![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации преподавателям⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
При чтении лекционного курса от преподавателя не требуется всестороннего и полного освещения всех содержащихся в нем вопросов. Проблемы, не получившие освещения, должны быть вынесены для самостоятельной работы студентов, с помощью консультаций, организованных кафедрой. Преподаватели, читающие основной курс «Отечественной истории» на разных факультетах, должны учитывать специфику специальностей. Определенные возможности в этом плане существуют во всех темах, но наиболее показательным, примером может служить изучение тем семинарских занятий, посвященных историческим личностям. К примеру, на факультете психологии студентам представляется возможность подискутировать на предмет «Исторические и психологические портреты русских государей». При сокращении количества семинарских занятий часть тем может быть выведена на самостоятельное изучение с последующим текущим тест-контролем. Подготовка к семинарам предполагает обязательное знание основных дат, персон, понятий, значение и определение которых студенты должны знать в рамках каждой темы. Это дает возможность дополнительно проводить текущие мини-тесты на каждом занятии. Тематика рефератов составлена с учетом историко-хронологического подхода к вопросам истории и усвоения их студентами, начиная со средневекового периода и заканчивая новейшим временем. Важное внимание уделяется проблемам специфики формирования и развития единого российского государства. При проведении занятий следует особое внимание обратить на овладение студентами категориального аппарата курса «Отечественная история», на связь теоретических подходов с практикой. Необходимо научить студентов при анализе социально-экономических и политических явлений выделять не только проблемы, но и пути, формы и методы их эффективного решения. Оказывать помощь студентам в осмыслении современных концепций. Видеть в них не только положительные стороны, но и негативные. Учить студентов анализировать исторические явления, извлекать опыт. В ходе проведения лекционных и семинарских занятий активнее привлекать современные методы обучения, включая проблемные вопросы, тесты и компьютерные технологии. Путем постановки проблемных вопросов мотивировать студентов на поиск соответствующих ответов и их аргументацию. Результаты работы студентов (семинарские занятия, самостоятельная работа и др.) контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д. Для подготовки к экзаменам студенты получают примерный перечень вопросов по изучаемой дисциплине.
II. Материалы устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Экзаменационные вопросы по дисциплине «Отечественная история» 1.Предмет и задачи курса отечественной истории. Методы и источники изучения истории. 2. Место России в цивилизационном процессе. Основные факторы российской истории. 3. Социально-экономический и политический строй древнерусского государства в IХ – ХII вв. Культура Киевской Руси. 4. Причины и исторические последствия феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская феодальная республика. 5. Установление ордынского ига на Руси. Борьба русского народа с монголо-татарами. Оборона северо-западных земель от немецких и шведских завоевателей в ХIII веке. 6. Предпосылки преодоления феодальной раздробленности в Северо-Восточной Руси. Возвышение Московского княжества в ХIV – первой трети ХV вв. 7. Иван III и его деятельность по формированию русского централизованного государства. 8. Царствование Ивана IV Грозного и его оценка в исторической литературе. 9. «Великая смута» конца ХVI - начала ХVII вв. в России. Борьба русского народа против польских и шведских интервентов. Воцарение династии Романовых. 10. Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную во второй половине ХVII века. 11. Реформы Петра I и их влияние на развитие России. 12. Эпоха дворцовых переворотов в России. 13. «Просвещенный абсолютизм» в России. Государственная деятельность Екатерины II. 14. Культура в России ХVIII века. 15. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформирования государственного устройства России. 16. Отечественная война 1812 г. и ее значение. 17. Движение декабристов и его оценка в исторической литературе. 18. Кризис феодально-крепостнических отношений в России во второй четверти ХIХ в. Внутренняя и внешняя политика Николая I. 19. Культура России в первой половине ХIХ века. 20. Отмена крепостного права в России. Значение крестьянской реформы 1861 г. 21. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. в России и их значение. 22. Особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в 60-90-е гг. ХIХ в. 23. Земский либерализм и народничество в общественном движении России во второй половине ХIХ века. 24. Рабочее движение в России в 60-90-е годы ХIХ в. Распространение марксизма. Первые социал-демократические кружки и организации. 25. Образование революционных партий в России. Их программные и тактические установки. 26. Первая российская революция. Ее причины, характер, особенности. Основные этапы и значение. 27. Образование либеральных и монархических партий в России, их программные и тактические установки. 28. Культура России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. 29. Столыпинские преобразования. Общественно-политическое и экономическое развитие России в 1907-1914 гг. 30. Причины, характер и периодизация Первой мировой войны. Участие России в войне. 31. Общественно-политическая ситуация в России в условиях первой мировой войны. Складывание общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. 32. Политическая борьба в России в марте – октябре 1917 г. Октябрьское вооруженное восстание. Приход большевиков к власти. Первые преобразования советской власти. 33. Гражданская война в России (1918-1920 гг.). 34. Политика «военного коммунизма», ее причины, механизм, последствия. 35. Новая экономическая политика: сущность, противоречия, итоги. 36. Индустриализация в СССР, ее итоги и социально-политические последствия. 37. «Сплошная коллективизация», ее экономические и социально-политические последствия. 38. Образование СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в 1920-30-е гг. 39. Культурное строительство в 1920-30-е годы. Идеологизация духовной жизни в СССР. 40. Внутрипартийная борьба в 1920-е годы. Формирование режима личной власти Сталина. Сущность и проявления тоталитарной системы в СССР (20-30-е гг.). 41. Внешняя политика СССР в предвоенные годы. Советско-германские отношения в 1939-1941 гг. 42. Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.). Основные этапы. Источники, значение и цена победы. 43. Изменения в мире после второй мировой войны. Внешняя политика СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. ХХ в. 44. Сложности перехода СССР к мирному строительству. Восстановление народного хозяйства и его развитие в годы четвертой-пятой пятилеток (1946-1955 гг.). 45. Попытки либерализации политической системы СССР после смерти Сталина. Н.С.Хрущев и его реформы (1953-1964 гг.). 46. Нарастание застойных явлений в экономике и социально-политических сферах СССР в 1970-х – первой половине 80-х гг. 47. Внешняя политика СССР в 60-е – первой половине 80-х гг. ХХ столетия. 48. «Перестройка» в СССР: цели, основные направления, причины неудач. 49. Распад СССР и его последствия. Межнациональные отношения на современном этапе. 50. Проблемы и тенденции социально-экономического и политического развития России на современном этапе (1991- настоящее время).
|