Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приватизация и ее особенности в России.⇐ ПредыдущаяСтр 112 из 112
Важным направлением в структурной политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли ~ сферы обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в об- Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце ХХ - начале ХХI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупированных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израильской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской проблемы остаются безрезультатными. Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предлогом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борьба против оккупантов. Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Африке периодически вспыхивают локальные войны между некоторыми странами, нередки гражданские войны, сопровождающиеся массовым истреблением населения. С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские войска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания монополярного мира, где господствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако совершенно очевидно, что даже такое могущественное государство не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же подобным положением недовольны другие постоянно растущие центры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание многополярного мира. «Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усугубляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала. Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию - достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую новлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста. Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и экономической безграмотности многие граждане либо продавали ваучеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдававшие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий доход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли национальное богатство.
|