Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обещание Бодхисаттвы
Следующая тема, которую мне хотелось бы рассмотреть — обещание Бодхисаттвы и лежащий в его основе настрой — бодхичитту. Считается, что бодхичитта незаменима для достижения Просветления. Без сочувствия и бескорыстной мотивации невозможно достичь полного пробуждения. И это так, и никак иначе. Когда Будда Шакьямуни еще не достиг состояния Будды и даже не начал путь Бодхисаттвы — путь, который в конце концов привел его к цели, — он был обычным человеком, таким как мы с вами. В одной из жизней ум будущего Будды переродился в одном из адов и очень сильно страдал от кармических тенденций, господствующих в мирах адов. Демоны в адах заставили его в паре с другим существом тянуть телегу с тяжелейшим грузом, которую невозможно было сдвинуть с места. Демоны подгоняли их ударами плеток и пинками. В один такой момент существу, впоследствии ставшему Буддой, пришла на ум мысль: «Почему мы должны страдать оба, достаточно и меня одного, тогда мой напарник сможет освободиться от страданий». Он обратился к демону: «Отпустите его, я один потащу эту телегу». Предводитель демонов разъяренно закричал: «Как ты собираешься тянуть ее один, когда вы и вдвоем еле двигаетесь!» Он схватил топор и рассек голову существа пополам. Ум, таким образом, мгновенно освободился из ада и благодаря своему сочувствию обрел в следующем перерождении драгоценное человеческое тело. Это было первое проявление бодхичитты в уме существа, ставшего впоследствии Буддой. С этого момента началась длинная цепь перерождений, пятьсот жизней в низших и пятьсот в высших сферах существования, пока наконец этот Бодхисаттва не достиг Просветления как Будда Шакьямуни. Но без этого первого проявления сочувствия такое развитие никогда бы не началось.
Без сочувствия и бескорыстной мотивации невозможно достичь полного пробуждения.
Спонтанное пробуждение сочувствия, конечно, имеет огромную пользу, но польза будет еще больше, если мы даем обещание духовному учителю в присутствии всех Будд и Бодхисаттв работать на благо всех существ и развивать любящую доброту и сочувствие. Благодаря этому обещанию интенсивность нашего намерения становится гораздо сильнее, а благоприятные последствия, наполненные благословением Будд, гораздо глубже. Во время церемонии обещания Бодхисаттвы мы «официально», в присутствии духовного учителя, Будд и Бодхисаттв десяти направлений обещаем работать на благо всех существ. Обещание Бодхисаттвы связано с линией передачи, которая от наших дней восходит к четвертому Будде нашей эпохи, Будде Шакьямуни. Существует два главных потока. Одна линия идет от Будды Шакьямуни к Будде Манджушри[14], потом — к индийскому буддийскому мастеру Нагарджуне и его ученику Арьядэве[15]и так далее в непрерывной до сегодняшнего дня линии преемственности. Эта преемственность называется «линией глубокого видения». Второй поток линии передачи идет от Будды Шакьямуни к Бодхисаттве Майтрейе[16], потом к буддийским мастерам из Индии Асанге и Васубандху[17]и так далее до наших дней. Эта линия называется «линией широкой активности». Обе линии доступны и сейчас. Практикующие могут дать обещание Бодхисаттвы в «линии глубокого видения» или «линии широкой активности». Существует, однако, разница в практическом применении, поскольку обещание по «линии широкой активности», которая идет к нам от Майтрейи, традиционно дается тем, кто проходит посвящение в сан, будь то мирские обеты, обеты послушников, монахинь или монахов. Таким образом, оно несколько ограничено. «Линия глубокого видения» напротив, доступна всем: тем, у кого есть основополагающее доверие к Дхарме Будды, и тем, кто принял Прибежище. Они могут получить формальную передачу в истинном смысле слова. Единственная предпосылка для принятия обещания Бодхисаттвы в «линии глубокого видения» — доверие к Трем драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе, и сочувствие ко всем существам. Это — дух этого обещания. В качестве подготовки к получению передачи необходимо накопить много хороших впечатлений (заслуги) и осознавания. Мы уже накопили огромное количество заслуги, иначе у нас не было бы драгоценного человеческого тела. Уже одно это свидетельствует, что в прошлых жизнях мы совершили много позитивных действий и накопили множество хороших впечатлений. Как следствие — усилились кармические тенденции, которые привели к нынешнему драгоценному человеческому рождению. Это накопление не заканчивается нашей сегодняшней ситуацией, но будет расти и развиваться дальше, особенно после принятия обещания Бодхисаттвы. В нашу мировую эпоху появится тысяча Будд, четверо из них уже появились. Будда Шакьямуни — четвертый Будда из тысячи.
В нашу мировую эпоху появится тысяча Будд, четверо из них уже появились. Будда Шакьямуни — четвертый Будда из тысячи.
Все эти Будды в определенный момент в прошлом впервые пробудили в своем уме Бодхичитту — когда-то у них впервые появилось желание работать на благо других. Когда-то они формально приняли обещание Бодхисаттвы в присутствии Будды. Это послужило толчком к процессу развития, которое в конце концов в течение этой мировой эпохи приведет к Просветлению. Некоторые, состоятельные и могущественные, подносили в дар свои королевства, свою власть, чтобы получить обещание Бодхисаттвы. Другие были бедны и не могли дать ничего, кроме пригоршни травы или связки дров. Они подносили только это и получали обещание Бодхисаттвы. Чистота сердечных намерений — самое важное. В Тибете существовал обычай: люди, желавшие получить обещание Бодхисаттвы, собирались за три дня до церемонии, совершали подношения, делали простирания, помогали Сангхе, чтобы накопить заслугу и подготовить себя к получению передачи. Мы не сможем растянуть сегодняшний вечер на три дня, но осознавая важность настроя ума, мы делаем подношения в уме и накапливаем хорошие впечатления таким образом. Правильной мотивации достаточно, чтобы подготовить себя к принятию обещания Бодхисаттвы.
|