Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казань – научный и культурный центр Поволжья в 19 веке.






Во второй половине XIX в., прежде всего в пореформенный период, произошли глубокие сдвиги в социаль-экономической, общественной жизни страны. Под их влиянием развивалась культура, в различных областях которой наблюдался существенный прогресс.

Наука. Центром культуры, прежде всего науки, обширного края по-прежнему являлся Казанский университет. В его стенах оформляется и получает развитие несколько научных школ, получивших всемирное признание. Основоположником новой школы органической химии стал Александр Михайлович Бутлеров. Он родился в 1828 г. в Чистополе в семье участника Отечественной войны. После окончания Казанского университета, по ходатайству одного из своих учителей К.К. Клауса (другим учителем являлся Н.Н. Зинин), был в 1850 г. оставлен на кафедре химии для приготовления к профессорскому званию. Через год А.М. Бутлеров защитил магистерскую диссертацию, а еще через три года спустя был удостоен звания доктора химии и физики. В 1860-1863 гг. возглавлял Казанский университет.

Основной научной заслугой A.M. Бутлерова является создание теории химического строения органических соединений. Эта теория положила начало современной органической химии. Исследования казанского ученого открывали пути создания пластмасс, синтетического каучука, других новых органических веществ. Его фундаментальный труд «Введение к полному изучению органической химии» стал настольной книгой многих поколений химиков. Бутлеров был избран академиком Петербургской академии наук, почетным членом двадцати шести российских и иностранных университетов и научных обществ. Выдающимися учениками А.М. Бутлерова были Владимир Васильевич Марковников и Александр Михайлович Зайцев. Их исследования способствовали развитию синтетической органической химии. Работы профессора Мариана Альбертовича Ковальского послужили развитию казанской астрономической школы. Он предложил новые методы вычисления орбит малых звезд и двойных планет, а также разработал новый метод определения движения Солнечной системы в пространстве.

Родоначальником казанской школы геологов стал Н иколай Алексеевич Головкинский. Его трудами, как и работами ряда других ученых, закладывались основы отечественной региональной геологии. Немало ценных идей высказал геолог Александр Антонович Штукенберг. Он создал геологический музей в Казанском университете, заложил основы городского краеведческого музея был одним из организаторов общества естествоиспытателей.

Во многом обязана российская наука расцветом казанской математической школы, широким распространением ее достижений профессору Казанского университета, уроженцу Казани Александру Васильевичу Василъеву. Он был одним из основателей Казанского физико-математического общества (1890) и его председателем в течение пятнадцати лет. А.В. Васильев участвовал в выпуске серии книг «Новые идеи в маразматике». Особые заслуги принадлежат ему в пропаганде идей Н.И. Лобачевского. Биография великого метра, материалы по которой собрал Васильев, была издана в 1894 г. Более поздние работы профессора способствовали распространению в России идей теории относительности. После изгнания из университета П.Ф. Лесгафта разработка проблем физиологии была продолжена доктор Кюм медицины Николаем Осиповичем Ковалевским. Он стал основоположником Казанской физиологической. Выдающиеся исследования в этой области были выполнены профессором Николаем Александровичем (иславским. В 70-х гг. XIX в. профессор Емилиан Валентиевич Адамюк основал в Казанском университете кафедру гальмологии и первую клинику глазных заболеваний в Казани. Его имя стало чрезвычайно популярных. Как писала газета «Волжский курьер», «Казань сделалась местом, паломничества для тысяч больших и не было, кажется, более известного имени из врачей среди населения востока России, как имя адамюка». Работы Е.В. Адамюка положили начало отечественной офтальмологии.

В 1885 г. при университете была открыта первая в России психофизиологическая лаборатория. Ее создателем был доктор медицины Владимир Михайлович Бехтерев, уроженец села Бехтерово Елабужского уезда. Его исследования нервной деятельности человека принесли ему славу основоположника экспериментальной психологии. В области лингвистики крупное наследие оставили профессора Казанского университета Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, Василий Александрович Богородицкий. Кроме подготовки трудов по славянскому языкознанию, Бодуэн де Куртенэ провел большую работу по редактированию и дополнению «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля. В.А. Богородицкий стал основателем отечественной экспериментальной фонетики..

Начиная со второй половины 60-х гг. при университете организуется несколько научных обществ. Это общество врачей, а затем и естествоиспытателей, общество археологии, истории и этнографии, в работе которого активное участие приняли К. Насыри, Ш. Марджани, X. Фаизханов, юридическое, физико-математическое, неврологическое общества. Наряду с научными они решили и практические задачи. Такая же направленность была и у Казанского экономического общества, действовавшего с 1839 г.

Образование. Во второй половине XIX в. Казанский университет перестает быть единственным высшим учебным заведением в крае. В 1874 г. на базе университетских кафедр был организован ветеринарный институт, который возглавил П.Т. Зейфман. Он был призван готовить специалистов для районов Волго-Камья, Сибири и Средней Азии. На первых порах ученых и преподавателей там было немного — всего 14 человек. Но вскоре институт становится крупным центром ветеринарного образования и науки. Среди Харьковского, Юрьевского и Варшавского ветеринарных институтов он занимал первое место по общему числу студентов (200-250 человек). К высшим учебным заведениям относились также Казанские высшие женские курсы и Казанский учительский институт. Оба эти учебные заведения были открыты в 1876 г. Среднее специальное образование давали промышленное техническое училище — первое среднее химическое учебное заведение в России, музыкальная школа Р.А. Гуммерта, художественная школа, юнкерское пехотное училище. Получает развитие средняя школа. В конце столетия в Казани действовали четыре мужских и три женских гимназии, реальное училище, ремесленное училище, а также Родионовский институт благородных девиц.

Из религиозных учебных заведений продолжали работать духовная академия и духовная семинария. Здесь велась подготовка кадров священнослужителей и миссионеров. Основным типом массовой начальной школы были земские школы. С 1884 г. правительство стало насаждать церковно-приходские школы, единственным учителем в которых был местный священник. В начале 90-х гг. таких школ было более 60. Часть детей могла обучаться в начальных народных училищах, вольных крестьянских школах. Для нерусского населения края были открыты министерские школы с преподаванием на русском языке, особые церковно-приходские школы, а также школы, которыми ведало Братство святителя Гурия. На детей мусульман были рассчитаны русско-татарские школы. Эти школы финансировало государство, доведя их число к концу столетия до 57. В мектебы и медресе внедрялись русские классы, содержавшиеся на средства населения. Эти школы и классы имели обрусительную направленность. Вместе с тем они способствовали распростране­нию русской грамотности и русского языка, элементов светской культуры. Основой начального и среднего образования татарской молодежи являлись мектебы и медресе. Их число во второй половине XIX столетия значительно возросло. К началу следующего века в городах, сельских населенных пунктах Казанской губернии насчитывалось более 640 мектебов и медресе. В них обучалось около 50 тысяч учащихся. Постепенно в систему национального образования входили новометодные школы, однако их общее число было еще невелико. Проект создания для татар крупного светского учебного заведения, который в начале 60-х гг. разработал ученый-просветитель X. Фаизханов, не был осуществлен из-за противодействия правительства. На рубеже XIX-XX вв. около 80 процентов татар Казанской губернии владели грамотой на родном языке.

Для получения образования шире начинают использоваться возможности средних и высших русских учебных заведений. Татарских юношей, пусть и в небольшом количестве, можно было встретить в казанских гимназиях, училищах. Ежегодно несколько десятков человек оканчивали Казанскую татарскую учительскую школу, основанную в 1876 г. при участии также К. Насыри и Ш. Марджани. Среди ее выпускников крупные деятели татарского национального движения М. Султан-Галиев, С. Максуди, Ф. Туктаров, педагог М. Курбангалиев, один из создателей татарского профессионального театра И. Кудашев-Ашказарский. С их именами и деятельностью мы познакомимся в следующих главах учебного пособия. В пореформенные годы увеличилось количество студентов-татар в Казанском университете. Несколько татарских юношей стали студентами ветеринарного института. Татары учились также в Петербургском, Томском, Московском университетах. С конца XIX столетия и, особенно с начала следующего некоторые из них стали получать образование в зарубежных средних и высших учебных заведениях. В апреле 1895 г. состоялось торжественное открытие Казанского городского музея (ныне Государственный объединенный музей РТ). Основу музея составила уникальная коллекция казанского археолога, нумизмата и коллекционера Андрея Федоровича Лихачева, уроженца села Полянки-Никольское Спасского уезда. В ней было около 40 тысяч предметов, живописные полотна русских и западноевропейских мастеров, несколько сотен книг. Все это богатство за 30 тысяч рублей серебром вдова коллекционера уступила его брату И.Ф. Лихачеву, который и передал коллекцию музею, (коллекция была оценена специалистами в 200 тыс. руб.). Крупные суммы на создание музея пожертвовали купцы и промышленники, в том числе И.И. Алафузов, П.В. Щетинкин, Я.Ф. Шамов, И.В. Александров. Дочь казанского предпринимателя О.С. Александрова-Гейне выдела 500 тысяч рублей. Казанский архиепископ пода­рил городу знаменитую карету Екатерины II. В фонды музея вошла и этнографическая коллекция, собранная учителями Царевококшайского уезда на средства, предоставленные наследником царского престола. Создание городского музея явилось важным событием в культурной жизни края. После открытой в 1865 г. городской публичной библиотеки это было второе крупное просветительное учреждение.

