Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акведук – (от лат. аgua - вода и duco – веду) – это водопровод в виде канала, свинцовой или глиняной трубы для снабжения населённых пунктов водой.






Их строили в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой. Наиболее примечательная часть водовода (собственно акведук), которая прокладывалась над землёй, оврагом, долиной, рекой, дорогой, сооружалась в виде арочного пролёта. Самый длинный акведук протяжённостью 132 км. был сооружён при императоре Адриане в Карфагене.

14 акведуков длиной от 15 до 80 км. снабжали водой население. От них шла вода к фонтанам, бассейнам, общественным баням и туалетам и даже в отдельные дома зажиточных горожан.

Знаменитая канализация – Клоака Максима – построена в 7-6 веках до н.э. Размеры её были столь велики, что работники могли на лодке передвигаться по подземным канализационным каналам.

 

Термы.

 

В конце пятого века нашей эры в Риме насчитывалось более 900 бань, которые обслуживали двухмиллионный город. Любой император, желая приобрести популярность в народе, строил публичные бесплатные бани. Богатые граждане имели свои собственные термы, обставленные с исключительной роскошью: в ход шел мрамор, дерево ценных пород, серебро и золото.

 

Палестра. Римляне начинали посещение бани с физических упражнений. Для этого в термах существовали особые помещения, называемые палестрами. Занятия эти были не особенно энергичными и, как правило, неагрессивными. Безусловно, некоторые, особенно воинственные римляне, занимались в палестрах борьбой, боксом и фехтованием – на это указывают расписные фрески в Каракалле, но большинство мирно предавалось играм в мяч, бегу и плаванию. Главная цель, которую преследовали посетители бани в палестре – разогреть, размять мышцы и хорошенько пропотеть.

 

 

Аподитерий. В аподитерии или попросту раздевалке римляне разоблачались. Для того, чтобы предоставить максимальный комфорт посетителям терм и обеспечить сохранность вещей, в аподитерии существовали скамейки и полочки, куда можно было сложить одежду и прочие принадлежности. Впрочем, если комфорт римские раздевалки гарантировали, то безопасность оставленных вещей – отнюдь не всегда. Состоятельные граждане обязательно оставляли в аподитерии раба или слугу, который охранял одежду. В противном случае гордый римлянин имел все шансы отправиться домой полностью обнаженным: воровство одежды было делом обычным.

Если же одежда все-таки была украдена, чистому, но голому римлянину ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к помощи богов. Для этого посетителю бани, утратившему свое облачение, следовало записать на табличке проклятие, адресованное вору, и отнести эту табличку в один из храмов. Несколько таких табличек было найдено при раскопках римского города Бата. Одна из них была адресована Минерве и гласила: «Не давай сна и здоровья тому, кто причинил мне ущерб, будь то муж или жена, раб или римлянин, до тех пор, пока он не обнаружит себя и не принесет украденное в твой храм».

 

 

Тепидарий. Тепидарий – в буквальном переводе, «теплое помещение», был местом купания и омовения. Здесь посетители бань сами или при помощи рабов втирали в кожу масло (мыла римляне не знали), а затем счищали его специальными металлическими скребками. Кроме того, здесь же делался массаж, и оказывались услуги по удалению волос с тела – несмотря на болезненность, эта процедура была популярна в Риме поскольку существовала мода на гладкую, без единого волоска, кожу. После гигиенических процедур отмытые и расслабленные римляне купались в бассейнах с теплой водой, а затем шли в парную.

 

 

Кальдарий, лаконик и гипокауст. Самое горячее отделение римских терм называлось кальдарий. Кальдарий представлял собой обширное помещение с высоким потолком, оснащенное неглубокими бассейнами с горячей водой. Вода нагревалась за счет гипокауста – печи, которая находилась под кальдарием и служила источником тепла для терм. Гипокауст нагревал пол кальдария довольно сильно – чтобы не обжечь ноги, римляне в парной надевали деревянные сандалии. Для любителей сухого жара существовало помещение, в котором бассейнов не было – лаконик.

 

 

Фригидарий. После парной римляне посещали фригидарий – помещение, в котором находились бассейны с прохладной водой. Здесь разгоряченные посетители бани купались, обсушивались и наслаждались «культурной программой» - в термах к их услугам были поэты, музыканты, актеры и танцовщицы. Кроме того, во фригидарии можно было перекусить, выпить вина и даже поспать. Затем, совершенно утомленный и не всегда трезвый, римлянин возвращался в аподитерий, где одевался и уходил домой.

 

 

Термы Караккалы

 

 

Колонна Траяна

 

 

Выполнена из 20 блоков мрамора, имеет высоту 38 метров вместе с пьедесталом и диаметр 4 метра.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 метров с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Тем самым по ассоциации с книжными свитками прилегающих библиотек изображает иллюстрированную мраморную книгу. Лента извивается по колонне вверх в виде спиралевидного фриза с сильным ракурсным сокращением верхних сцен.

Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая находится на колонне сегодня.

 

 

Изображения на колонне Траяна

Этот колоссальный памятник, цоколь которого одновременно был надгробным памятником Траяну, дополнял храм Божественного Траяна. Храм был сооружён по приказу Адриана около 119 года, примерно через 2 года после смерти Траяна.

 

 

В честь полководцев на дорогах и входах на площади ставились триумфальные арки. Они представляют собой постоянное или временное обрамление проезда. Строительство триумфальных арок имело политическое значение.

Знаменитая арка Тита находится на Священной дороге, которая вела с востока к форуму Романум. Была завершена вскоре после смерти Тита в 81 году императором Домицианом. Воздвигнута в честь похода императора Тита на Иерусалим. Арка бетонная, облицована мрамором. Относится к числу однопролётных арок. Состоит она из двух коринфских колонн по сторонам проёма арки. Имеет капитель сложного ордера – композитную. Ионические диагональные волюты – над коринфскими листьями аканта. Украшает арку высокая надстройка – аттик – с посвящением Титу.

 

А́ ттик— декоративная стенка, возведённая над карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.

 

Внутри выполнены высокие рельефы с изображением триумфального шествия. Арка является одновременно архитектурным сооружением и мемориальным сооружением, так как в ней захоронен прах Тита.

 

Ещё пример арки

 

Вопрос 9. Дороги.

 

Римляне славились умением строить первоклассные дороги, причём делали это на века. В это трудно поверить, но части дорожной сети, построенной ими 2000 лет назад в Европе, использовались по прямому назначению вплоть до начала 20 века.

Римская дорога – это сложное инженерное сооружение. 1. Рыли траншею глубиной 1 метр. 2. Забивали в дно дубовые сваи, особенно если грунт был сырой. 3. Края траншеи укрепляли каменными плитами. 4. Внутри траншеи создавали «слоёный пирог»: крупный камень, камень помельче, песок, снова камень, известь, черепичный порошок. 5. Сверху на такую дорожную подушку клали само дорожное покрытие – каменные плиты. Всё делалось вручную.

 

 

 

 

Участок древней городской дороги, дошедшей до наших дней. Дорога ведёт к арке Тита.

 

 

Вид на Аппиеву дорогу

Общая протяжённость дорог Римской империи равнялась от 250 до 300 тысяч км. Из них только 14 тысяч пролегало по самой Италии, а остальные – в провинциях. Если не считать грунтовые дороги, 90 тысяч км. Были настоящими магистралями с твёрдым покрытием, туннелями и мостами.

 

Вопрос 10. Константин и признание христианства.

 

Христианство было одной из мистических сект на Востоке, оно ставило под сомнение верховную власть римских богов. Постепенно христианство превратилось в религию, официально она была признана в 313 году. Император Константин, не признанный богатой римской знатью, в 324 году перенёс императорскую резиденцию в греческий город на границе между Европой и Азией. Этот город впоследствии носил его имя.

Создание новой административно-религиозной столицы Константинополя на месте древнего города Византия в 330 году ускорило деление империи на Западную и Восточную, хотя это не входило в намерения императора. В восточной части говорили по-гречески, в западной – на латыни.

Во времена преследований первые христиане проявляли мало интереса к искусству, но уже в правление Константина их дома собраний и подземные гробницы (катакомбы) часто имели настенные росписи. Официальный статус христианства при Константине требовал определённого архитектурного выражения. Источником вдохновения послужила архитектура не римских храмов с их языческим прошлым, а светская базилика – излюбленный тип общественных сооружений в Риме.

 

Вопрос 11. Падение Римской империи.

Римскую империю окружало множество племён, которые не знали латинского языка, не признавали римской культуры. От этого римляне стали называть их варварами. Именно эти племена способствовали падению Рима. В 410 году Рим был взят и разгромлен германскими племенами – вестготами. Рим продолжал ещё существовать, но его мировое значение было утрачено. В 455 году Рим разгромили вандалы, тоже германские племена. А 476 год считается традиционной датой падения Римской империи.

Древняя Римская империя распалась на две части, западную и восточную. Греческую часть, восточную Римскую империю, называли Ближний Восток, или Ориент. Западная – Оксидент.

Падение Рима произвело огромное впечатление на современников. «Вечный город» пустел, на римском Форуме, где раньше решались судьбы народов, теперь росла густая трава и паслись коровы и свиньи. Падение и жестокое разграбление Рима у всех культурных людей Средиземноморья вызвало понимание обречённости римского государства вообще. Теперь никто не сомневался в близости заката Западной Римской империи, её культуры, её общественного устройства.

Итогом развала Западной Римской империи стала грызня за призрачную императорскую власть, которая началась среди различных группировок придворных и командиров отдельных армий. Группировка одна за другой стали возводить на престол своих ставленников, с которыми уже никто не считался и которых быстро сбрасывали с престола.

 

Всемирно историческое значение падения Римской империи заключается не в самом факте её гибели, а в том, что её крушение ознаменовало собой гибель рабовладельческого строя и рабовладельческого способа производства вообще. Получил развитие новый, исторически более прогрессивный способ производства.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал