![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Удк 7. 03
ББК 85.103(2) ISBN 5-06-003705-3 © ГУП «Издательство «Высшая школа», 2000 Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещено. СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие............................................................................................................................................................. 5 Древнерусское искусство........................................................................................................................... 6 Искусство Киевской Руси..................................................................................................................................... 6 Искусство периода феодальной раздробленности. XII – середина XIII века............................ 16 Искусство в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (XIV – начало XV в.) 30 Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века.............................. 51 Искусство XVII века.............................................................................................................................................. 64 Русское искусство XVIII века.................................................................................................................. 77 Искусство первой трети XVIII века................................................................................................................ 77 Искусство середины XVIII века....................................................................................................................... 93 Искусство второй половины XVIII века.................................................................................................... 104 Русское искусство XIX – начала XX века................................................................................... 143 Русское искусство первой половины XIX века..................................................................................... 143 Русское искусство второй половины XIX века..................................................................................... 171 Русское искусство конца XIX–начала XX века..................................................................................... 201 Искусство советского периода......................................................................................................... 239 Советское искусство от 1917 до 1941 года............................................................................................. 239 Искусство в 1941–1945 гг.................................................................................................................................. 280 Искусство середины 40-х – конца 50-х годов......................................................................................... 290 Искусство 60–80-х годов.................................................................................................................................. 300 Рекомендуемая литература.................................................................................................................. 327 Список сокращений...................................................................................................................................... 334 Именной указатель....................................................................................................................................... 335
Предисловие
Эта книга посвящена истории отечественного изобразительного искусства от Древней Руси до современности*. * Учебник представляет собой вторую часть курса «История искусств» (первая часть «Западноевропейское искусство» переиздана издательством «Высшая школа» в 2000 г.).
Свою главную задачу автор видел в создании не только базы необходимых систематических знаний по истории отечественного искусства, но и представлений об идейно-стилистических особенностях его на каждом этапе, в тесной связи с историко-социальной проблематикой времени; о характерных тенденциях в творчестве тех мастеров, в работах которых наиболее полно и ярко отразились черты эпохи. Сжатые рамки учебника обусловили определенную композицию учебника: обобщенные характеристики отдельных видов искусства, чередующиеся с небольшими монографическими очерками. По этой же причине в книге, посвященной истории изобразительного искусства, дана лишь самая общая характеристика архитектуры, особенно в моментах, когда она не столь выразительно отражает основную эволюцию искусства в целом. Поэтому же намеренно не рассматривается и история декоративно-прикладного искусства, имеющего свою яркую специфику. Вместе с тем автор старался избавить текст от излишней детализации, второстепенных сведений, чтобы сосредоточить внимание студентов на самых важных явлениях в отечественной художественной культуре, отражающих основные проблемы времени. Автором сделана попытка дать объективную, правдивую картину развития отечественного искусства послеоктябрьского периода, сказать о работах тех больших русских художников, имена которых трагедией исторического развития нашего общества были ввергнуты в небытие. Целью искусства никогда не было научить, как жить, но – обратить человека к истинному свету, сделать человека способным воспринимать добро, дать ему веру в будущее, наполнить чувством собственного достоинства, очистить его душу. В этом и есть высокое предназначение искусства. Искусство, как сказал один большой художник, не решает проблем, оно их ставит. Одной из задач истории искусства является, несомненно, прослеживание этого процесса в искусстве, его благотворного влияния на общество. При иллюстрировании учебника автор пытался отобрать произведения наиболее ярко характеризующие то или иное направление или того или иного мастера, чтобы создать по возможности целостное представление об особенностях развития разных эпох отечественного искусства. Наиболее скудно, к сожалению, представлены произведения молодых художников 70–90-х годов – в силу не зависящих от автора причин. Книга снабжена списками рекомендуемой литературы, принятых сокращений и именным указателем.
|