Периодическая печать и литература. Мир казанской периодики пореформенных лет стал более представительным и разнообразным. Кроме правительственных «Губернских ведомостей», издававшихся с 1838 г., это уже более десяти газет различного толка. В своем большинстве они издавались в либеральном духе. Среди них были «Казанский биржевой листок», «Камско-Волжская газета» «Волжско-Камское слово», «Казанские новости». Правда, век их существования был недолог — один- три года. Долгожителем оказался «Казанский биржевой листок»: начиная с 1868 г. он издавался в течение 24 лет. На консервативных позициях стояла редакция «Казанских вестей», монархические взгляды со своих страниц проповедовал «Казанский телеграф». С 1884 г. начал выходить «Волжский вестник». В течение пяти лет его главным редактором был историк права, профессор Казанского университета Н.П. Загоскин, и газета имела либерально-народническое направление. Это привлекало к ней многих прогрессивных общественных деятелей, ученых, писателей, публицистов. Здесь печатались Д.Н. Мамин-Сибиряк, Г.И. Успенский, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, В.Г. Короленко, A.M. Горький, Н.Н. Булич. В нескольких номерах «Волжского вестника» за 1892 г. была опубликована работа Н.П. Загоскина Казанская старина. Очерки города Казани и казанской жизни в 40-х годах». Для татарского населения Казанской губернии газет тогда не издавалось. Было предпринято несколько попыток добиться у властей разрешения на издание периодики на татарском языке. Одна из них связана с именами преподавателя тюркских языков Петербургского университета X. Фаизханова и переводчика Азиатского департамента Министерства просвещения П.И. Пашино. Они в 1859 г. обратились в Министерство просвещения, чтобы получить разрешение на выпуск газеты «Чул-пан». В просьбе им было отказано. Первая в России тюркская газета начала выходить в 1875 г. в Баку, но вскоре она прекратила свое существование. Дольше выпускалась газета И. Гаспринского «Тарджеман» («Переводчик»), издававшаяся в Крыму. Ее читали в просвещенных кругах казанского татарского общества.

Продолжала работать Азиатская типография, издания которой способствовали распространению культуры и светского образования среди татарского народа. Здесь выпускались словари, буквари, сочинения по истории и языку татарского народа, художественные, публицистические произведения.

В конце XIX в. в Казани действовало около 15 печатных заведений. Среди изданий тех лет — произведения восточных мыслителей, западных историков и педагогов, книги по медицине, юриспруденции, педагогике, естественным и точным наукам в переводе с русского, произведения русской художественной литературы, учебники по истории и географии, русско-татарские словари и самоучители. Были изданы сочинения 3. Бигиева, М. Акъегетзаде, Г. Ильяси, Ф. Халиди, с которыми связано зарождение и развитие светской реалистической татарской литературы. Несколько изданий выдержали переработанные К. Насыри художественные произведения из восточных литератур «Повесть о сорока везирях», «Авиценна».

Центральными вреалистической татарской литературе второй половины XIX в. были идеи просветительства и национального возрождения. Они пронизывают роман Загира Бигиева (1870-1902) «Тысячи, или Красавица Хадича» и «Великие грехи», драматические произведения Габдрахмана Ильяси (1856-1895) «Несчастная девушка», Фатиха Халиди (1850-1923) «В ответ несчастной девушке». Эти произведения Г. Ильяси и Ф. Халиди были первыми татарскими драмами. Начал пробовать перо Фатих Карими (1870-1937). В конце 90-х гг. он опубликовал рассказ «Женитьба Салих-бабая» и повесть «Шакирд и студент». В татарской прозе возникли такие новые жанры, как мемуары, путевые очерки, публицистика.

