![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция: её основные формы, виды и функции
Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее благоприятные условия производства и реализации товаров и услуг, их купли или продажи. В рыночной экономике избежать этого столкновения невозможно, так как оно порождается такими объективными условиями как: · наличием множества равноправных рыночных субъектов; · зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка; · полной экономической обособленностью каждого из них; · противостоянием со всеми другими субъектами рынка за удовлетворение покупательского спроса. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба и противостояние между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои товары как можно дороже, но конкуренция вынуждает их понижать цены и сбывать свою продукцию гораздо дешевле для того, чтобы стимулировать потребительский спрос. Возникают ситуации когда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В соперничестве между продавцами, стремящимися продать подороже, и покупателями, которые хотят приобрести товар дешевле, победу одерживают те, кто больше сплочён и имеет возможность навязать свою выгодную для них цену. Конкуренция способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителям. Это несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков. Конкуренция, как экономический процесс, представлена в виде совокупности определённых действий субъектов хозяйствования. Эти действия представляют собой экономический цикл, который включает в себя последовательные производственные процессы, такие как: · формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива; · создание конкурентоспособной продукции; · организация производства, снабжение его сырьём, материалами, полуфабрикатами и взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми организациями на возмездной основе; · сбыт продукции, который включает меры по определению объёмов, времени и места реализации; · создание инвестиционного фонда за счёт прибыли инвестиционного фонда и его использования для расширения производства. Функции конкуренции, в которых проявляется вся её сущность: · обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль; · стимулирование роста эффективности производства, которое обеспечивает «выживание» производителей; · дифференциация товаропроизводителей, то есть одни выигрывают, другие остаются при своём, а третьи разоряются); · давление на производство, распределение ресурсов между отраслями экономики в соответствии со спросом и нормой прибыли; · ликвидация неконкурентоспособных предприятий; · стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.[1] В зависимости от обстоятельств характер и виды конкуренции могут быть различными. Различают свободную, или совершенную, конкуренцию и несовершенную, или монополистическую конкуренцию, ценовую и неценовую. Совершенная конкуренция – это единственная модель рыночной структуры, при которой одновременно выполняются условия эффективности, а именно аллокативной и производственной. 1. Аллокативная эффективность – это эффективность распределения. Из теории поведения потребителя следует, что цена – это показатель предельной полезности блага для потребителя. Это значит, что каждый товар потребляется, пока оценка его предельной полезности больше его цены. В этом случае показатель совокупной полезности достигает максимума. Именно это является условием максимизации удовлетворения общественных потребностей. 2. Производственная эффективность – это когда каждый необходимый обществу товар, производится наименее дорогостоящим способом с минимальными средними издержками. Предпосылками несовершенной конкуренции являются: 1) значительная доля рынка у отдельных производителей; 2) наличие барьеров проникновения в отрасль; 3) неоднородность продукции; 4) «неадекватность» рыночной информации.[2] Эти факторы все вместе или каждый в отдельности способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Крайней формой проявления несовершенной конкуренции является монополия, предполагающая функционирование на рынке одно фирмы, которая производит основную массу определённого товара. Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, для которого выполняются следующие признаки. Признаки монополистической конкуренции (табл. 1.1)[3]
Дифференциация производится по таким признакам как: 1) техническая характеристика и качество товара; 2) услуги и условия продажи; 3) размещение и доступность; 4) фирменное название и упаковка; 5) престижность.[4] Монополистическая конкуренция успешно сочетает черты рынка совершенной конкуренции и монополии. Многие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции, например: продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и другие. Суть монополистической конкуренции заключается в продаже фирмой продукции, на которую существует множество близких, но несовершенных заменителей. Положительные и отрицательные стороны монополистической конкуренции Положительные стороны: 1. Повышение уровня жизни и рост благосостояния потребителей товаров и услуг, которые вызваны расширением ассортимента и совершенствованием товаров. 2. Всё, что связано с использованием рекламы: · реклама предоставляет ценную для потребителя информацию о товаре; · реклама помогает внедрять новые конкурентоспособные товары. Отрицательные стороны: 1. Монополистически конкурентная фирма производит меньше продукции и продаёт её по более завышенным ценам; 2. Аллокативная эффективность не достигается; 3. Производственной эффективности тоже не наблюдается; 4. Связанные с использованием рекламы: · информация, которая используется в рекламе, часто бывает обманчива; · огромные расходы на рекламу способствуют увеличению издержек, а также увеличению цен на продукцию.[5] Из двух методов конкуренции – ценовой и неценовой – российские предприятия на не благоприятных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них – ценовую. Фирмы, которые проводят ценовую конкуренцию, пытаются привлечь потребителя при помощи установления более низких, чем у соперника, цен. Это приводит к сокращению размеров прибыли, а если цена падает ниже издержек, то возникают убытки. При неценовой конкуренции фирмы стараются привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь такими способами как: улучшить качество товара, создать новый вид продукции, улучшить сервис и так далее. Базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.[6] Таким образом, можно сказать, что конкуренция – это сложнейший процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для того, чтобы одержать победу и достичь поставленных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей, в рамках законодательства нашей страны.
|