Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ученые нищие
«Небесным братом» св. Франциска называют основателя другого нищенствующего ордена — св. Доминика (1170—1221). Он родился в Испании, но долгое время жил в Южной Франции. Туда он отправился, чтобы бороться проповедью с идеями еретиков-альбигойцев. Во Франции у Доминика родилась мысль создать монашеское братство специально для противодействия всевозможным еретическим учениям и сектам. Чтобы бороться с еретиками, нужно очень хорошо разбираться во всевозможных богословских тонкостях. Поэтому в отличие от францисканцев доминиканцы, или братья-проповедники, очень много времени и сил отдавали ученым занятиям. Монахи-доминиканцы славились своей ученостью и часто занимали кафедры в лучших университетах. Доминиканцами были самые выдающиеся богословы XIII в., да, пожалуй, и всего средневековья — Альберт Великий и Фома Аквинский. Но и в трибуналах, допрашивавших и судивших еретиков, также главную роль играли «специалисты по ересям» — доминиканцы. Обыгрывая название своего ордена, братья-проповедники иногда называли себя «псы Господни» (по-латыни — «домини канес»). Доминиканцы должны были просвещать мир, проповедуя истину, и вместе с тем, как псы, охранять церковь от ложных учений. Не случайно эмблемой ордена стало изображение собаки, несущей в пасти горящий факел. Доминиканцы стремились добраться до самых отдаленных стран, чтобы там сеять семена католицизма. Уже в 1233 г. — всего через 17 лет после основания ордена — братья-проповедники начали строить монастырь вид Киевом. А в 1272 г. они были уже в Китае. От буквального следования обету нищеты орден отошел еще раньше, чем францисканцы. Этого следовало ожидать уже хотя бы потому, что ордену с самого начала нужны были помещения для библиотек, школ, а затем и храмы для проповедей. Вопросы 1. Можно ли сказать, что многие ереси и движение францисканцев выросло из одного корня? Что общего между еретиком и монахом-миноритом, а что их различает? Попробуйте сравнить учение Франциска с ересью Сегарелли и Дольчино, во многом подражавших миноритам. 2. Объясните, почему св. Франциска Ассизского сейчас на Западе нередко называют «основателем экологического движения»? 3. Почему наивные толкования Франциском Писания пользовались большей популярностью, чем изощренные рассуждения ученых-богословов? 4. Зачем был нужен Иннокентий III Франциску, а Франциск — Иннокентию III? 5. Можно ли заметить собственное отношение монаха-бенедиктинца к встрече Иннокентия III и Франциска? 6. Составьте два рассказа: один от имени наместника Иисуса Христа на земле Иннокентия III, а другой — от имени последователя Иисуса Христа — Франциска о том, что они почувствовали при первой встрече друг с другом. 7. Что общего между миноритами и «псами Господними» и чем они отличаются? 8. Могли ли нищенствующие ордены оставаться действительно нищенствующими намного дольше, чем это оказалось на самом деле?
|