Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корни коммуникации






Возможно, нам удастся больше узнать об особой роли языка в человеческом общении, если мы сначала взглянем на мир млекопитающих, птиц и рыб, который ограничен невербальной, или нелингвистической, коммуникацией. Обращаясь к животному царству, мы обнаруживаем, что коммуникация без использования языка меньше подвержена ошибкам, но гораздо более ограниченна.

Люди, чей потенциал значительно выше, способны наладить коммуникацию с себе подобными и с окружающим миром, далеко выходящую за рамки возможностей даже самых высокоразвитых животных. Однако коммуникация между людьми не столь надежна, как у наших ближайших и более далеких соседей по эволюционной лестнице.

В своей работе «В тени человека», посвященной изучению шимпанзе, зоолог Джейн Гуделл подчеркивала, что человеческая речь многократно превосходит все то, что доступно нашим ближайшим родственникам среди приматов, но что мы сохранили многие из примитивных способов коммуникации, наблюдаемых у шимпанзе.

И действительно, если мы исследуем весь диапазон коммуникационных сигналов в виде поз и жестов у шимпанзе и человека, то во многих случаях обнаружим удивительное подобие. Обнаружится, что между многими позами и жестами человека и шимпанзе можно провести тесные параллели. Вполне возможно, что в далеком прошлом у нас был общий предок, который общался с себе подобными посредством объятий, поцелуев, прикосновений, похлопываний и пожатия рук.
Одно из главных отличий человека от своего ближайшего родственника шимпанзе, конечно, заключается в отсутствии речи у обезьян. Даже самые настойчивые попытки научить молодых шимпанзе человеческой речи не дали никакого результата. Язык является гигантским шагом вперед в эволюции человека.
Однако, когда дело касается эмоций, большинство людей возвращаются к старому способу коммуникации, доступному шимпанзе: одобрительному похлопыванию по плечу, объятию от избытка чувств, пожатию руки. А если мы в этих ситуациях и прибегаем к словам, то часто используем их так, как шимпанзе использует крики, — на эмоциональном уровне.
Только через понимание сходных черт поведения человека и шимпанзе мы можем по-настоящему осознать наше различие. И только тогда мы до конца поймем уникальность человека как в биологическом, так и в духовном плане.

Тем не менее шимпанзе или, к примеру, выдра с меньшей вероятностью неправильно воспримут прикосновение или объятие своего сородича в присутствии вызывающей тревогу опасности, чем хорошенькая девушка, чья рука неожиданно оказывается в руке соседа по креслу в идущем на посадку авиалайнере.

Набор сигналов, жестов и поз довольно ограничен, и все животные, похоже, знают их смысл. Человеческая природа в значительной степени все запутывает. Дело не только в том, что речь состоит из бесконечного разнообразия сочетаний сорока различных звуков, но и в том, что получающиеся в результате слова могут допускать различную интерпретацию. Таким образом, общение человека с себе подобными гораздо шире и глубже, чем у шимпанзе, но риск быть непонятым и остаться в изоляции значительно выше, чем у любого представителя животного царства.

Исследования, подобные тому, о котором упоминалось выше, дают основания предположить существование наследия, оставшегося от нашего эволюционного прошлого. Несмотря на наличие речи, у нас сохранилась невербальная коммуникация, которая является важной вспомогательной системой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал