Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие капитализма и формирование промышленно- го пролетариата в России в 1860 - середине 1890-х гг.






 

После отмены крепостного права развитие капитализма в стране пошло невиданными ранее темпами. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики, способствовали ускорению развития народного хозяйства России. На период 1860-1890-х гг. приходятся такие важнейшие явления в эко- номике страны, как завершение промышленного переворота и быстрое разви- тие ряда важнейших отраслей, постепенная перестройка на новый капиталистический лад аграрного сектора, формирование пролетариата и рус- ской промышленной буржуазии.

 

Русская промышленность в 1860-1890-е гг. В пореформенные годы экономика России вступила в период промышленного капитализма, ознамено- вавшийся ростом и концентрацией крупной машинной индустрии, завершением промышленного переворота, формированием пролетариата и промышленной буржуазии.

 

В стране возник устойчивый рынок рабочей силы, были созданы oусловия, стимулировавшие накопление капитала, все более заметно в самых разных отраслях промышленности и на транспорте проявлялся технический прогресс. Расширялся внутренний рынок, сырье и промышленные товары все чаше вывозились за пределы России.

 

Особенностью экономики в это время являлось параллельное сосущест- вование мелкого товарного производства (крестьянских промыслов), мануфак- тур (основанных на ручном труде) и фабрично-заводской промышленности, оснащенной паровыми машинами.


 

Зарождающаяся крупная промышленность еще не могла вытеснить тра- диционно существовавшие в России кустарные крестьянские промыслы, об- служивавшие миллионы человек. В условиях растущей конкуренции эти про- мыслы распространялись от старинных центров на окраины, а иногда гибко трансформировались, меняя ориентацию. Такие веками существовавшие спе- циализированные промыслы были практически во всех губерниях России. Так, например, на Северо-западе были развиты разнообразные промыслы новгород- ских крестьян (железоделательные и лесные), псковичи занимались переработ- кой льна и продуктов животноводства и т.п.

 

В первые пореформенные годы среди отраслей русской промышленности наиболее прочные позиции занимали текстильная и пищевая. Крупными цен- трами производства хлопчатобумажных тканей были Москва и Подмосковье, С.-Петербург, Прибалтика. Текстильная промышленность была в первую оче- редь, еще в 1830-1840-е гг., втянута в орбиту промышленного переворота. Ус- пехи ее в пореформенный период (1860 - середина 1890-х гг.) были весьма значительны: так, производство хлопчатобумажной продукции выросло за это время примерно в 5 раз, численность механических станков увеличилась с 11 до 87 тыс. (данные на 1890 г.).

 

В 1871 г. из Вознесенского посада и села Иваново был образован уездный город Иваново-Вознесенск. Этот крупный промышленный центр получил в России и второе название - " Русский Манчестер".

 

Однако развитие текстильной промышленности шло неравномерно. С развитием капитализма в России в экономике все более отчетливо стали прояв- ляться промышленные циклы: подъемы сменялись депрессиями и спадами. Так, в первые пореформенные годы производство хлопчатобумажных тканей значи- тельно сократилось (сказалось отсутствие хлопка, который поступал из США, охваченных войной между северными и южными штатами). Подъем продол- жался затем до 1867 г., когда вновь на два года наступило снижение производ- ства. Кризисные явления отмечались также в 1873 и 1883 гг.

 

Важнейшим событием этого периода в тяжелой промышленности России стало создание на юге страны (Донбасс, Кривой Рог) новой угольно- металлургической базы. После реформы 1861 г. старый металлургический центр на Урале переживал состояние депрессии и спада. Так, уровень произ- водства чугуна на 1860 г. был достигнут только к 1870 г. Однако постепенно в связи с расширением добычи каменного угля на юге страны (к 1890-м гг. здесь добывалось около 70% каменного угля), строительством новых заводов, разви- тием железнодорожной сети, стимулировавшим производство металла, темпы роста металлургической промышленности заметно возросли. К концу века Рос- сия стала возвращать утраченные позиции, обогнав по производству чугуна Ав- стро-Венгрию, Бельгию и даже Францию, и вышла на 4-е место в мире.


 

Важным событием в экономической жизни страны стало развитие Бакин- ского нефтедобывающего района, который к середине 1890-х гг. стал давать

90% нефти, добываемой в стране. Здесь шло интенсивное перевооружение от-

расли, вкладывались значительные капиталы (в том числе и иностранные). Рус- ский керосин на международном рынке составил серьезную конкуренцию американскому. По уровню добычи нефти Россия в 1890-е гг. сравнялась с США, а затем в течение нескольких лет даже удерживала лидерство.

 

Крупные сдвиги произошли в русском машиностроении. В 1861 г. в этой отрасли насчитывалось около 100 предприятий, на которых работали примерно

12, 5 тыс. рабочих. К 1897 г. численность таких предприятий выросла до 680, а число работающих - до 120 тыс. человек. Центрами машиностроения стали С.-

Петербург, Москва, Коломна, Сормово, Одесса, Харьков, Бердянск и другие го- рода. Важным социальным итогом развития отечественной экономики в поре- форменный период стало формирование промышленного пролетариата и буржуазии.

 

Существенным отличием пролетариата в 1860-1890-х гг. от " предпроле- тариата" дореформенной России стало то, что рабочие окончательно порывают с деревней, переселяются в город. Постепенно формируется кадровый пролета- риат, с более высоким культурным уровнем, обладающий высоким профессио- нализмом. Численность рабочих на крупных предприятиях, на транспорте, в добывающей промышленности за 35 лет выросла в 3 раза. Общая же числен- ность наемных рабочих в России (с учетом строительных рабочих, работников в сельском хозяйстве и т.п.) в конце 1890-х гг. составила около 10 млн. человек.

 

Российская промышленная буржуазия формировалась в пореформенное время из среды купечества (именно в сфере торговли и ростовщичества наибо- лее интенсивно шел процесс первоначального накопления капитала), мещанст- ва, зажиточного крестьянства. Выходцами из крестьян были крупнейшие промышленники - Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Гучковы, Коноваловы.

 

Вместе с тем политические позиции русской буржуазии были весьма сла- бы. Несмотря на поддержку ее со стороны самодержавия, политическая власть и государственный аппарат находились в руках дворянства.

 

Сельское хозяйство России в пореформенный период. И после реформы

1861 г. Россия продолжала оставаться аграрной страной, в которой уровень раз- вития сельского хозяйства во многом определял состояние экономики в целом.

В русской деревне 1860- 1890-х гг. шел процесс разложения крестьянства (в до-

реформенный период можно было уверенно говорить о социальном неравенст- ве среди крестьян) или, как его называли сами крестьяне, " раскрестьянивание". В деревнях укреплялось экономическое и социальное положение нарождаю- щейся сельской буржуазии - кулачества, с одной стороны, и все более расши-


 

рялся беднейший слой - сельский пролетариат, значительная часть которого уже не могла существовать в новых условиях и уходила в города.

 

После реформы кулачество все более втягивалось в товарно-денежные отношения, выставляя на рынок сельскохозяйственную продукцию - свой то- вар, все чаше получаемый за счет эксплуатации наемного труда. Экономиче- ское положение зажиточной верхушки в пореформенный период укреплялось путем скупки и аренды бывшей помещичьей земли, за счет вложения части средств в предпринимательство и т.п.

 

В процессе реализации крестьянской реформы основной удар был нане- сен беднейшим слоям крестьянства. Потеря в среднем по стране 20% надельной земли, рост платежей в расчете на десятину, выкупные платежи, высасывавшие средства из крестьянских обществ, тяжело сказались на их экономическом по- ложении. Часть таких крестьян была вынуждена продавать свою рабочую силу как в деревне (кулакам), так и в городе (поступая на промышленные предпри- ятия). В особенно тяжелом положении оказались бывшие дворовые (не полу- чившие земельного надела) и некоторые категории крестьян, получивших минимальные наделы, недостаточные для существования.

 

В новых условиях помещики вынуждены были перестраивать способы ведения собственного хозяйства. Однако перестройка эта шла, особенно в пер- вые пореформенные годы, весьма медленно. Отсутствие средств, инвентаря, опыта препятствовали созданию капиталистических хозяйств. В условиях, при которых хозяйственные связи крестьянских и помещичьих хозяйств не были разорваны (крестьяне вынуждены были договариваться об условиях пользова- ния отрезками, платить оброчные повинности, земли крестьян и помещиков на- ходились в чересполосном владении), возникла так называемая отработочная система. Сущность ее состояла в том, что крестьяне (за определенную плату, а чаще всего в счет оброчных платежей или за право аренды отрезков) продол- жали работать на помещика, используя свой инвентарь. В капиталистических хозяйствах наемные рабочие пользовались инвентарем помещика. Отработоч- ная система из-за невысокой производительности труда экономически незаин- тересованного работника не могла долго конкурировать с капиталистическими формами организации хозяйства. Постепенно к 1880-м гг. ее начинают вытес- нять другие, более прогрессивные формы.

 

Однако значительное число русских помещиков вообще не сумело пере- строить свои хозяйства. К середине 1890-х гг. около 40% дворянских земель оказалось заложенными, в этот же период продавалось за долги по несколько тысяч дворянских имений в год. Правительство старалось помочь дворянству путем создания специального Дворянского банка, куда на льготных условиях можно было заложить землю. Покупка земли (в основном зажиточной частью крестьянства) осуществлялась через специальный Крестьянский банк.


 

Однако, несмотря на все трудности, в сельском хозяйстве России в поре- форменный период отчетливо прослеживаются и новые, прогрессивные явле- ния. Оно постепенно принимает торговый, предпринимательский характер, преодолевает образовавшийся в предыдущие годы застой. Важным фактором становится постоянное расширение посевных площадей (в черноземных губер- ниях, на востоке и юго-востоке страны). При этом в некоторых регионах (севе-

ро-запад) эти площади несколько сократились. Постепенно изменялась и структура посевов (сокращался удельный вес зерновых культур, увеличивался - технических, кормовых и т.п.).

 

Изменялись и агротехнические приемы. В стране преобладала трехполь- ная система земледелия (при этом на окраинных северных и северо-западных землях практиковалась подсека, а в степной полосе - переложная система). Од- нако в ряде помещичьих хозяйств в прибалтийских и западных губерниях все шире начинали применять более перспективную четырехпольную систему с травосеянием. В целом сельское хозяйство России носило экстенсивный харак- тер. По данным П.А. Хромова, урожайность зерновых в 1860-1870-х гг. состав- ляла в " самах" 3, 74 (т.е. урожай в 3, 74 зерна на одно зерно посева). К середине

1890-х гг. она выросла до 4, 9. Этот показатель в несколько раз уступал урожай- ности в развитых европейских странах (Англии, Франции, Германии), но был

близок к американскому, где сельское хозяйство в этот период также развива- лось экстенсивно.

 

В целом производство зерновых в стране значительно выросло. Если в

1864-1866 гг. в среднем собирали около 1, 9 млрд. пудов, то в 1896-1900 гг. - 3, 3

млрд. Однако достигнут этот прирост был в основном за счет расширения по- севных площадей. Не было в аграрном секторе и стабильности. Постоянно по- вторяющиеся неурожаи приводили к массовому голоду (особенно неурожайными были 1891 и 1892 гг.).

 

Развитию рыночных отношений в стране способствовала углубляющаяся в пореформенный период специализация отдельных районов: черноземный центр, юг, юго-восточные губернии России (Воронежская, Тамбовская, Сим- бирская, Самарская, Екатеринославская, Херсонская и др.) вошли в обширный район торгового зернового производства.

 

Торговое животноводство развивалось в губерниях северных, северо- западных, прибалтийских и в ряде центральных внутренних (Вологодской, С.- Петербургской, Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Московской, Яро- славской и др.). Центрами торгового льноводства стали Псковская и Новгород- ская губернии, свеклосахарного производства - ряд украинских и западных губерний. Возникли районы виноградарства, табаководства, коноплеводства и т.д. Специализация отдельных районов страны способствовала налаживанию между ними прочных экономических связей, повышению урожайности, про- дуктивности скота, производительности труда.


 

Развитие транспортной системы. Железнодорожное строительство. Наиболее заметным явлением в развитии транспортной системы России стало бурное строительство железных дорог. Так, в 1860 г. в стране имелось только

1, 5 тыс. верст железных дорог, в 1871 г. - 10 тыс., а уже в 1881 г. - 21 тыс. верст. Железнодорожное строительство стимулировало развитие сельского хозяйства и промышленности (металлургия, машиностроение), ускорило концентрацию капиталов. Железные дороги имели большое оборонное значение, способство- вали проведению военных реформ (помогали осуществлять быструю мобили- зацию резервов в военное время).

 

В пореформенный период Москва становится крупным железнодорож- ным узлом страны, связанным с поволжскими, северными и черноморскими гу- берниями.

 

Важное значение для развития экономики страны имело завершение в

1862 г. строительства железной дороги Москва - Нижний Новгород и в 1869 г. -

Москва - Рязань - Козлов - Воронеж. Таким образом, Москва получила желез- нодорожную связь с торговыми центрами Поволжья и черноземными губер- ниями России. К концу 1860-х - началу 1870-х гг. железные дороги соединили Москву с Ярославлем и Вологдой. В это же время строится сеть дорог, связав- ших черноземные губернии с портовыми городами, что способствовало увели- чению экспорта хлеба. С конца 1870-х гг. начинается строительство железных дорог на окраинах России, к 1890-м гг. была построена часть Транссибирской магистрали, сыгравшей важную роль в развитии Сибири и Дальнего Востока.

 

Первоначально правительство к железнодорожному строительству пыта- лось как можно шире привлечь частный капитал, гарантируя ему выгодные за- казы и 5%-ную прибыль. Однако строились дороги медленно и плохо, процветали злоупотребления, частные компании оказались опутанными долга- ми. В связи с этим с 1880-х гг. правительство начинает само строить новые же- лезные дороги и выкупать старые в казну. Более медленными темпами развивалось в стране строительство шоссейных дорог, совершенствовалась сис- тема каналов.

 

Технический прогресс на транспорте привел к увеличению числа паровых двигателей (паровозов и пароходов). Так, в 1860 г. в России имелось около 400 пароходов, а к 1895 г. численность их выросла до 2, 5 тыс.

 

* * *

 

В пореформенные годы расширялся внутренний рынок - этому способст- вовала растущая специализация отдельных регионов, развитие транспортной системы, рост численности городского населения. Заметно вырос объем внеш- ней торговли (за 40 послереформенных лет в 3 раза). Особенностью структуры внешней торговли России был преобладающий вывоз сельскохозяйственной


 

продукции (прежде всего зерна, льна и т.д.), ввозились в Россию хлопок, тек- стиль, машины, " колониальные товары". Важнейшими торговыми партнерами

России в этот период были Германия и Англия.

 

Совершенствовалась банковская система страны. В 1860 г. был открыт Государственный банк России, проводивший очень крупные операции. В поре- форменные годы наблюдался быстрый рост акционерных коммерческих банков (некоторые из них терпели банкротство, однако общая численность таких бан- ков неуклонно возрастала). Заметно увеличились суммы вложений иностранно- го капитала в русскую экономику (добычу каменного угля и нефти, производство металла и машиностроения, химическую промышленность, бан- ки, городское хозяйство). Иностранные вложения ускоряли развитие капита- лизма в стране, способствовали созданию новых отраслей промышленности, наполнению товарами внутреннего рынка, увеличению экспорта. Следует, од- нако, иметь в виду, что возраставшая внешняя задолженность России сопрово- ждалась уплатой высоких процентов и держала в напряжении финансовую систему страны.

 

Развитие капитализма в России шло как вглубь (путем развития капита- листических отношений в сельском хозяйстве и промышленности на опреде- ленной ограниченной территории), так и вширь. Под последним понимается распространение российского капитализма на новые, окраинные территории. Этот процесс являлся своего рода отдушиной для развития капиталистических отношений, опутанных в центральных районах многочисленными феодальны- ми пережитками. Он снижал накал противоречий и, как следствие, сдерживал развитие капитализма вглубь. На окраинах империи развитие капитализма шло неравномерно. Так, промышленность Прибалтики, Польши, Украины не усту- пала соответствующим отраслям великорусских губерний, а по уровню разви- тия сельского хозяйства эти районы даже опережали центр.

 

В Средней Азии, на Кавказе капиталистические процессы протекали весьма медленно. Правительство рассматривало эти районы как рынок сбыта и сырьевую базу, стесняя развитие местной экономики и сознательно консерви- руя здесь феодальные отношения. Такая политика наносила ущерб не только национальным окраинам, но и экономическим интересам всей страны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал