Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Головные уборы бурят






 

Самый старый вид головных уборов у бурят назывался юдэн и был похож на капюшон. У него были наушники и выступ, закрывающий шею. Он обычно был из сукна синего или черного цвета.

Позже появились шапки с высокой тульей – макушкой. Шапки бурят Забайкалья были одинаковы для мужчин, женщин и детей. Для зимы их шили с меховыми наушниками, подбитыми белой мерлушкой, каракулем, мехом рыси, соболя, норки или выдры. Шапку подбивали мехом. Летние шапки шили из синего шелка, околышек покрывали плисом, бархатом, мерлушкой. Для таких шапок обязательна красная кисть – зала, которую пришивали к верхушке, с навершием из серебра и коралла. По навершию со вставками из разноцветных камней можно было определить, к какому роду относится человек, его служебный ранг и статус.

Иногда наверху пришивали вместо навершия «узел счастья», которой надо было сплести из красного шёлкового шнура. Синий цвет тульи символизирует Небо, 11 стёганых по горизонтали рядов тульи обозначат 11 бурятских родов. Если ряды простёганы по вертикали, то шапка принадлежит, либо ламе, принявшему обет святости, либо мальчику, которого собирались отдать в дацан. Также такая шапка могла быть у бурята Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья.

Головные уборы западных бурят были другие. Мужчины в зимнее время носили небольшую папаху из меха, в летнее время носили картузы.

 
 

 

 


Женщины могли носить разнообразные шапочки с плоским или круглым верхом. Украшались они также разными способами: пуговицами, монетками, полосками парчи, распущенными на концах. Это символизирует лучики Солнца. Иногда вышивали орнамент, украшали полосками ткани, цветами и даже искусственными бабочками. Бабушки любили одевать шапочку на платочек. А девушки иногда и вовсе предпочитали яркие платки, или коралловые венки.

 

Одежда

 

Обувь бурят-монголов – гутулы – была легкой и удобной. Шили обувь, конечно же, сами, причем двумя способами. Либо кусок кожи стягивается вокруг ступни на шнурке, либо выкраивался в более привычном нам виде, как башмак с голенищем. Шили гутулы из сукна, войлока, кожи. Подошву делали из кожи. И обувь у разных племен различались, как и одежда. У восточных бурят носок был слегка загнут вверх. Носки и голенища украшались аппликациями из кожи в виде хищной птицы, а также завитков замкнутого узла. Западные буряты вышивали носок нарядной обуви узорами из плиса или толстого сукна черного цвета.

 

 

 


Женская обувь была похожа на мужскую, только изящнее. Дорогую обувь шили из хороших материалов и тщательно отделывали. Летнюю обувь шили из мягкой конской кожи или сафьяна.

Чтобы ногам было теплее и удобнее, прежде чем, сунуть ногу в жесткий сапог, надевали чулки. Их носили все: мужчины, женщины и дети. В древности они были валяные, то есть как тонкие валенки. Чулки тоже украшали, кто во что горазд: птицы, цветы, дерево, орнамент – было бы желание и умение!

Зимнюю одежду буряты шили из различных сортов овечьего меха: овчины, мерлушки, каракуля. И другие меха шли в ход: козьи, конские, лисьи, волчьи, рысьи, собольи, заячьи, табарганьи, оленьи.

Для весенних и осенних одежд использовали замшу – тонкую обработанную кожу. Летнюю одежду шили из жеребячьей шкуры.

Позже появились ткани из шёлка и шерсти. В начале прошлого века стали широко употреблялись хлопчатобумажные и льняные ткани. В зимнее время меховые шубы стали покрывать тканью. Осеняя, одежда имела мерлушковую подкладку и ватный подол. Для праздничной одежды использовались дорогие шёлковые и парчовые ткани, которые отделывались декоративными полосками, лентой позумента или вышивкой.

 

 

Для рабочей одежды использовались лошадиные шкуры и сукно. Но в Забайкалье долго ещё сохранялось использование китайских тканей с изображениями драконов, шоу и другой восточной символики.

 

Мужчины и женщины носили одинаковое нижнее белье – штаны и рубаху. Зимние рубашки были из самодельной замши, летние – тонкие, ситцевые или хлопковые.

Штаны были тоже теплые или тонкие. Зимние штаны шились из шкур мехом наружу. Вот, наверное, было тепло в таких штанах.

Мужской костюм, как и женский, стоил немалых денег, но и носили его долго, так как ткани были доброкачественные.

 

 

Мужчины раньше обязательно имели косичку, которая ещё и украшалась серебряными пластинками и кисточками. Дорого стоили и украшенные пояса, увешанные мужскими атрибутами: нож в ножках, огниво, кисет с трубкой, табакерка, крючок для прочистки трубки, чехол с чашкой, иногда фляжка. Все это делалось мастерами - дарханами с большой любовью и мастерством. Мужчины-буряты носили на пальцах массивные кольца и перстни из серебра, мельхиора или золота. Те, кто побогаче, носили много колец, по нескольку штук на пальце.

Буряты всегда считали, что одежда и её украшения должны быть к лицу и подобраны со вкусом. В наше время все большее значение приобретают удобство и практичность одежды. То, к какому роду-племени относится человек, нам уже не так важно.

Пища

 

Исторически сложилось, что бурят-монголы в основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Небольшое разнообразие вносили продукты охоты, собирательства и рыбной ловли. Летом больше питались молочным, изредка дополняя рацион мясом. Зимой кушали более основательно: мясо, сушеный творог, сыры и сливочное масло, изделия из муки.

Буряты собирали семена некоторых растений, жарили и толкли их в муку. Муку мололи и из корней некоторых растений. Многие травки использовались как приправа.

По-разному готовили клубни лилий и саранок. Заваривали вкусные и полезныетравяные чаи. На зиму буряты заготавливали дары природы. Для копки корней делали копалки из меди, железа или из лиственницы. Заготавливали разные ягоды, орехи, грибы, дикий лук и чеснок. Из лука и луковиц сараны варили кашу, а из семян дикуши и повилики готовили что-то вроде хлеба.

Летом предпочитали мясо молодого барашка, ближе к зиме – конину, зимой – говядину. Мясо диких зверей добывалось только осенью. Мясо оценивалось по-разному. Праздничные блюда готовили из баранины и конины. К почетной пище

 

относится бууз (позы), хушуур (жареные позы), бухлёр (вареная баранина в бульоне). Из мяса и внутренностей барана и других животных готовили множество различных блюд.

Самому уважаемому гостю подносят отваренную баранью голову. На лбу делается треугольный надрез, подают обязательно носиком к гостю. Гость принимает подношение, отрезает три кусочка и бросает в огонь. Затем надо развернуть по часовой стрелке голову к людям и сказать благопожелание. После этого можно съесть немного мяса и отдать голову старикам. Это угощение только для мужчин. Женщинам – уважаемым гостьям – подают вареную кровь.

Особого внимания заслуживает кровь как продукт питания. С глубокой древности буряты, как и соседи наши – монголы употребляли в пищу свежую кровь и печень. Итальянский путешественник Марко Поло отмечал, что каждый воин монгольской армии в XII в., мог иметь для своих нужд до 18 коней. Во время быстрых походных маршей, чтобы не обнаружить себя, а отчасти из-за отсутствия времени, не жгли костры и не готовили пищу, и тогда основным питанием становилась конская кровь, а также сушеные мясо и творог. Не причиняя вреда животному, от него за один раз следовало брать не более 300 г крови. Это был суточный рацион. Такая походная пища была чрезвычайно удобна тем, что не требовала ни транспортировки, ни специального приготовления. Кровь можно употреблять и в подогретом, и в свернувшуюся виде, добавляя в неё масло, сыр.

Кровь забитых животных сливали в особую посуду и использовали для варки колбас. Внутренности использовались как самостоятельное блюдо.

Молочные продукты буряты любили и умели готовить из них десятки разнообразных блюд. Скоропортящиеся, долгохранящиеся продукты, даже разные

лакомства готовили из молока. Молоко считалось священной пищей.

Молоком пользовались при:

1) ежедневном подношении духам и богам в юрте и за её пределами

2) кроплении молоком при отправлении в дорогу

3) валянии войлока

4) кастрации скота

 

5) захоронении последа

6) наречении ребенка именем

7) первой стрижке его волос

8) выборе места погребения для покойника

9) установке новой юрты

Из молока делали сливочное и топленое масла, сметану, творог, простоквашу, сыры, пиво и водку.

Перед едой надо помолиться, предложить пищу божеством – хозяевам местности и другим. Божествам буряты подносили то же, что если сами, раскладывая еду в специальные чаши перед ликом бурханов – божеств. Начиная трапезу, буряты обычно брызгали несколько капель чая на изображение божества.

Через еду нельзя перешагивать, задевать полой одежды посуду с едой, бросать на землю тряпку, которой вытирают котел после приготовление пищи. Буряты – очень чистоплотный народ, брезговали доедать за кем-либо пищу, но доесть за ребенком, особенно если он предложит сам, считалось за счастье.

Праздничный стол редко обходится без саламата. Это вкусное блюдо готовится быстро. Сметану кипятят на слабом огне, постоянно помешивая деревянной ложкой. Медленно начинают подсыпать ржаную муку, при этом убыстряя помешивание, чтобы не образовалось комков. Можно подлить немного молока или воды. Когда на дне и по бокам образуется аппетитная румяная корочка, саламат не прилипает к ложке – все готово!

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал