Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из хроники Пражского университета об осуждении и сожжении книг Уиклифа
И еще в лето Господа 1410-е вышеназванный архиепископ пражский Збинкон, хотя и обладавший от природы здравым умом, но в священной науке не имевший никакого авторитета, был введен в заблуждение дурными советниками и дело, начатое безрассудно, завершил наихудшим концом. Именно он поручил исследовать изъятые, согласно папской булле, книги Уиклифа шести враждебно к ним настроенным докторам и магистрам и на основании их доклада приказал публично сжечь книги в следующий за праздником св. Вита день. Но по настоянию короля Чехии, господина Венцеслава, отложил исполнение своего безумного решения до прибытия прежнего маркграфа Моравии господина Иодока. Но еще до прибытия маркграфа вышеназванный архиепископ в 16-й день июля приказал сжечь книги Уиклифа посреди двора архиепископского дома в присутствии пражского капитула, прелатов и многочисленного клира. Итак, на том месте, распевая псалмы и громким голосом возглашая: «Тебя, Бога, хвалим...», и под звон колоколов, как над покойником, они бросали в огонь древние пергаменты и сохраненные с давних времен грамоты и сожгли много прекрасных книг. Но, как думают, наиценнейшие из них были спасены. Они надеялись, что этим положили предел смутам, но с соизволения Бога, Судьи Праведного, они открыли этим только их начало. 25 июня магистр Ян Гус... с приверженцами выразили свой протест. Но архиепископ Збинкон, не обращая внимания на их протест, отлучил от церкви всех протестующих с их приверженцами, так же как и всех, не сдавших книги Уиклифа. И еще по причине вышеупомянутого сожжения книг и отлучения магистра Яна Гуса и других в народе произошел великий раскол. Некоторые очень тяжело приняли его отлучение архиепископом, так что ропот пошел после этого по всей пражской церкви. И в день Марии Магдалины 22 июля духовенство, совершавшее в облачении службу в числе почти 40 человек, и другие отступили от святых алтарей. И в этот же день в храме св. Стефана в Новом Месте Праги шестеро, обнажив мечи, хотели убить богохульствующего проповедника. Всех клириков охватил (после этого) такой страх, что в последующее время они не стали признавать отлучения, не основанного на Законе Божием. Из «Хроники» Лаврентия из Бржезовой о требованиях гуситов И еще, чтобы не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного грешника... какого бы они ни были общественного положения и сословия. И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитий в корчмах каких бы то ни было напитков, а также внесение их, как только согласно объявлениям. И еще, чтобы не носили роскошных одежд и не допускали бы ношение другими слишком против Господа Бога драгоценных, как-то: серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости. И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соответствующих наказаний ни в ремеслах, ни в рынке не было обманов, утайки (материалов), чрезмерной наживы, божбы, (изготовления) всяких бесполезных и суетных вещей, хитрости, надувательства... И еще, чтобы священники, которые должны служить примером, соблюдали порядок, установленный Богом, и подражали апостолам и пророкам. И еще, чтобы начальники соблюдали божественное право наряду с другими верующими христианами и свои распоряжения согласовывали с волей Божией и представляли в ратушу для проверки на основе Закона Божиего. И еще, чтобы все платежи священникам были обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи, чтобы священники содержались по усердию верующих. И еще, чтобы изгнали от себя всех противников истины Божией и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед Богом, так и им не должно быть оказано доверие ни по какой милости. И еще, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые и серебряные чаши, и все антихристово насаждение, идолопоклонство... не исходящие от Господа нашего, Отца Небесного. Вопросы 1. Почему хронист называет решение о сожжении книг «безумным»? 2. Возможно ли было «положить предел смутам»? Как должен был вести себя архиепископ для достижения этой цели? 3. Сравните движение гуситов с известными вам крестьянскими восстаниями в Англии и франции.
|