![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическая работа №1.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Методические рекомендации к практическим занятиям
по дисциплине Физиология-2 для специальности 051301 «Общая медицина»
Раздел: Дыхательная система Практическое занятие: № 1
Тема: Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке.
Курс: 3 Факультет: Общая медицина
Составители: Хамчиев К.М. Коппель Т.А.
Астана- 2014г.
1.Тема: Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке. 2. Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов газообмена у здорового человека, механизмов его регуляции для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы дыхательной системы. 3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие газзобменную функцию дыхания, понимать основные механизмы первого вдоха новорожденного, привить навыки исследования функций дыхания при различных условиях. 4. Основные вопросы темы: 1. Регуляция дыхания.Структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику. 2. Механорецепторы легких, их значение в саморегуляции частоты и глубины дыхания. Рефлексы Геринга и Брейера. 3. Гуморальная регуляция. Опыт Фредерика. 4. Значение гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания. 5. Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания. 6. Влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови. Центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза. 7. Изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии. 8. Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении. 9. Защитные дыхательные рефлексы. 10. Функциональная система поддерживающая постоянство газового состава крови. 11. Первый вдох новорожденного ребенка. 12. Особенности регуляции дыхания у детей
5.Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ: спирография при физической нагрузке, повышенном и пониженном содержании СО2. Решение ситуационных задач и тестовых заданий по системе дыхания. Работа в малых группах, обсуждение результатов исследования, оформление протоколов. Практическая работа №1. ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА РЕГУЛЯЦИЮ ДЫХАНИЯ (НАБЛЮДЕНИЕ НА ЧЕЛОВЕКЕ). Цель работы: пользуясь методом пневмографии, изучить влияние, па частоту и глубину дыхания некоторых рефлекторных и гуморальных факторов, а также процессов координации в центральном нервной системе. Методика: 1. Защитные рефлексы на дыхание: а) укрепить на грудной клетке испытуемого манжетку пневмографа, заполнить её воздухом и соединить ёе с капсулой Марея. Писчик капсулы установить так, чтобы он касался поверхности кимографа. Записать дыхательные движения при медленном вращении барабана кимографа; б) испытуемому взять в рот воду и, не глотая ее, продолжать нормально дышать. Затем проглотить воду во время вдоха. Изменилось ли дыхание и почему? Повторить опыт, проглотив воду во время выдоха; в) Во время записи дыхательных движений поднести неожиданно к носу испытуемого ватку, смоченную раствором аммиака, и подержать её 2-3 с. Происходит задержка дыхания. Почему?
2. Влияние повышенного и пониженного содержания СО2 на дыхание: а) во время записи дыхательных движений после глубокого вдоха задержать дыхание насколько возможно. Как изменится дыхание после задержки, и почему?; б) испытуемому произвести очень глубокое дыхание (гипервентиляцию), дыхание записать. Гипервентиляцию производить в течение 1 мин., затем ее прекратить и записать дыхание после гипервентиляции. Как оно изменилось? Обычно, через несколько секунд наступает остановка дыхания; в) отсоединить капсулу Марея от пневмографа и произнести бег на месте в течение 1 мин. Быстро восстановить связи испытуемого с капсулой Марея и записать дыхание. Изменилось ли оно? 3. Влияние на характер дыхания процессов координации двигательные актов: а) записать дыхание испытуемого, дав ему задание вдеть нитку в ушко иголки. Как изменится дыхание?; б) записать дыхание при ритмическом разговоре (чтение стихов). Оформить результаты работы и выводы. При оформлении результатов работы необходимо схематически отобразить возможные изменения характера дыхания (графики). В выводах следует объяснить наблюдаемые изменения дыхания. Литература. Лекции по теме. Основная: 1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009. 2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 3. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с. 4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007. Дополнительная: 1. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009. 2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с. 3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с. 4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007. 5. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с. 6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с. 7. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007. 7. Контроль: Решение ситуационных задач: Задача № 2. Как изменится дыхание испытуемого, если во вдыхаемом воздухе повысится содержание СО2?
Задача № 6. В замкнутом пространстве у человека возникло явление гиперкапнии. Как это повлияет на характер дыхания и газообмена в легких?
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»
Факультет общей медицины, фармации и стоматологии
Кафедра нормальной физиологии
|