Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Также крепость, убежище на случай войны.
Обязательный элемент древнегреческого театра – хор. Хор пел под музыкальный аккомпанемент и исполнял мимические танцы. В 4 веке до н.э. хор потерял своё значение и центр тяжести перешёл на актёрскую игру. Хор выступал на площадке для пляски, она называлась орхестра. Древнейший образец орхестры – это круглый утрамбованный плац диаметром 24 метра с двумя боковыми входами. Посреди орхестры находился алтарь Диониса. За орхестрой располагалась скена, оттуда выходили актёры.
Участники игр, актёры, выступали в масках с открытым ртом, чтобы лучше было слышно зрителям верхних рядов. Система масок была очень подробно разработана. Они покрывали не только лицо, но и голову актёра. При резком изменении душевного состояния актёр в разные свои приходы надевал различные маски.
Актёры вставали на котурны – специальные сандалии на каблуке до 30 сантиметров. Их так было лучше видно. Актёры одевались в пышные одежды яркого цвета, подкладывали подушечки под одежду, увеличивая тем самым масштабы своего тела. В некоторых театрах были немногочисленные механические приспособления. Когда нужно было показать зрителю то, что происходило внутри дома, из двери скены выкатывалась платформа на деревянных колёсах (эккиклема) вместе с сидевшими на ней актёрами или куклами, а затем увозилась обратно. Для поднятия действующих лиц в воздух служили машина вроде подъёмного крана. При её помощи изображали полёт бога над орхестрой, а также падение в подземное царство – Тартар.
Вопрос 6. Архитектура.
В то время город обычно располагался вокруг укреплённого холма-акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмом, посвящённым богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались жилые кварталы, их планировка складывалась стихийно. Центром каждого города была торговая площадь – агора – место политических собраний горожан. Так называлась площадь, где проходили собрания горожан, по сторонам от неё находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками. Агора обычно находилась недалеко от Акрополя.
Сложились типы общественных зданий: Булевтерий – дом для собрания совета общины;
Пританей – дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приёмов и торжественных трапез. Ста – портики, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий и построек относились также фонтаны, театры, стадионы. Палестры и гимназии – школ для физического и общего воспитания молодёжи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.
Кроме того, греки создавали культовые центры. Таким был посвящённый культу Зевса ансамбль в Олимпии, раз в 4 года здесь проходили олимпийские состязания. Таков же был комплекс сооружений в Дельфах, где находился оракул бога Аполлона.
Главными постройками были храмы. Тип греческого храма формировался постепенно в течение 7 века до н.э. Его конструкция восходит к прямоугольному в плане деревянному или глинобитному дому с двускатной крышей.
В течение 7 века до н.э. сложилась окончательная система греческого храма. Встроенный в восточный фасад портик вел к главному помещению – целле, где располагались культовые изображения, статуя, обращённая на восток, стояла в задней части помещения.
Целла — внутренняя часть греческого и римского храма. Размер целлы классических храмов был небольшой и отличался простотой отделки, в сравнению с внешней стороной храма, где община верующих собиралась для проведения обрядов.
План храма с целлой посередине
Алтарь, на котором с надеждой на благосклонность богов приносились в жертву животные, обычно стоял не в храме, а перед фасадом с главным входом. Большинство храмов было обращено на восток, так то священник, который во время богослужения тоже смотрел на восток, стоял спиной к храму. Таким образом, в отличие от готического собора, в который входят и по которому передвигаются. Греческий храм был скорее объектом благоговейного любования. Кроме торжественных дней храмы оставались запертыми для всеобщего доступа, люди могли только взглянуть на статую божества от восточной двери.
В эпоху архаики сложилась целостная архитектурная система. Позже у римлян эта система получила название ордера (то есть порядок, строй). Ордер предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль, мерку – пядь, локоть, ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз.
Фронтон – это верхнее завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Тимпан – внутреннее поле фронтона. На углах фронтона могли быть небольшие скульптуры. Они называются акротерий.
Из постамента вырастает колоннада, а на колоннаде лежит перекрытие – антаблемент.
Антаблемент – это балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоит из архитрава, фриза и карниза. Это верхняя часть архитектурного ордера.
На колоннаде покоился архитрав.
Архитрав – это нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн.
Сначала он представлял собой продольную деревянную балку, а позже систему каменных блоков. На архитрав ставились поперечные балки, их концы выступали над архитравом, которые образовывали уже фриз.
Фриз – это средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом.
Триглиф - прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с желобками.
Триглиф и метопа
Промежутки между триглифами заполнялись метопами.
Метопы – это прямоугольные, близкие к квадрату плиты, сначала деревянные, позже керамические, затем каменные. Метопы заполнялись рельефом, реже - живописью.
Таким образом, вся зона расположения поперечных балок образовывала фриз, разделённый на метопы и триглифы.
Затем шло тулово самой колонны.
Колонна – вертикальная опора, архитектурно оформленный столб, обычно круглая (редко другой формы), наделенный капителью и в большинстве случаев базой.
Виды колонн.