Искусство. Казанский городской театр приобретает славу одного из лучших провинциальных театров России. Этой славе во многом был обязан деятельности антрепренера, казанского купца ПМ. Медведева. Начиная с 1874 г. вказанском театре действовали уже три труппы — драматическая, оперная и опереточная. Здесь ставились драмы и комедии А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера. Большим успехом пользовались оперы Ш. Гуно, Дж. Верди, А.С. Даргомыжского, Дж. Мейербера, П.И. Чайковского. В ряде драматических и оперных спектаклей в роли статиста выступал юный Федор Иванович Шаляпин, уроженец Казани. В марте 1890 г. В опере «Евгений Онегин» в хоре он исполнил партию Зарецкого. Через девять лет, уже, будучи известным артистом, Ф.И. Шаляпин на казанской сцене выступал в операх «Русалка», «Фауст» и «Жизнь за царя». На казанской сцене начинался творческий путь многих актрис, актеров. Среди них М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, В.Н. Давыдов, М.И. Писарев. Их имена вскоре стали известны всей российской театральной публике. В товариществе антрепренера ММ. Бородая в Казанском городском театре в конце 90-х гг. блистал В.И. Качалов. Татарский профессиональный театр возник позже. Но уже тогда в частных домах ставились самодеятельные спектакли. Учащаяся молодежь, педагоги организовывали театрализованные представления в медресе, татарских учительских семинариях. В 80-х гг. создаются общества любителей сценического искусства, любителей музыки, пения и драматического искусства, Казанское отделение Русского музыкального общества, музыкальная школа. В работе Общества любителей музыки, пения и драматического искусства (с 1895 г. Общество любителей изящных искусств) участвовали профессора Казанского университета А.Н. Казем-Бек, Н.П. Загоскин, поэт Н.Е. Боратынский, музыкант и композитор А.И. Панаев. Насыщенной становится музыкальная жизнь татарского общества. Наряду с традиционными, в быт начинают входить русские музыкальные инструменты. Приметой времени становятся домашние концерты, обучение молодежи музыке. В 1895 г. для подготовки художников, скульпторов, граверов и архитекторов в городе открывается Казанская художественная школа. Через год в ее помещении состоялась первая в Казани художественная выставка картин. В последующем такие выставки становятся обычным явлением. Через три года после открытия Казанской художественной школы умер великий русский живописец, график, мастер литографии и офорта Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Он родился в Елабуге. Родители надеялись, что Иван Шишкин станет купцом, продолжателем семейных традиций. Но он с юных лет увлекся рисованием. Эта его склонность была отмечена и учителями 1-й Казанской гимназии, где И. Шишкин учился в 1844-1848 гг. Затем последовала учеба в Московском училище живописи ваяния и зодчества. И вот он уже художник первого разряда. В 70-90-е гг. И.И. Шишкин пишет большие эпические полотна — «Сосновый бор. Мачтовый лес в «Вятской губернии» «Кама», «Утро в сосновом лесу», «Афанасовская корабельная роща близ Елабуги». Все они пронизаны елабужскими мотивами, любовью к природе родного края.

Прежде всего, как прикладное развивается татарское изобразительное искусство. Распространение получают художественные промыслы по изготовлению вышивок, цветной и узорной обуви. Художественный талант народа находил выражение в узорном ткачестве, резьбе по дереву, ювелирном деле. Над художественным оформлением книг, издававшихся в Казани на татарском, восточных языках, плодотворно работал каллиграф, мастер книжной миниатюры М. Г. Махмудов. На рубеже XIX-XX вв. начинается становление татарского профессионального изобразительного искусства. В 1883 г. в Петербургской академии художеств получил диплом на право преподавания первый татарский художник Шакирджан Ахмеджанович Тагиров (1858-1918). Преподаватель рисования в Казанской татарской учительской школе стал известным мастером рукописной и печатной книги. Таким образом, в пореформенный период культура в различных своих областях делает крупные шаги вперед. Формируется и получает всемирную известность несколько новых казанских научных школ. Массовый характер приобретает система образования. Время большого подъема переживают театральная, художественная жизнь, татарское книгопечатание. Татарские прозаикиосваивают реалистический метод, новые жанровые формы. Развивается татарский самодеятельный театр, на исходе столетия начинается становление татарского профессионального изобразительного искусства. Общей тенденцией развития культуры выступает демократизация. Однако воспользоваться в полной мере культурными достижениями могла в основном просвещенная, состоятельная часть общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал