вместе со всем народом профессора, учителя, студенты и учащиеся старших возрастов пережили подъем патриотизма, в школах и университетах стали распространяться свободолюбивые настроения. В ответ на это правительство начало проводить мероприятия по превращению учебных заведений в оплот монархизма. Из университетов (особенно Казанского и Петербургского) были изгнаны оппозиционно настроенные профессора и студенты. В высших и средних учебных заведениях было введено преподавание религиозных предметов, усилилось внимание к религиозному воспитанию учащихся. Из учебных планов исключили дисциплины, способствующие расширению кругозора и зарождению вольнолюбивых мыслей: философию, политическую экономию, естественное право. Была введена плата за обучение на всех типах школ. К началу 1812 г. царское правительство отказалось от устава 1804 г. С 1811 г. вводится закон Божий, усиливается сословность и религиозное руководство в образовании. В 1817 г. министерство народного просвещения преобразуется в министерство духовных сил и народного образования. Уже по расписанию 1819 г. гимназический курс подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика, риторика, языки (греческий, латинский, немецкий и французский), чистая математика, начала механики, опытная физика, естественная история и рисование. В 1819 г. вводится плата за обучение во всех школах. Все эти изменения получили ход в уставе 1828 г. «Устав гимназий и училищ», состоящих в ведении университетов. Этот устав провозгласил принципы православия, самодержавия и народности. Новый Устав усиливал бюрократический контроль за деятельностью школ и преподавателей и создавал больше препятствий к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В этих же целях была прервана преемственная связь между уездными училищами и гимназиями. В школах вводился строжайший казарменный режим, придирчивый надзор за учащимися, полицейское наблюдение за их поведением. В приходских и уездных училищах, в. младших классах гимназий разрешалось применять физические наказания учащихся. Положительными моментами в новом Уставе были: увеличение сроков обучения - курс обучения в уездных училищах возрастал до трех лет, а в гимназиях до семи, увеличение окладов содержания и улучшение положения о пенсиях для учителей. Реакционные гонения на школы усилились после того, как правительству стало известно о влиянии на молодежь тайных организации декабристов. Разгромив восстание декабристов, Николай, I объявил, что одной из его причин является якобы деятельность профессоров и учителей. Ввиду того что гимназии и университеты, предназначенные для дворянства, заполнились разночинцами, был проведен ряд мероприятий, затрудняющих проникновение в средние и высшие школы лиц недворянского происхождения. В 1835 г. были ограничены права и автономия университетов. Университеты лишились права руководить школами и создавать учебное общество. Все учебные заведения были переданы в ведение попечителей уездного округа. Идеологической основой этой школьной политики являлось требование правительства проводить воспитание и образование на началах “православия, самодержавия и народности”. Стремясь укрепить путем воспитания расшатывающийся самодержавно-крепостнический строй, царизм упорно прививал подрастающим поколениям православно-религиозное мировоззрение, воспитывал в них преданность самодержавной монархии, убеждение в том, что основой русского народного быта является крепостное право. В этот период развивалась просветительская деятельность декабристов. Идеи декабристов: - признание действенным средством распространения грамотности в народе – система взаимного обучения. Было организовано «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения»; - организация школ в своих поместьях. Видные деятели того времени Одоевский, Белинский, Добролюбов. Одоевским был предложен проект об устройстве школ, где он обосновал идею всеобщего и всестороннего образования. Пропагандировал среди крестьян, выступал за общую и народную школу и учительство из народа. В 1830-е - начале 40-х гг. происходит рост школ, который знаменует постепенный сдвиг в этом деле. В конце 1820-х гг. возникает новый тип учебных заведений - училища для детей канцелярских служителей. Их задача: готовить низший персонал для государственных учреждений. Первое такое училище открыто в Петрозаводске в июле 1829 г. Необходимость подготовки грамотных мастеровых побудила начальство Александровского завода открыть училище для детей мастеровых в 1831г.
|