Пилястр (пилястра) – плоский вертикальный выступ стены, повторяющий колонну в основных пропорциях и формах..
Атлант – мужская фигура, держащая тяжесть антаблемента. Применяется как замена колонн в дорическом ордере или как кронштейны, несущие балкон. Кариатида – скульптура, изображающая женскую фигуру, которая поддерживает перекрытие здания. Заменяет ионическую или коринфскую колонну или пилястр. Вотивная колонна – отдельно стоящая колонна с изображением вотивных предметов, то есть посвященных божествам, для исцеления, удовлетворения просьбы. Устанавливались на священном участке у античных храмов.
Связанная колонна – выступающая из плоскости стены только на часть своего диаметра. Является несущей опорой или декоративным элементом.
Вдоль ствола колонны прорезались вертикальные углубления – каннелюры до 20-24 штук.
Колонна слагалась из ствола и капители.
Капитель – это верхняя часть колонны, её голова.
Строение капители:
1. Абак (абака) – плоская квадратная плита, на которую укладывались балки-перекрытия. Это верхняя плита капители. 2. Эхин – это часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем.
1. Дорический ордер возник в начале 7 века до н.э. Он сформировался в Греции путём самобытного развития строительных навыков.
Дорическая колонна не только слегка сужалась кверху, но и имела немного криволинейно-выпуклый силуэт, с которым она несла антаблемент. Это утолщение колонны называется энтазис.
1. Храм Аполлона в Коринфе
Колонны храма выполнены из известняка, первоначально они были покрыты белой штукатуркой.
2. Храм Геры в Пестуме (он же храм Посейдона)
Архелогические исследования древней колонии Пестум начался совсем случайно после того, как тут при строительстве дороги были найдены разные исторические предметы древних времен. После открытия всех сакраментальных строений предполагалось, что самый большой храм был построен в честь бога Посейдона - патрона здешней колонии, который по легенде одарял местные прибрежные воды большим количеством рыбы. Однако при изучении всех найденных даров и статуэток ученые утвердились во мнении, что все эти предметы были дарованы жене греческого бога Зевса - Гере.
Храм сохранил остатки внутренней колоннады
Ордер
3. Храм Зевса Олимпийского, или Олимпейон, был задуман как главный храм города после победы над карфагенянами. Храм должен был стать самым большим в эллинском мире: 112, 7 на 56, 3 м в плане, площадью в основании 6340 кв. м. Колонны уходили в высоту (по разным подсчетам) на 14, 5 или на 19, 2 м. Верхняя часть внешней стены отступала назад, и в образовавшихся нишах стояли восьмиметровые статуи атлантов. По сторонам храма гигантские рельефы представляли битву титанов и сражение под стенами Трои. Храм не был достроен, и в 406 г. до н.э. его разрушили карфагеняне. С тех пор он лежит в развалинах. Псевдопериптер.
Доминиканский монах и историк Томмазо Фацелло), обнаруживший остатки храма, сообщил, что здание окончательно разрушено землетрясением 1401 года – рухнули последние три атланта. После этого обломки храма использовались местными жителями для строительных работ, в том числе для возведения мола в порту. В настоящий момент развалины производят впечатление только если вы предварительно ознакомитесь с описанием храма.
Площадь храма примерно равна площади футбольного поля.
Помимо внушительных размеров, храм знаменит нестандартными архитектурными решениями: полуколонны на внешних стенах, пилястры на внутренних, атланты для поддержки карниза.
Существует сразу несколько версий реконструкции храма, в том числе расположения «атлантов» (фотографии из музея).
4. Храм Афайи на острове Эгине под Афинами
Реконструкция
2. Ионический ордер сложился в середине 6 века до н.э. на островах Ионического моря. Он резко отличается от дорического стройной колонной, которая стоит на базе и завершается капителью с двумя завитками-волютами. Фриз здесь не делился на метопы и триглифы, а образовывал сплошной пояс. И дорический и ионический ордера использовались в Древней Греции в широком диапазоне построек – от небольших галерей жилых зданий до грандиозных храмов.
3. Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами. Появился в 4 веке до н.э. Возможно, истоки этой капители следует искать в обработке металла для украшения интерьеров. Сначала грекам претило её применение во внешнем убранстве, а в 4 веке она появляется в интерьере многих зданий. В конце концов коринфский ордер завоёвывает авторитет и используется во внешней отделке крупнейшего храма материковой Греции – афинского Олимпейона.
В подарок афинянам и в знак веры в греческие идеалы и поклонения Зевсу сирийский царь Антиох 4 в 174 году до н.э. приказал возобновить работы по строительству этого храма 6 века. Необычным было то, что архитектор являлся римлянином. Коссуций заменил дорический ордер на коринфский. Известняк заменил на мрамор.
Дорический ордер — мужественный. Ионический — женственный. Коринфский — девический. Когда сложились все три ордера, тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества.
Стереобат - его объём слагался из трёх массивных ступеней, идущих вдоль всех четырёх фасадов. Верхняя плита стереобата – стилобат – служила постаментом для всего храма.
|